С протезом на самолете

Олег Каминский
     В истории войн было немало примеров высочайшего мужества, несгибаемой силы воли и героизма, когда воины после тяжелых ранений, став инвалидами, оставались в боевых рядах и продолжали сражаться с врагами.

     Так, знаменитый немецкий рыцарь Готфрид «Гёц» фон Берлихинген (1480-1563), потеряв в одном из сражений правую руку, заменил её железным протезом, за что получил прозвище «Железная рука» и продолжал воевать.

     Несмотря на многие раны и потерю правой руки, продолжал одерживать победы в морских сражениях величайший английский флотоводец адмирал Горацио Нельсон (1758-1805).

     В музее прославленного Французского легиона до сих пор хранится ручной деревянный протез командира отряда легионеров капитана Деню, погибшего в 1863 году при осаде гасиенды Камероне в Мексике.

     В годы гражданской войны в России в составе 61-го кавалерийского полка знаменитой Конной армии С. М. Буденного воевал одноногий боец, лет сорока. Потеряв в бою правую ногу, он не ушел из полка, а благодаря упорной тренировке наловчился садиться на коня и спешиваться с такой же быстротой, как и все бойцы. Имя его осталось не известным, но, возможно, именно он послужил прототипом безногого красного командира в замечательном советском кинофильме «Служили два товарища» (1968).

     В период Великой Отечественной войны, несмотря на потерю обеих рук продолжал воевать артиллерист Василий Степанович Петров, который командовал истребительно-противотанковым полком, стал дважды Героем Советского Союза, генерал-полковником.

     С протезом руки воевал другой участник Великой Отечественной войны танкист Павел Данилович Гудзь.

     Даже женщина, 22-летняя гвардии сержант Мария Ивановна Лагунова, воевавшая механиком-водителем танка Т-34, после тяжелого ранения и ампутации обеих ног, ещё четыре года служила в учебном танковом полку.

     Полковник Вермахта граф Клаус Шенк фон Штауффенберг, известный своим участием в покушении на Гитлера, вернулся в строй после потери левого глаза и кисти правой руки.

     В общем, случаев, когда воины-инвалиды с протезами продолжали участвовать в боевых действиях, достаточно много и, упоминать обо всех нет никакой возможности.   

     Однако подобные случаи были не только среди военнослужащих наземных войск и военного флота: с появлением авиации они были отмечены и среди авиаторов, что, естественно, вызывает непомерное удивление и уважение. Ещё бы! Летчик с протезом конечности, или без одного глаза, пилотирующий самолет, да ещё и участвующий в воздушных боях! Подобный факт, безусловно, поражает всякое воображение. Конечно, такие удивительные случаи были крайне редки, да и не обо всех из них известно. Например, у нас широко известен подвиг советского лётчика А. П. Маресьева, который с протезами ног успешно воевал на истребителе. Однако мало кто знает, что такие подвиги летчики совершали ещё до Маресьева, да и после, эти поразительные случаи несгибаемого мужества были повторены другими нашими и иностранными летчиками. Сколько же было таких удивительных авиаторов?

     Судя по всему, первыми такими героями были француз лейтенант Поль Альбер Пьер Тараскон, а также летчики-истребители русской императорской авиации корнет Г. В. Гильшер и поручик А. Н. Прокофьев-Северский, которые с протезами ног продолжали летать и сражаться в годы первой мировой войны
               
     Чуть позже, в годы гражданской войны в России летал с протезом ноги красный военлет Г. К. Киш.

     Задолго до начала второй мировой войны английский летчик Дуглас Бадер, потеряв обе ноги в авиационной катастрофе, с протезами на ногах продолжил службу в истребительной авиации.

     С 1938 года с протезом летал на истребителях итальянец Эрнесто Ботто по прозвищу «Железная нога», потерявший ногу в боях над Испанией.

     Само собой разумеется, наибольшее число летчиков-инвалидов появилось в период второй мировой войны. Первым «сталинским соколом», ставшим воевать с протезами на ногах весной 1942 года, был Г. П. Кузьмин, вторым в июле 1942 года стал И. С. Любимов. В марте 1943 года вернулся на фронт З. А. Сорокин, в мае 1943 года - А. И. Грисенко, с июня 1943 года воевать на протезах стал Л. П. Лапин, с июля 1943 года - А. П. Маресьев. В том же 1943 году с протезом ноги вернулся в бомбардировочную авиацию И. А. Маликов, снова сел за штурвал истребителя, потерявший один глаз Б. И. Ковзан, прославившийся своими четырьмя воздушными таранами. С 1944 года, после госпиталей и получения инвалидности, вновь сражались А. В. Буркин, Л. Г. Белоусов, П. Р. Гонтарь, А. Ф. Белецкий, И. А. Леонов, И. С. Сосегов и другие. Последним советским летчиком, вернувшимся в строй с протезом ноги в мае 1945 года, был И. М. Киселёв.

     Примеры поразительной силы воли продемонстрировали не только «сталинские соколы», но и летчики других стран. В сражениях второй мировой войны отличились вышеупомянутые безногие летчики-истребители Дуглас Бадер и Эрнесто Ботто. С протезами конечностей, или без одного глаза, продолжали летать и сражаться немецкие летчики Фридрих Франц Амзинк, Вальтер Брандт, Виктор Гильгендорф, Карл-Вильгельм Гофман, Фридрих Кралеманн, Стефан Литьенс, Виктор Петерманн, Ганс-Ульрих Рудель, Герд Мюллер-Тримбуш, Ганс Швирблат и другие. Потеряв одну ногу, продолжал летать на боевые задания воздушный стрелок бомбардировщика чех Ладислав Кадлец. Высочайший боевой дух проявили японские воздушные самураи Ютака Мориока, Сабуро Сакаи, Юкио Симокава, Йохеи Хиноки… Наверняка, есть еще много подобных героев, о которых мы пока не знаем.
 
     Удивительные подвиги авиаторов отмечены и в мирное время. Например, известный советский летчик-испытатель С. Н. Анохин, потеряв один глаз, продолжал сложнейшие испытательные полеты, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.   

     Все эти отважные люди: наши летчики и летчики других стран, безусловно, заслуживают огромного уважения и восхищения. Жизнь и подвиги этих героев — это образец настоящей силы воли, пример для патриотической молодежи.
    
     Подборка их кратких биографий – это своеобразная дань памяти отважным летчикам, перенесших ампутацию тех или иных органов и вопреки всему продолжавших летать. Разумеется, данная подборка не является полностью исчерпывающей, но со временем она, безусловно, будет пополняться новыми фактами несгибаемой силы воли крылатых героев.