Единый источник Истины - 4

Владислав Стадольник
                Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ

                ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ИСТИНЫ – 4

 
                ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

    Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.

   Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.

   О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.

   Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.

   Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.

   Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».

   Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.

   В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.

   С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.

   Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.

   Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.

   Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.

   Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».

   Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.

   После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.

   И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.

   Проработав в Москве около трех лет, он ушёл в 1960 году с Физического Плана.

   Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.

   Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.

   Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.

   «Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).

   Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:

   «О ее жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).

   Ее трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

   Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».

   В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…


                ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ.

                ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕНИЙ
 
                ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ИСТИНЫ

    Шамбала приносит Свет — в виде Учений — на всем протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Но развитие этого сознания происходит волнообразно: обычно через определенное время человечество утрачивает первичную чистоту Света, полученного им от Махатм; с течением времени этот Свет затуманивается — полученная мудрость искажается и перестает быть путеводной Звездой на Пути человеческой эволюции. Люди тогда теряют Путь и заходят в тупик. Необходимо указать им снова правильное направление.

   Поэтому Космические Законы предусматривают периодическое появление среди людей Высших Учителей человечества. Исполняя возложенное на Них Шамбалой поручение, Они воплощаются как Посвященные, как Великие Мудрецы, философы, основатели Учений.

   Они появляются на всех поворотных пунктах истории нашей планеты, на пороге всех Культур, чтобы дать вовремя новый сдвиг сознанию человечества. От каждого начиналась новая волна прилива духовности. Каждый из этих Великих Посланников дал одну из мировых религий или философий. Во все Эпохи давалась Миру та часть Истины, которую человечество могло воспринять. Благодаря единству Источника, из которого изошли все религии, главные Основы их всех — одни и те же.

   Высочайшие Духи, принявшие на Себя всю заботу об Эволюции, непрестанно воплощались на Земле в тех или иных Обликах. Назовем некоторые последние воплощения, известные истории. В Китае это были Лао-Цзы и Конфуций — Учителя Дальнего Востока. В Индии, кроме великого Будды, были легендарные Рама и Кришна. В Древней Персии был Зороастр — основатель культа Огня. В Древнем Египте мысль Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого) сверкала в удивительных строках «Изумрудной Скрижали». При Синае Моисей внимал божественному голосу. В Древней Греции — Орфей, основатель греческой религии, Пифагор — организатор школы эзотерической философии, Сократ и его ученик Платон, называемый Великим Мыслителем. На Ближнем Востоке это — Христос, принесший великую жертву. Наконец, Учитель Магомет — основатель религии Ислама.

   Древнейшими Учителями предсказано пришествие в наше время Великого Учителя, который придет восстановить Правду и порядок на Земле. Предсказано, что когда человечество, утеряв Основу Учения, погрузится в непонимание, тогда придет Владыка Шамбалы — Майтрейя.

   В народах Азии эти предсказания живы все время. Статуи в честь Владыки Майтрейи воздвигались по Индии и Тибету уже в самом начале нашей эры. Также и теперь в горах, на трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Владыки Майтрейи Светлого Будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Имя Майтрейя означает Владыка Любви и Сострадания. Майтрейя отвечает Калки Аватару в индуизме, Мунтазару в исламе и Мессиям всех народов. Майтрейя — Владыка Новой Эпохи.
 

                ИСКАЖЕНИЕ УЧЕНИЙ

                Предрассудок! Он обломок древней правды.
                Е.А. Баратынский

    В основе всех мировых религий лежат Учения Махатм. Из Шамбалы изошли Основы этих религий, но об этих Основах никак нельзя судить по современным церковным культам с их догматами и канонами. Все эти Учения, преподанные великими Основателями религий, были священнослужителями более или менее искажены.

   Законы Перевоплощения и Кармы, известные Миру еще до христианства, существовали и признавались первыми христианами в течение пяти веков до объявления христианства государственной религией.

   А с тех пор началась переработка христианского Учения. Законы Перевоплощения и Кармы очень не нравились служителям культа, так как ограничивали власть церкви над верующими массами. И вот, в VI в. эти Законы были «отменены» и объявлены еретическими. Как будто возможно «отменить» Космические Основы Бытия!

   Вместо них был провозглашен догмат, что человек рождается и живет только раз, а после смерти душа его попадает навечно в рай, если он жил свято, или же в ад, если он умер без отпущения грехов. Всем покорным, терпеливым и безропотным обещается вечное блаженство на небесах.

   Жрецы, священники и люди каждой веры решили, что только их вера является «единственной истинной» верой, что только они «верные», а все инаковерующие — «неверные». Так был развит невероятный фанатизм, нетерпимость, жестокое преследование всех иначе верующих, поголовное истребление «язычников», крестовые походы против них, была изобретена инквизиция с ее ужасными пытками и кострами.

   Инквизиция была установлена для уничтожения всех инакомыслящих, для уничтожения всех личных врагов представителей церкви, всех стремившихся внести Свет в страшную тьму средневековья. На кострах инквизиции были сожжены и жемчужины человеческого гения — горы трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых оплакивалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие. А Варфоломеевская ночь стала синонимом каждого массового убийства.

   Искаженные религии не имеют ничего общего с Основами Учений. Махатмы решительно высказываются против искаженных религий: «Поистине, религиозный предрассудок — самая горшая вульгарность. Часто даже религиозные экстазы ведут за собой больше вреда, нежели пользы. Именно не нужна общепринятая религиозность». «Невозможно насильно насадить религию, опять она станет кощунственным уродством». «Не показная религиозность нужна, но осознание духовного начала. Не наряды, не обряды, но служение человечеству».
 

                ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИСТИН

                Новое — это хорошо забытое старое.
                Древний афоризм

    Великие Истины прошлого не ушли безвозвратно от человечества — они были сохранены на Востоке и сейчас возвращаемы для Новой Эпохи. Запад узнал о жемчужинах восточной религиозной философии, таких как священные книги индуизма — Веды, Упанишады, особенно Бхагавад Гита. Да и две великие религии Востока — индуизм и буддизм — являются наименее искаженными религиями Мира. Основа этих религий — учения о перевоплощении (Сансаре), воздаянии (Карме) и долге (Дхарме).

   Перед началом Новой Эпохи были даны человечеству откро¬вения через посланных для этой цели учеников Махатм — Рамବкришну и Вивекананду, Елену Петровну Блаватскую и Елену Ивановну Рерих. О них самих и об их трудах будет рассказано в следующей главе.

   В журнале «Техника молодежи» (1980 г., № 10) были опубликованы статьи Е. Андреевой «Эзотерические знания… были ли они?» и В. Губцова «Вниз по лестнице, ведущей вверх». В них говорится

о существовании со времен глубокой древности скрытых (эзотерических) знаний различных народов. В книге А. Горбовского «Загадки древнейшей истории» (1971 г.) собран интересный материал об этих эзотерических «знаниях ниоткуда». Эти знания находятся зашифрованными во всех мировых религиях и философиях.

   Следует, однако, заметить, что церковь не признает эзотерических знаний, считает их «еретическими» и замалчивает их.

_____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 18 мая 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3