15 глава. Испания и латинская Америка

Журавлёв Сергей
   Камень от итальянцев, синусоида от французов, эгоизм  и чувство собственного достоинства –свои.  Испания – камень, Латинская Америка –её тень ( а испанская католическая церковь –тень римской). Тень –не просто копия вещи, а искаженная копия вещи. Золото солнца(заходящего) и чернь тени. Вытянутость –шпилей соборов и замков (испанская готика –нечто особое), лиц и тел на картинах (Эль Греко, Дон Кихот). Тень отклоняется от прямой –и испанцы тоже любят причуды и отклонения. Торквемада* (из Ватикана сделали выговор), Пикассо, Дали  и Гауди(один сбежал во Францию, другой в Америку, третий не сбегал, но его архитектурные закидоны не одобрялись).
/*Фамилия великого инквизитора говорящая – «Горящая башня»! Внешне невозмутимый аскет, а в голове страсти кипят!/
 Закидоны дона Кихота Ламанчского тоже не одобрялись современниками, но были положительно оценены потомками! Трагизм и надрыв души –постоянно. Коррида, фламенко и сарабанда, инквизиция и конкиста/реконкиста –всегда на грани, всегда с риском для жизни. Для Латинской Америки испанский образ жизни- как стержень, на который удалось нанизать разобщённые индейские народы и сделать из них сверхнацию ибероамериканцев (как для германоамериканцев – британский образ жизни).
Индеец ведь тоже –выносливый, бесстрашный, рисковый, готов всё поставить на карту. Отчего испано-португальское крещение Америки прошло  с меньшим геноцидом, чем в США** .
/**Перечитал «Тома Сойера» -гордый индеец(метис) Джо, убивающий родных богатого обидчика – в романе показан исключительно чёрными красками. Он безжалостный, лживый и мстительный убийца. К счастью для Тома и Гека, он погиб от голода, когда залез в пещеру, а её заколотили и он не смог выбраться. Заколотили же пещеру не ради него, а чтобы дети в ней больше не терялись пачками. Для северного американца индеец хорош либо мёртвым, либо живущим где-то далеко. Даже для толерантного Марка Твена./
Так что Кортес женился на Малинче, и она стала полноправной доньей Марией, а на севере всё ограничилось романом Джона Смита и Покахонтас, казусом-анекдотом без продолжения. Канада и Луизиана –два остатка французской Америки –продемонстрировали средний путь между испанским и английским –не полное истребление и не полное подчинение (с последующим слиянием)… и не полное слияние –французы утекли, индеанки остались. Вместе с детьми – каджунами и фронтирьёрами. Так что французское влияние в Америке – «как мимолётное видение», в противовес Новой Испании (Мексика –квинтэссенция кастильского влияния) и Новой Англии (страна янки, Массачусетс, Бостон –квинтэссенция британского духа). На плантаторском юге британство тоже проявляется –в виде анекдотичной любви к чаю со льдом. Британский чай***  –но со льдом, ибо жарко в субтропиках! Без молока –ибо коров мало и молоко быстро киснет. Но отвергнуто карибско-мексиканское кофе, которое охотно приняли янки-северяне (и скандинавы тоже –тем более, американцы скандинавского происхождения больше любят северные, снежные штаты Америки, а не южные и солнечные)
/***В американском мире чай –напиток аристократов, простые американцы пьют кофе или какао. Когда американские девочки играют в чаепитие, всячески подчёркивается аристократичность этого занятия. Это вам не разудалое русское чаепитие купцов и кулаков! Или истовое чаепитие у староверов (тоже купцов, промышленников и крестьян, а не аристократов). «Чай пила, баранки ела, позабыла, с кем сидела»./
«Plus ultra» - «За пределы» -девиз на испанском гербе явно демонстрирует постоянное желание испанца дойти до предела, до грани –а потом шагнуть ещё дальше! Помимо риска, испанец ценит человеческие отношения.
«Благородный дон», «испанский гранд» -характеристика испанца в глазах прочих европейцев , не обязательно аристократа. Честный, благородный, ценящий честь и дружбу больше выгоды. Мистер, герр и месье –не благородные господа, дон Корлеоне –хоть и господин, но совсем не благородный. 
На другом конце Европы благородные шляхтичи (злая насмешка –ибо они работают у неблагородных западных европейцев сантехниками, дорожными рабочими и курьерами**** ) и Петербург, где жил свихнувшийся чиновник Поприщин («Записки сумасшедшего»), мечтавший сбежать в Испанию –самую солнечную и жаркую страну Европы. Не в Англию, не во Францию или Австрию, даже не в Италию (которую Гоголь нежно любил) –а именно в Испанию, где самый высокий градус и климата(температуры), и страсти.
/****Светлые польские эльфы в подчинении у хоббитов, гномов, орков, огров…/
***
Португалия –это Испания на берегу океана. Иберо-пиренейский песок омыт морской водой, поэтому испанский флаг жёлто-красный (песок и кровь), а португальский –зелёно-красный (океан и кровь). Жизнь на краю континента побуждает к поискам счастья за краем, походу за океан. Португальцев «вытолкали» первыми, и они жались к Африке и Азии, ища путь к островам Пряностей и шёлково-фарфоровым землям. Испанцев вытолкали вторыми, и они решили проблему кардинально - чем идти за португальцами и подбирать остатки, лучше рвануть им навстречу, и занять место первым! Совершенно случайно на пути оказались американские континенты - Новый Свет.
***
А теперь переходим к старосветским помещикам: