Прощание с луной

Алексей Квашнин
Алексей Квашнин

(под редакцией Арины Лукаш)

Прощание с луной

***

Я смотрю на ночной город из окна автомобиля. Мимо проплывают синие огни заправок, мерцающие вывески магазинов. Ярким красным светом, как вызов, кричит в глаза надпись «Вино». Пламя рекламы и мрак внутри. Тёмные переулки куда интереснее. Хочется уйти и пропасть где-то там, раствориться в черноте. Я смотрю на ночной город. Он не влечёт и не манит меня как когда-то в детстве. Я уже всё про него знаю. Ничего хорошего в нём нет. Можно заставить себя поверить на время. После — то же самое. Во всём отныне ощущаю я пустоту. Нескончаемая мёртвая река жизни. Притворяющиеся живыми пловцы — покойники. Они барахтаются, выдумывают идеи, религии, чтобы не было скучно бояться смерти. Мы все в рабстве, только сильные могут выбраться на берег.

Горят яркими цветными точками светофоры. Я проезжаю перекрёсток за перекрёстком. Пустеют улицы. Серые дома похожи друг на друга. Целые кварталы ничем не отличаются. Одинаковые лампы, сливающиеся в одну скучную нить. Я вижу много скворечников, но не наблюдаю гнёзд. Тоскливая безнадёжная ночь смела с улиц бегунов. А завтра утром снова на старт! Бег с препятствиями без финиша и награды. Я тоже участвую в гонке. Но сейчас не спешу. Это потому что меня дома никто не ждёт. Я останавливаюсь на крыльце, прежде чем спрятаться в слепой норе. Горький табачный дым обжигает ноздри. Только замедлив ход можно заметить что-то настоящее. Из-за грузных мрачных туч выплыла белая красавица луна. Я заворожён. Я теряю дар речи, сбрасываю старую кожу, становлюсь на колени перед недостижимой мечтой. Уставшего, запутавшегося, заблудившегося раба она уводит меня за собой. Сколько силы и правды в её чудесном облике! Плохой сон продолжится для меня утром. Он будет даже цветным. Но сердце моё отныне принадлежит белоликой царице ночи.

***

Детство ушло и больше никогда не вернётся. Не будет тех милых добрых друзей-мальчишек. А помнишь, как падая с велосипеда, сбивали в кровь коленки, плакали, утешали друг дружку и снова смеялись. Каждые десять минут рождались новые приключения. Каждый день неслись мы навстречу неизведанному. Жизнь была полна открытий. Мы ждали встречи. Нам интересно было видеться, шалить вместе. А сейчас если я увижу тебя, мой лучший друг, я ничего не почувствую. Всё умерло. Исчезла прекрасная страна наивных щедрых детских сердец. Так горько помнить каждое дерево, твои следы на пыльной дороге, твой радостный искренний смех. Тогда мы ещё умели радоваться от всей души любой мелочи. Вместе горевали, когда плохо одному.

Сейчас я возвращаюсь к нашему тайному месту в лесу. Я хочу снова увидеть тебя там, таким же молодым и чистым, не забитым жизнью. Вот выглядывают из палатки твои хитрые прищуренные глаза. Ты снова рядом. Ты вернулся, моя душа. Мне хочется плакать, но мои слёзы давно высохли. И сердце. Когда-то у нас было время. И мир вокруг был соткан для нас. Яркими красками нарисован родной край белых тополей, жёлтой степи, зелёных кудрей душистых берёз. Помнишь нашу снежную крепость с вырытыми подземными ходами? А как ты нырнул в огромную лужу из-за девчонки? Теперь я ничего не стал бы делать. Это больше не интересно — рыться в снегу. Я не вижу, как раньше, в сугробе дворца. Я не вижу в женщине принцессы, не стану совершать подвиг. Где-то там, в лесу, на нашем месте осталась наша любовь ко всему. Откололась какая-то невидимая часть наших сердец, наших улыбок, тёплых ладоней, детских слёз. Моя чистая и преданная любовь к тебе. Наверно, это всё зарыто под нашим заветным деревом. Может быть, случится вернуться туда, выкопать детство. Снова стать счастливым. Пробежать босым по деревне, встретить радостные лица друзей, поделиться бурлящим потоком эмоций. Нет. Не обратить всё вспять. Я не верю больше. Поэтому и не найду ничего под нашим деревом. Остались лишь обрывки киноленты в моей голове. А помнишь, как бросались початками кукурузы? А помнишь, как я злился, а ты дразнил меня? Смеялся и говорил, какой я глупый. Помнишь, сидели ночью, в сугробе, прижавшись друг к другу плечами, смотрели, как заметает одинокую улицу, и верили в чудо. А помнишь…

***

Я еду по делам. Работа. Мне некогда было заниматься личной жизнью. А сейчас я этого делать уже не умею. Останавливаюсь на светофоре. Мимо по тротуару идёт пожилой мужчина. Он привлёк моё внимание своим пением. Да! Он не пьян, он в возрасте. Просто гуляет и поёт что-то себе под нос. Я завидую ему. Почему я не могу так же как он? Мне некогда? Чушь! Просто я боюсь, что меня примут за идиота. Боже, до чего мы дожили! Если человек счастлив, идёт по дороге и поёт, его считают ненормальным. Как я стал таким? Почему я не могу просто радоваться жизни? Наверно, потому что я уже не верю в счастье. Жизнь научила меня не верить ничему и никому.

Проезжаю мимо детского сада. Во дворе кричат маленькие ребятишки. Я вижу молодых мам, забирающих домой детей. Странно. Я ничего не чувствую. Наверно, это самое страшное — когда становится безразлично. Есть у меня ребёнок или нет. Был бы я счастлив, приехать в садик за своим чадом? Мне всё равно. Одинаково. А малыши криками птенцов рвутся в большую жизнь, но не в моё сердце. Оно давно умерло. Один знакомый как-то сказал мне: «Если тебе на всё по..й — ты пропащий человек». Возможно, он был прав.

И всё же немного зависти прорывается внутрь, когда перед моим капотом проезжает семья на велосипедах. На одном молодой парень с ребёнком в багажнике, на другом — его жена. Они счастливы, хоть и денег хватает только на старые велики. Я же заработаю на целый автопарк, но на новом Порше не въеду в вечность. И радости не испытаю. В который раз появляется желание замедлить ход, оглянуться вокруг, не смотреть, а увидеть. Не слушать, а услышать. Найти истину. Что-то раз и навсегда изменить в жизни. Остановите же меня! Увлеките в другой мир! Спасите! Нет. Не будет помощи. Мне нужно самому…

В ненужных лицах проходит ещё день. Я не помню, что было час назад. Каким я был, что делал. Вязкий тоскливый сон тянется целую вечность. Время, кажется, вот-вот остановится совсем. Никуда не спрятаться, не сбежать от своей головы. А ей везде плохо и скучно. Гладкий деревянный руль дарит пальцам приятное прикосновение, но отвратительный мозг не пускает в сердце такой нужный восторг. Иногда я чувствую, что знаю весь мир. Ничего нового и таинственного в нём уже нет. И радости мне не будет.

***

Когда-нибудь меня не станет. Ничего не изменится. Ни ход всеобщей человеческой истории, ни течение подземных вод, ни орбиты планет. Так же ярко будет светить солнце, такой же зелёной будет трава. Миллионы существ, подчиняясь законам природы, займут свою ячейку в механизме вселенского бытия. Ни одно из них не вспомнит такого-то мужчину, которого звали так-то, который занимался тем-то. Если бы я знал, что завтра умру, и меня бы спросили, чего бы я хотел пожелать человечеству, что хотел бы сказать на прощание, я бы ответил: «Не знаю». Возможно, я бы вообще промолчал. Так глупо что-то говорить. И верить чьим-то словам, не испытав самому. А пожелал бы я, наверно, чтобы люди были наивнее и добрее. Чтобы они не торопились стать взрослыми и умными. Хотелось бы, чтоб человеческая сущность побеждала звериную. Чтобы люди видели своеобразную и неповторимую внутреннюю красоту каждого человека. Пусть даже самого неприметного.

Ещё пожелал бы людям способности любить. По-настоящему, без оглядки, не жалея, не скупясь. Приносить в дар любви всё самое дорогое, чем обладаешь. Тратьте себя без меры! Отдавайте во имя искренней любви, во имя чистой дружбы, на благо искусства. Даже если безвозмездно.

Когда-нибудь меня не станет. Но если вам будет очень одиноко, посмотрите на луну, и вы почувствуете — я рядом. 

***

Старик. Я иду гулять в парк. Что мне осталось? Лишь наблюдать со стороны, как радуются жизни другие люди. И вспоминать. Вспоминать каждое место, попадающееся на пути, что с ним связано. Когда-то давным-давно, когда я ещё думал, что полечу, я был здесь. И видел всех этих людей или других…. Не важно. Но я обманывался, что они идут для меня. Сейчас я точно знаю — не нужен им. Я словно тень. Никто не замечает, есть я или нет. Я эгоист, нужно делать что-то для общества. Почему я не хочу? Нет единения. Я не понимаю их целей, они не поймут меня. Не хочу строить чужой дом, в котором не стану жить.

Люди увлечены созданием новых технологий. А может, не стоит? Научно-технический прогресс приносит в жизнь человека столько пустого. На что люди отвлекаются от главного, на что тратят столько времени? Истинные ценности подменены модным смартфоном. Все бегут вперед, так же как бежал я. Нет времени остановиться, подумать, оглянуться, изменить свою жизнь. Все торопятся, надеясь, что завтра будет лучше. Сегодня я ещё побуду в жопе, но завтра-то точно всё изменится. Ничего не изменится. Всегда будет мало. Такова натура человека. Может, стоило бы подарить кому-то своё время, свою любовь. Взять ребёнка из детского дома. Кого-то спасти…

Было время, когда я качался в колыбели дикой природы. Ночевал в лесу, спал на земле, переплывал море, взбирался пешком на гору. Лишь там испытывал я истинный восторг. И он состоял не столько в том, какие дивные виды и впечатления от приключений дарила земля, но и в большой степени оторванности от человеческого общества. Великий парадокс: без людей одиноко, а когда они есть — мешают.

У каждой категории людей есть круг общения в зависимости от их увлечений. У богатых — богачи, у театралов — люди, связанные с искусством, и т. д. Даже у пьяниц есть друзья-алкаши. Лишь у одинокого человека никого нет. Это страшная категория, в которую попал я. Так было не всегда. Учился — общался со студентами, купил машину — общался с автолюбителями. Теперь, когда у меня не осталось интересов, не осталось и друзей. Выходит, что я сам по себе, как человек, никому не нужен и не интересен. Завтра я начну сажать деревья во дворе, меня сразу заметят и полюбят обитатели двора. Но так будет лишь до той поры, пока я не прекращу заниматься растениями.

Всё проходит. Дружба и любовь обречены с самого начала. Всё кончается, всё надоедает человеку. Он находится в постоянном движении. Меняются этапы его жизни. На одном сопровождают одни спутники, в следующем они уже не нужны. Тяжело создавать семью, давать клятву в любви и верности, прекрасно зная, что придёт день, когда всё кончится. И ладно бы через двадцать лет. Нет. Гораздо раньше, чем ты думал. Женщина встретит более выгодную партию и уйдет, не моргнув глазом, ведь это так же естественно для человека, как сходить в туалет. Она заберёт ребенка, и плевать ей будет на него и на меня. Очень быстро для неё всё забудется, и уже завтра она будет смеяться, играя с другим мужчиной. Это я буду переживать обо всём до скончания своих дней. Наверно, поэтому я не женат.

Незаметно для себя я пришёл к нашему танку. Ноги сами принесли меня сюда. Много лет назад мы фотографировались у этого памятника с моей любимой девушкой. У меня нет этого фото, но оно настолько отчётливо отпечаталось в моей памяти, как будто это было вчера. Я вижу твою нежную улыбку, красивые карие глаза, молодую белую кожу, русые волосы. Такой ты осталась в моей памяти навсегда. Я помню своё лицо. В нём читалась надежда. И вот передо мной снова этот танк и это место, и так же рядом бегают с радостными криками дети. Всё как тогда. Только нас с тобой больше нет.

Когда я возвращался домой, шаркая по асфальту аллеи, я думал: была ли ты когда-нибудь у нашего танка после того, как мы расстались? Вспоминала ли ты меня?

У меня осталась лишь работа. Бесконечная. Бесцельная. Но я не могу без неё. Там меня занимают чем-то, отвлекают от мыслей, говорят, что мне нужно делать. Самое страшное — когда я сижу дома один. Никто не командует, а сам я себе не начальник. В работе нет смысла, но меня заставляют и я делаю. Дома я не хочу заниматься бесцельными делами.

Уже третий день я слоняюсь из угла в угол. Разговариваю сам с собой. Звонил начальник, попросил посидеть дома ещё день. Я согласился. А может быть, мне всё это приснилось? Может, я сам звонил себе?

***

Иногда вдруг ни с того ни с сего, появляется жуткое желание — жить. Начинаешь строить планы, мечтаешь о каких-то достижениях. Будто просыпаешься, и хочется трогать жизнь: слышать шелест листьев на ветру, почувствовать на лице свежий ветер, пробежать под тёплым дождём, обнять мокрое тело девушки, вдохнуть запах её волос. В такие моменты я даже пишу список всех целей, которые поставил перед собой, и, методично добиваясь их осуществления, зачёркиваю одну за другой.
Очередной приступ жизнелюбия спровоцировала командировка в соседний город. И выехал я в ночь именно потому, что хотел перемен уже сегодня. Мне ужасно надоело всегда ждать завтра. Я торопился. Я старался изо всех сил встретить новую судьбу как можно скорее. Очутиться в незнакомом городе, почувствовать, что тоже движешься вместе со всеми, не стоять на месте.

Наступало утро, а новый город всё не показывался на горизонте. Неудержимо клонило в сон, я бил себя по щекам. Ещё немного, ещё чуть-чуть и всё изменится! К чёрту ожидания! Я жить хочу! Жить! Прямо сейчас! Жить…

Я открыл глаза от жуткого рёва звукового сигнала, увидел перед капотом ослепляющий свет фар, почувствовал сильный удар, и наступила темнота. Навсегда.

***

— Как ты хочешь жить хорошо, если в тебе отсутствует самое нужное качество человека — жадность?
— Почему? Я довольно эгоистичный человек.
— Да это понятно! Мы не об этом сейчас, мы о рвачестве говорим. Почему ты уступаешь всегда место? Отдаёшь выгодные позиции, пропускаешь всех вперёд! У тебя так никогда и ничего не будет!
— Наверно, я слишком добрый.
— Здесь нельзя быть добрым. Тебя оберут до нитки. Обманут, всего обчистят!
— Я знаю, но я такой, какой есть. Почему-то таким родился. Ничего с собой не могу поделать.
— Да-а, беда! С луны ты, что ли, свалился…

***

В абсолютной тьме я услышал голос. Такой мягкий, спокойный и от этого жуткий в этой вечной черноте.
— Самая большая беда человека — если он закрывает для себя горизонты. Нужно всегда искать, менять работу, менять образ жизни. Человеку свойственно идти вперёд, даже если он идёт в никуда. Например, в ад… — молвил он.
— Кто это, кто здесь? — испуганно спросил я.
— Ты не знаешь меня?! Ведь ты же сам возвеличил мою личность в своей душе. Как это ты написал: «Сатана есть величайший владыка всего сущего на земле, прекрасный демон ночи, дитя людского порока…»? Неужели ты ничего не помнишь?! — засмеялся голос.
— Я не понимаю, где мы находимся?! — мне стало дурно.
— Ты теперь дома. В царстве вечного мрака. Как же долго ты мечтал о нём! — восторженно закричал дьявол.
— О чём вы?! Куда я попал?! — меня начало тошнить.
— Ладно, не притворяйся, что всё забыл! Во всех своих несчастьях всегда был виноват ты сам. Ты думал, что тебя не любят девушки, но ты сам никого не любил. Тебе казалось, что тебя бросили друзья, но ты сам от всех отвернулся. Ты считал, что тебя обманывают и обирают люди, но ты сам всё терял, разбрасывал, не любил себя. Ты искал своё призвание, мечтал о далёком. А всё было на расстоянии вытянутой руки. Всё перед тобой. Но ты был слишком ленивым, чтобы полностью посвятить себя какому-нибудь занятию. Вместо того чтобы работать над собой, ты озлобился на весь белый свет и закрылся от него. Каждую ночь ты ложился спать с мечтой о смерти. Так почему же сейчас, когда твоё желание сбылось, ты так напуган и противишься тому, что ты есть?! Леность, гордыня, уныние, безразличность, цинизм, праздность, зависть, злоба — собрав в себе все эти и многие другие пороки, ты продал мне свою душу. В последнее время ты так много пил. Неудивительно, что ты ничего не помнишь. Наверное, и о своём грандиозном творении забыл?! Я думаю, если эту книгу найдёт после твоего ухода человек, что-то смыслящий в литературе, она станет скандальной сенсацией. Не хочешь взглянуть?!
— Я… я… мне плохо…

Величественно и громко зазвучала музыка Рахманинова, зажёгся над моей головой яркий свет. Сверху медленно в мои руки опустилась книга. От обжигающего пальцы чёрного металлического переплёта шёл дым и запах гари. У инкрустированной в обложку лицевой части человеческого черепа огнём пылали глаза. Я прочёл название: «Книга зла: новый завет Сатаны». Открыл первую страницу и с ужасом узнал свой почерк:

«Оглавление:
— величие Сатаны
— приспешники Сатаны
— орудия Сатаны
— греховность
— падение человека
— апокалипсис».

Перевернул ещё одну: «Сатана есть величайший владыка всего сущего на земле, прекрасный демон ночи, дитя людского порока. Восхваляйте заветы Дьявола, творите зло под Его чёрным крылом…».

Открыл в середине: «…Приспешники Сатаны повсюду. Они не прячут своих лиц, но истинный облик их увидеть непросто. Слуги Дьявола вносят в души и разум людей множество шелухи, бездумного веселья, отвлекая от размышлений о насущном, притупляя сострадание и заботу о ближнем…».

И в конце: «…В час, когда сердца людей окончательно очерствеют, наступит Его великий праздник. Ибо выйдут из дома люди и в приступе гнева проломят друг другу головы. Ибо не будет отныне человек видеть в человеке брата, близкого и дорогого. Люди воспоют гимн жадности и богатству, омоют берега реками крови, откроют ворота чёрной колеснице Сатаны. И когда наступит апокалипсис на земле, верные слуги Его предадутся бесконечному празднованию в грехопадении и разврате. Им будет даровано абсолютное удовольствие, которого они ещё не испытывали.
Грешите!».

Свет погас, исчезла книга. Несколько секунд я приходил в себя.
— Что… что со мной будет?
— То, чего ты хотел. Вечное ничто, — ответил голос и затих. В непроглядной тьме наступила тишина. Навсегда.

***

Когда пастух и доярка были молодыми, они гуляли по лесу, держась за руки, гладили зелёные берёзовые листья, шелестящие на ветвях. Влюблённые сидели под деревом, обнявшись, и чувствовали то, что не могли выразить словами. Какое-то впервые в жизни единение с миром, свою внутреннюю целостность и в то же время значимость, своё участие в том, что происходит на земле. Всё было осмысленно и прекрасно. Впереди ясная счастливая дорога, полная радости и любви.

Прошли годы. Выросли их дети. Старый пастух каждый день пил водку, не просыхая. Он превратился в страшного больного старика, противного и грязного. Доярка ненавидела его пуще с каждым днём. Она стала ворчливой старухой, привыкшей к грязи и нищете в доме. Единственное, что её хоть немного радовало — сыновья. Доярка считала свою жизнь конченой и жила лишь надеждой, что её детям повезёт больше. Помогала им. Старый муж и его жена никогда больше не чувствовали себя счастливыми.

Когда пастух и доярка были молодыми, они гуляли по лесу, держась за руки.

***

Автора малоизвестной «Книги зла» похоронили на городском кладбище, на участке №51, где-то среди поля могил. Этого человека быстро все забыли.

Прошло два месяца с момента аварии. В городской аллее славы, с памятниками героям войны, у мрачного железного танка одиноко стояла девушка. Под ноги ей падала жёлтая листва. Она долго смотрела на мёртвую машину и о чём-то думала.

В это время в другом районе города на разбор притащили автомобиль, разбитый после лобового столкновения. Двое молодых парней-механиков осмотрели салон.
— Ни фига себе, вот это удар был! Водила-то живой, нет?!
— Сказали, на месте умер сразу.
— Зацени, мафон крутой стоит у него. Там, по-моему, диск внутри…
— Ага, точно! Если живой аккум подцепить, можно узнать, что он слушал перед смертью.
— Давай замутим!
Механики присоединили клеммы к рабочему аккумулятору. Автомагнитола ожила, замелькал разноцветными огоньками дисплей, и в салоне заиграла песня группы «Ляпис Трубецкой» — «Аргентина»:

В далёкой Аргентине возле пристани Пуэндо
Подрастала девочка — круглая сирота.
Отдавала волны рыбакам в аренду,
И коты портовые были рады ей всегда.

На центральной площади возле трёх фонтанов
Танцевала девочка сальсу по вечерам.
Сигаретный дым обволакивал каштаны
И бросал монеты пьяный капитан.

Танцуй, в ландыши платьице, танцуй, всё наладится,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.
Танцуй, где ты мама Испания? Танцуй, загадай желание,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.

А дома ждал братишка с васильковыми глазами,
Мастерил из щепок остов корабля.
Он во сне увидел, что за синими морями
Их с девчонкой встретит тёплой родины земля.

Танцуй, в ландыши платьице, танцуй, всё наладится,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.
Танцуй, где ты мама Испания? Танцуй, загадай желание,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.

Редко сны сбываются, но в этой сказке
Феи оживляют детские мечты:
Приплывут в Бильбао молодые баски,
Встретят апельсинами их добрые сады.

Танцуй, в ландыши платьице, танцуй, всё наладится,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.
Танцуй, здравствуй, Испания! Танцуй, загадай желание,
Танцуй, пусть звёзды падают только для тебя.


Май 2016