16 глава. Польша и Прибалтика

Журавлёв Сергей
Польское*  дерево –липа.
/*И общеславянское, даже балто-славянское; Во всех балтийских и славянских языках ЭТО дерево зовётся одинаково./
 Липа как модель мира, мировое древо –внизу холоп(корни), сверху шляхтич(ствол), вокруг гонор(листва). У липы мягкая, податливая древесина, фигуристая листва, медвяный запах от цветов – в общем, дерево благожелательное, открытое миру**  и не агрессивно-обособленное –в противовес германским готическим елям, средиземноморским отчуждённым кипарисам и массивным оливам, и величественным соснам.
/**И Польша, и Белоруссия -компактны, округлы, обкусаны соседями по бокам. Россия и Украина более остроконечны, выбрасывают территории в стороны, как щупальца./
Поляки и их балто-славянские соседи - земледельцы  в лесу, рыбаки  у моря, ремесленники в городках и местечках. Изба, хата –угловата (Европа любит угловатые формы), высока (второй этаж, а то и третий –многоярусна, как окружающий лес), обязательны окна (чтобы было видно, что творится вокруг, слишком много звуков вокруг, видеть обязательно. Мир кругом многоголос). Растение важнее животного (поскольку земледелец) и сам более растителен, чем животен (в  отличие от скотовода) –негибок, неповоротлив, волосат, угловат, твёрд. Кланяется земле при пахоте, жатве и молотьбе, крутится при косьбе –человек-машина, человек-комбайн. Зато, когда отдыхает –приподнят над землёй (сидит на лавке, на стуле). Ест быстро, молча, но основательно.
Прибалтийская троица сильно различается в еде. Литовцы едят много картошки и гусей. Латыши –рыбы и зерна. Эстонцы постоянно смешивают несочетаемые продукты –уху с сухофруктами (море с садом), свиную кровь с мукой и молоком, ягодный кисель со сливками. Ржаной хлеб и сало любят все.  Ещё эстонцы очень любят свиней, и не только разводить и есть. Если эстонца назвать свиньёй, он не обидится, а  обрадуется  – его сравнили с таким хорошим животным ***! Оно неприхотливо, заботится о своих детях (особенно, чтобы они были всегда сыты) и вообще, очень похоже на человека.
/***Финских «Сердитых птиц» можно рассматривать как камень в эстонский огород (или русский, или немецкий). Хорошие честные птицы, живущие среди природы, обороняются от плохих жадных свиней, живущих в городе-крепости. Птицы слиты с окружающей природой и не хотят чужого, свиньи –наоборот! Хотят украсть птичьи яйца, лишить птиц потомства –будущего!/
Особенно это заметно, когда эстонцы едят в домашней обстановке. Чавкают, хрюкают, тащат и пихают себе в рот побольше –чтобы набраться сил для работы.