Коварство и любовь. Глава 4. Аморальная мораль

Томас Твин
                Твоими устами буду судить тебя.
                Лука 19:22


РАЗОБЛАЧЕНИЕ РАЗОБЛАЧИТЕЛЯ

И вновь обратимся к фигуре обольстителя, из-за которого чуть не погибла Сусанна. Вряд ли соперник Иоакима был выдумкой старцев, поскольку грубый обман мог обернуться для них большими неприятностями. Искушенные законники прекрасно понимали, что если суд проведет, как положено, раздельный допрос по приметам этого ловеласа, их без труда уличат во лжи. Вводить в заблуждение совет слишком опасно, поэтому старцы не лгали о свидании в парке. Они действительно обнаружили там постороннего, но их охотничий задор внезапно угас. Блюстители нравов не стали бить тревогу, и чужак беспрепятственно покинул место преступления. Набежавшим слугам они не описали его приметы и не организовали погоню по горячим следам. Эстафету невмешательства подхватили их коллеги по совету, которые не стали тратить время на преступника ни на первом, ни на втором заседаниях - оба раза синедрион торопился побыстрее свернуть дело. За осторожной старостью последовала и сметливая молодость в лице Даниила: наиболее важную и заметную фигуру – визави Сусанны – самозваный арбитр проигнорировал, а все внимание перенес на ничем не примечательное дерево. Почему же никто не осмелился тревожить покой дерзкого преступника?
Причина проста: старцы и синедрион догадывались, что придется иметь дело с очень знатной особой, и опасались крупных неприятностей. В такой ситуации благоразумнее действовать по принципу: «Не судите, да не судимы будете»*.
Свои резоны были и у Даниила. Нетрудно заметить его сходство с гостем Сусанны: как и тот, Даниил молод, находчив, да в придачу хорош собой**. Он имел какое-то отношение к инциденту, раз вмешался в конфликт, который его вроде бы не касался. Он явно неравнодушен к красоте Сусанны***. Для постороннего Даниил чересчур хорошо информирован об эксцессе - так, словно был его очевидцем. Вероятно, слухи о нем уже бродили в народе, поскольку еще в толпе он заявил, что непричастен к преступлению - странное заявление для стороннего человека.
Неудивительно, что на суде он старался не касаться скользкой темы: не ровен час, всплывут приметы преступника, кто-нибудь обнаружит его сходство с Даниилом или осмелевшие старцы опознают в нем того, кого увидали в саду… Серьезной опасности для молодого царедворца такой оборот не представлял, но его небезупречную репутацию подрывал и уж точно ставил крест на судьбе Сусанны. Поэтому Даниил делал все возможное, чтобы угрозами и оскорблениями парализовать волю оппонентов, и одновременно клеветой возбуждал против них народ. Не исключено, что в еврейское гетто осмотрительный сановник явился в сопровождении телохранителей и использовал их как дополнительное средство запугивания. Это его охранники схватили, разъединили и затем по команде Даниила приводили на допрос растерявшихся старцев, их же Даниил насмешливо обзывал меченосными ангелами.

--------------------------------------------------------
                *Если синедрион считал возмутителем спокойствия знатную персону из свиты царя, то преследовать его не имело
                смысла, т.к. преступления приближенных Навуходоносора не относились к юрисдикции иудейского суда.
             **«И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и
                княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом…По истечении же
                десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими
                яствами» ( (Дан 1:3-4,15)
          ***Помимо богобоязненности и добродетельности Сусанны автор трижды(!) упоминает ее красоту и один раз даже
                называет нежной. По отношению к женщине такой эпитет в синодальном переводе Библии более нигде не
                встречается.
--------------------------------------------------------



                АМОРАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

Для полноты картины нам остается ответить на самый интригующий вопрос: почему же влюбленный пророк так медлил с защитой Сусанны и вмешался в самый последний момент?
При желании он мог угрозами или подкупом погасить скандал в зародыше еще до суда, ведь поначалу старцы выражались осторожно и торг был возможен. В случае неудачи можно было изобличить несговорчивых клеветников (тем же «древесным» допросом) уже на первом заседании, избавив Сусанну от осуждения и позора.
Зная широкие возможности Даниила, Сусанна до последнего момента молчала, ждала и надеялась… Увы, миновал день рокового свидания, прошла бессонная ночь, закончился суд, настало время прощаться с родными и отправляться в последний путь, а избавителя все нет. Дальше надеяться было невозможно. Тогда Сусанна взяла инициативу в свои руки и громко заявила о невиновности.

На первый взгляд этот порыв кажется совершенно естественным. Смущает лишь его лаконизм и явная незавершенность. Обычно в трудную минуту к Богу обращались за содействием, а вот богобоязненная Сусанна только сетует: «Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». И это все? Трудно поверить, что на грани смерти отчаявшаяся женщина не стала бы молить Господа о спасении и восстановлении справедливости – так, как обычно взывали жалобщики (например, Давид, Азария, Даниил, Иезекииль и многие другие)* Логично предположить, что концовку этого крика души писатель опустил.
Смущает и другое. Богобоязненная Сусанна наверняка много раз молила Господа о спасении. Почему же Господь услышал голос ее только тогда, когда она воззвала к нему публично?

--------------------------------------------------------
               *«Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?  …  Призри, услышь
                меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: 'я одолел его'.
                Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.  Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о
                спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Псалтирь 12: 2-6)
                «Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей и избави нас силою
                чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, … и сила их да
                сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной» (Дан 3: 42-45)
                «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от
                святой горы Твоей; … Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и
                на город, на котором наречено имя Твое; … прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого,
                Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан 9: 16-19)
                «услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить
                дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне!…
                поступи с ними так же, как Ты поступил со мною …» (Плач Иеремии 1: 19,21,22)
--------------------------------------------------------


По странному совпадению именно теперь, после вопля осужденной, Даниил активизировался и вступил в борьбу. Понятно, что ему вовсе не хотелось выставлять себя на всеобщее обозрение: толпа возбуждена, в ней полно фанатиков, ненавидящих царя и его прислужников, обыватели муссируют слухи, в которых мелькает имя Даниила…. И все-таки он пришел на помощь Сусанне. Пришел в самый последний момент, после ее отчаянного призыва. Еще немного – и уже ничего нельзя было бы изменить. Такой запоздалый порыв сильно смахивает на вынужденный шаг, навязанный Сусанной своему избраннику. Не содержало ли ее выступление каких-то скрытых угроз, не на шутку встревоживших Даниила?
Дополнительный свет на эту ситуацию может пролить инертность другого важного персонажа, доселе пребывавшего в тени, - мужа Сусанны. Нечасто бывает, чтобы очень богатый и влиятельный супруг не предпринял ровным счетом ничего для спасения жены и репутации семьи. Иоаким молчит, хотя скандал роняет честь и жены, и его самого, и всего его дома, и родителей Сусанны. Что-то мешает иудейскому олигарху употребить весь административно-финансовый ресурс для добровольно-принудительного подавления конфликта (или хотя бы справедливого судебного разбирательства). Отмалчивается на этот счет и автор книги - всеведущий Даниил, хотя обычно он с легкостью проникает в тайные мысли людей и царей (взять хотя бы грязные помыслы старцев).
И все же некоторые гипотезы выдвинуть можно, если вспомнить, что Сусанна и Даниил назначают свидание практически дома, в полдень, в обычный день, когда дом посещало множество людей.

==============================================
Даниил встречался с Сусанной с ведома Иоакима
==============================================

Допустим, они специально выбрали время, когда посетители расходятся на обед, но муж-то и все домашние, напротив, к полудню возвращались домой на сиесту. В любой момент они могли заглянуть в сад и застать любовников с поличным, но те почему-то не страшились последствий. Логично поэтому предположить, что муж знал, чем занята его жена. Такие отношения вообще-то не новость для библейских сюжетов - ветхозаветные мужья нередко решали свои проблемы за счет жен, дочерей и наложниц. Одни прикрывались ими от врагов, другие богатели за их счет, сильные овладевали чужими женами, слабые мирились с прихотью господ. Вспомним Авраама, отдавшего Сарру в гарем фараона за дорогие подарки; Исаака, выдававшего жену за сестру; Лота, предлагавшего распаленной толпе дочерей, и левита, пожертвовавшего в Гиве наложницей ради спасения собственной жизни [Суд 19]. Вспомним, как царь Давид беззастенчиво отнял Вирсавию у Урии Хеттеянина, как Елкана и Маной мирились с неожиданными беременностями жен, поскольку эти зачатия ниспосланы «сверху» … Так продолжалось и во времена Даниила - «руководители народа» тоже пользовались своим положением, заставляя «общаться» с ними «дочерей Израиля»*. Не смел противиться желаниям царского фаворита и пожилой Иоаким**.

----------------------------------------------------------
        *«Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами» (Дан 13: 57)
      **В патриархальном обществе богатство и почет обычно соответствуют зрелому или преклонному возрасту. Кроме того,
          родители Иоакима, вероятно, уже мертвы, поскольку их имена отсутствуют. В отличие от них родители более молодой
          Сусанны еще живы, Даниил даже называет имя ее отца.
----------------------------------------------------------


Ушлые старцы проведали о его секрете и решили воспользоваться им. Сначала они попытались застичь любовников и шантажировать Сусанну прямо в саду, на месте преступления. Не добившись желаемого с первой попытки, они перенесли огонь на Иоакима, грозя изобличить весь любовный треугольник и требуя секса с Сусанной в качестве отступного. Однако, Сусанна вновь заартачилась и выложила свои козыри – она угрожала обвинить старцев в шантаже и насилии, а мужа – в сводничестве.
Опасаясь скандала, старцы и Иоаким притворились, что отступили, но втайне от Сусанны договорились избавиться от строптивой дамы. Решили срочно изолировать и устранить ее руками суда. Им удалось заручиться поддержкой Даниила, недовольного распространением порочащих его слухов. (Еще в саду старцы намекнули сбежавшейся челяди, что следы злоумышленника ведут во дворец*. Досужая молва сразу отождествила тайного гостя хозяйки с одним из 4 высокопоставленных молодых иудеев из свиты царя). Эти сплетни надо было немедля прекратить, поэтому Даниил примкнул к заговорщикам и уговорил Сусанну молчать, обещая в подходящий момент выручить ее. На самом деле он заботился ровно о том, чтобы его имя не фигурировало на процессе. Пусть старичье расправится со своей жертвой, публика успокоится и жизнь войдет в обычную колею.
Однако жертва не пошла на заклание и сама вступила в борьбу. Сначала она молчала и наивно ждала, что суд ее оправдает – ведь накануне на семейном совете Даниил и Иоаким пообещали спасти ее от позора. Шло время, но судьи оставались все так же суровы и непреклонны. Они даже не позволили ей выступить в свое оправдание. Наконец, ее признали виновной и приговорили к смерти. Только тут несчастная поняла, что ее коварно и цинично «подставили». Дальнейшее промедление воистину смерти подобно, и Сусанна начинает действовать. В завуалированной форме она грозит изобличить мужа, любовника и пожилых вуайеристов**. Это им подает она угрожающий сигнал, замаскированный под обращение к Господу (как говорится, «Имеющий уши да слышит!»). Сусанна фактически шантажирует заговорщиков - она еще темнит, не называя имен и поступков (только «они», «эти люди», «не сделала ничего, что они выдумали»), но уже грозится всех обличить. В своей книге Даниил привел лишь первую – жалобную - часть обращения, но вырезал из него вторую - угрожающую - половину. В целом виде аутентичный призыв-сигнал Сусанны должен был звучать примерно так: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня. Ты знаешь, что было на самом деле. Помоги мне, Боже, и обличи истинных виновников моего несчастья, иначе я сделаю это сама. И пусть никто не надеется, что избежит возмездия».
И услышал глас ее тот, кому он и предназначался, - не Господин моря и земли, а господин жены своей. И взволновался он о славе и жизни своей. Посему, не мешкая, подбил он Даниила сгубить бывших союзников – старцев – и так сохранить себе жизнь, жену и репутацию.

----------------------------------------------------------
       *Вспомним, как скупо описывает этот эпизод Даниил: «старейшины сказали слова свои», «ничего такого о Сусанне
         говорено не было». Какие слова и какого «такого»?
    **Сусанна встречалась с Даниилом по настоянию Иоакима, поэтому она справедливо полагала, что не обманывала мужа
        (то есть и вправду «не сделала ничего, что эти люди злостно выдумали на меня») …
----------------------------------------------------------

(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).