Вера для неудачников

Алексей Малышев Сказитель
ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ НЕУДАЧНИКОВ»




      Вчера в сети смотрел выступление отца Валентина (старый московский пастырь) и посреди весьма интересного разговора о семье, браке и периоде дружбы вдруг задумался.

      Все получалось очень гладко и прекрасно, если согласиться сразу и без пререканий.
Отец Валентин озвучивал, в сущности, свою судьбу священника, и предлагал всем следовать своему примеру без вариантов.
За исходные данные была принято утверждение что «настоящая любовь должна быть – и далее следовал список самых жестких требований, которые у отца Валентина ловко сочетались с духом любви, ответственностью и семейностью. Но любой психолог вам скажет, что отец Валентин как и большинство нынешних «официальных» священников программировал своих слушателей на подавление интереса к противоположному полу.
      Запрограммировал на 90 % несчастных отношений. Отношения с девушкой психологи вообще не рекомендуют нагружать мыслями о браке, это все равно, что доить бабочек. Сближение абсолютно разных существ это самодостаточное чудо и оно реально противоречит законам физики и психологии, финансовым и даже иногда государственным интересам и миллиону материальных обстоятельств. Но на чьей стороне Церковь? На стороне сил разлада или на стороне соединяющего чуда? Что Бог соединил, то и человек да не разлучает. Чем дальше бюрократы в Церкви от Бога, тем более они разлучают.

     Девушка должна созреть и юноша должен созреть для брака. Но не вдали от девушки в идеализированных снах, а рядом с ней, в неизбежных проблемах, счастье, и, увы, падениях. Но в 19 веке, идеи которого до сих пор влияют на нас, было не так…

     Жить можно тогда лишь только в православной семье все остальное блуд, похоть очей и мерзость…

     Но давайте попробуем трезво рассуждать, а не одевать на реальность жесткое идеологическое клише под видом «истинного православия».
Подозрения вкрались еще, когда отец Валентин начал свою речь с требования только серьезных отношений. Как говорил его отец не входи в дом девушки, если не хочешь брать ее замуж».
С точки зрения психологии здесь первое, что режет слух установка «не входить в дом девушки». 
То есть по сути отношения с девушкой запрещаются вообще, а потом вам как бы открывают лазейку, куда вы должны проскользнуть только в одном случае, если намерены жениться.

      Грубые представления крестьян 19 века были именно такими. Ты сажи, ты скажи, че те надо, че надо, может дам, может дам, че ты хошь.... Предполагалось изначально, что молодой человек это животное и лучшее средство его укротить – запреты. Через запреты обеспечивается влияние родителей, церковников и иных людей на сферу любви. Но сфера любви, как и сфера отдыха человека, очень близко лежит к понятию свободы.
       Это мой выбор или твой? И молодой человек выходит из-под влияния и живет сам, худо, грешно, но сам. Иначе он не может повзрослеть.
И вот получается, что план отца Валентина и многих его соратников таков – живите как мы или не живите. Все должно быть идеально или не должно быть. Или никак.
 
         Но это позиция тихого домашнего максималиста, истерички, или сословного мышления, свойственного корпоративным сообществам, поставленным в жестокие рамки. Наконец он сам приводит массу случаев, где брак реальный  мало походит на его идеал.

      Потому, что человек не идеален, наполнен недостатками, а отцу Валентину хочется размножать только идеального человека. Иначе все будет плохо, как всегда, или попросту реально.
И вот здесь мы приходим к проблеме столкновения реальности и прекрасной идеологии. Не называю ее православием, поскольку люди наши простецы и привыкли сразу перескакивать из религии в практическую идеологию, ведь надо же, как говорят, как-то воплощать идеалы в жизнь.

Пора подумать, а лучшее ли воплощение идеалам находили наши предки, или все-таки и нам придется решать какие-то проблемы, а не спать на лаврах, как многие современные «духовные авторитеты».

И когда мы снимаем с реальности красивый идеологический платочек богословия 19 века, мы видим такое море нерешенных противоречий и проблем, что шокирует та самоуспокоенность и примитивность, с которой обычные церковные богословы пытаются уложить целый мир в прокрустово ложе их рассуждений. И оправдана премудрость чадами ея, говорит Евангелие о них. А чад этих так мало, что не надо врагов- церковность выветривается, исчезает и под руководством таких умников скоро лишь будут музеи сохранять легенду о массовом русском народном христианстве.

Мир отношений между полами вовсе не идеален и большое число людей никогда не встретят так называемую любовь. Но что им теперь, не жить, не увидеть своих детей, прекратить род свой и поставить свою жизнь в зависимость от мимолетного и коварного чувства? А если все в первый раз? Когда опыта нет вообще?

Но что, же есть в сухом остатке?
Есть данный Богом союз мужчины и женщины, вечное влечение полов. И недаром оно всегда будет вне какой-то идеологии, иногда и вне правил, потому что рано или поздно идеология людей даже самая прекрасная переживает кризисы, и ломает, простите дрова человеческих судеб. Идеология даже самая прекрасная останется в голове, если никак не соотносится с реальностью. А у нас в России деятели церкви в бюрократическом порыве всегда пытаются вывести из православия идеологию (социальную программу) и надеть намордник на оскалившуюся реальность. Церковь для церкви. А не для грешников.

 Не случайно, когда рухнул коммунизм, многие прямо захотели поставить на место Ленина самого Иисуса Христа. Но это не нужно и невозможно. Руководитель государства, авторитет, создавший практическую идеологию, не может быть заменен даже Богом, поскольку у них свои роли. Поэтому был библейскому Израилю нужен пророк и военный вождь Моисей, а не постоянный голос самого Бога.

И вот, та же беда с любовью. Бюрократ в рясе сразу насторожится – что еще за любовь? А венчаться будем? Заплатите в кассу. Вот что страшно. Подвести всю жизнь людей под схему из семи таинств и молебнов, набор треб вместо жизни.

Но мы-то с вами знаем, как это бывает. Дух дышит, где хочет. До брака доходит только половина возникающих спонтанно отношений, если не еще меньше. По логике «строгачей-моралистов» любые отношения подозрительны и значит, порочны, «опасны». И тут мы находим главное и огромное сокровище. Человеческое счастье. Слава Богу за все.
Это внутреннее чувство говорит мне, что любовь и влечение тоже было от Бога. Но реальность оказалась сильнее любви, она растаптывает наши чувства. Иногда, сила чувств только добавляет тяжкой боли при расставании.
 И я благодарен Богу, что удержался от отчаяния, и любовь не привела меня к опасному состоянию безысходности. Я научился любить – любить бескорыстно, в себе, не накладывая на окружающих обязанностей доставлять мне удовольствие.

Мне кажется ответ на все противоречия так называемой реальности в чудесных словах – Слава Богу за все.
Важно, как священник и пастырь смотрит на людей вокруг. Готов ли он понять и принять реальную жизнь со всеми ее недостатками, с несложившимися судьбами, несчастными браками и разводами после свадеб или чаще еще до них.
Вместо того, чтобы делать таких людей, очень несчастных  по-своему, грешниками безотрадными и отлученными от понимания даже теми, кто по долгу служения обязан видеть в грешниках своего сына и брата,  а не только плательщика треб. Никогда не слышал проповеди, где бы выражалось сочувствие разведенным, неженатым и несчастным страдальцам от неразделенной любви.

Людей к этому не готовят, не учат любить без надежды на успех, на брак. Звучит странно, но именно это куда чаще нужно человеку, мудрость любить без выгоды, без будущего, любить за саму любовь. Жизнь может оказаться сложнее схемы удачной любви.

Современные пастыри, словно бабушки сватьи, учат только серьезным отношениям, только материально серьезным, то есть получается жутковатый мир, где главное – выгоды, резоны, долговременные интересы, общественные приличия и церковные велеречивые фигурословия.
Но любовь выше всего этого, хотя и не исключает такого счастливого сочетания, которым наслаждается сегодня меньшинство. Любовь не исключает,  а вот ее легко исключают. Страна и мир в кризисе, на пороге экономических войн, и любовь будет страдать, и умаляться от этого. Сам факт, что ее вытеснили из материальных факторов уже о многом говорит. Человеческое счастье никто не хочет обеспечивать, и  оно уходит, уступив место резонам, выгодам и интересам.

А ведь именно и православные люди попадают каждый день миллионами в эту яму несчастий. А современные священники уже находятся словно в некой секте, которая никого кроме себе подобных старается не замечать. Чужую беду руками разведу, а свое горе как море».

Совершенно нехристианское мирское мышление, начавшее заползать в церковную мысль из деревни, откуда большинство нашего духовенство прошлых эпох. Этот деревенский мир уничтожила революция и индустриализация. Но психология запечного таракана живет и процветает.
Говорить с молодыми людьми на их языке – вот чего лишается корпоративно мыслящий священник. Это похоже на то если бы пастыри начали пасти друг друга вместо овец. Посмотрите, как хорошо живется священникам, и все должны обязательно жить так, иначе грех и грех.

Но священник существует в особой храмовой среде, особой тепличной атмосфере, которой мирянин не обладает и возвращается в нее только один раз в неделю.

И что же он там видит? Как все хорошо у священника?
Но есть православие, которое учит нас не  зависеть от материального. Есть православие, которое прямо устанавливает в нас царство небесного,  а не материального. И наши неудачи становятся малы в сравнении с Царством Бога внутри нас. А прямо говоря, в сравнении с самой Любовью.
Так значит, если достигнуто царство божие, то есть любовь, то и главное в жизни достигнуто. И не важно, дошло ли до брака, или она никогда не узнала о нашем чувстве, не полюбила вас, вы не увенчались взаимностью, которая, увы, не в сфере одного, но лишь для двух может быть. Человека нельзя винить за чувства или бесчувствие другого.

И проблемы овец ушли бы на второй  и десятый план. А прежде всего
Бог говорит об этом чувстве в забытых богословами книгах пророков, что он подобен мужу, любящему безнадежно блудницу, то есть народ свой, неверный и грешный, постоянно отступающий от любящего его Бога, Ведь народ, он как вредная жена с пустыми скандалами.
Так, может быть, все-таки наши священники задумаются и перестанут мыслить корпоративно, то есть навязывать людям свое представление об их жизни вместо слов божественной любви и слов божественного сочувствия всем людям, естественно грешным.
Они перестанут быть подобны князьям церкви, сословию, и станут причастны народу внесословной массе, ожидающей себе сочувствия и понимания. Именно сословность есть страшная пропасть между духовенством и народом  источник страшного слова «поп», не соединяющего, а окончательно и навечно отделяющего духовенство от народной массы.
 
Вот мы и приходим к тому, что не все проблемы решили наши предки за нас и не могли их решить, потому что у истории всегда есть смысл – каждое поколение должно найти свои ответы и научить этому следующее, чтобы сохранить традиции христианской мысли и обрести человеческое счастье.

А таким батюшкам, как уважаемый и весьма нестройный отец Валентин, хочется сказать - попробуйте хотя бы серьезно снизить вес, и вы сразу увидите, что ваши схемы мертвы, а реальные дела требуют напряжения всех сил, крайнего бескорыстия, и разрыва с удушливым духом толстого корпоративного болота, в котором кажется что все едино и все кошки серы, а попы толсты.
Правда жизни с ее неразделенностью любви, когда любит один, а другой отказывает ему в семье, выпала из официозного богословия. Но  в жизни моей именно так было три раза! Я удивляюсь, как мне помогал Господь обновиться, забыть неудачу и идти дальше через море отчаяния и одиночества не по моей вине, а по причине свободы моей избранницы, святой свободы!

 Расплата богослову за такую слепоту - потеря лидерства, а значит реального пастырства, для реальных неудачников. Если ваша аудитория это узкий круг, то он вскоре сократится до вас и вашей жены.
Ваше мнение войдет в противоречие с планом
Христа, создавшего христианство для всех, для грешников, а не для корпоративного сообщества священников.
Правда жизни, когда нет любви, а жить и создавать семью надо, надо быть счастливым, чтобы не сойти с ума и не впасть в отчаяние, продолжить свой род и дать жизнь своим детям. Надо идти с потерями. Пробиваться по полям жизненной битвы с оторванными руками и ногами, ползти, цепляясь за жизнь, за счастье любой возможной ценой сообразно жестоким обстоятельствам.
Любовь для неудачников и бедных, любовь для страдающих и одиноких. Это любовь Бога, пророка, любовь самого Христа. И мы все познали и познаем ее, через страдания разделенности.
 
 «ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ НЕУДАЧНИКОВ»