Духовный внук Льва Николаевича из казаков

Владимир Лагутов
Или "Анафема" Черкасскому Атаману в газете горкома КПСС "Знамя коммуны"

   Как раз аккурат в 1991 году, когда партноменклатура страшно перепугалась непонятно откуда то  образовавшегося и бесконтрольного с ее стороны народного движения в виде независимых казачьих формирований, в ее газетенках типа "Путь Ленина" или "Знамя коммуны" стали появляться всякие анонимные послания якобы от групп казаков с несусветными обвинениями их беспартийных атаманов. Например, в Новочеркасске в якобы Церковной анафеме Черкасскому окружному атаману. Ну, уж очень он достал всех заправил партийных и церковных парткомов, лишив их права голоса на казачьих кругах, чтобы не лезли  вдела мирские. И они пошли в атаку, обвинив его во всех грехах и публично через газету анонимным письмом...

   На это обвинение Черкасский атаман затребовал от Новочеркасского и Ростовского Владыки объяснение: с какой это панталыки Церковь лезет в дела мирские и суетные. Не прошло и пары дней, как появилось опровержение ниже следующего характера:

   КАЗАКАМ ЧЕРКАССКОГО ОКРУГА
  В газете «Знамя коммуны» № 69 за 26 мая 1991 г. в «Открытом письме атаману В.В.Лагутову» даны неточные сведения.
    Церковь никого из казаков не объявляла вероотступником, не освобождала от клятвы, которая давалась перед Богом и Отечеством. Церковь надеется на духовное возрождение народа и казачества, молится о примирении граждан Отечества нашего сущих в рассеянии. Потому, нам чуждо разжигание политических страстей.
    Возрождающееся казачество, его добрые традиции и наследие, надеемся, послужат на благо Родины и народа. Церковь выражает надежду на православное, духовное воспитание и воцерковление, т. е. непосредственное участие каждого казака, его семьи в жизни церкви, ее таинствах: исповеди, причащении, крещении, венчании, общей церковной молитве.
Ждем Вас, казаки,
    Да поможет нам Бог в возрождении России
СвященноиереЙ Сергии Свято-Вознессенской Войсковой Кафедpaльный Собор.
28 мая 1991 г.Новочеркасск


   Через некоторое время в Москве был Первый Конгресс разделенного народа - впервые в Москву за 70 лет изгнания приехали эмигранты первой волны 1917 года. И был там родной внук Льва Николаевича Толстого, живущий в Швеции старичок небольшого роста. И вот в коридоре гостиницы "Россия" состоялся интересный разговор Черкасского атамана с внуком Льва Николаевича. Тому было очень интересно видеть, первых поди в его жизни, казаков по форме одетых. Тем более атамана, заявившего, что он тоже его родственник.
- Какой такой родственник? Мы, эмигранты, всех своих знаем... Нету у нас казаков, нету...
- Ну, как же, как же. Льва Николаевича церковь анафеме предавала?
- Предавала! Было дело!
- Вот и меня тоже она предала за волю народную... Духовный родственник!

  И достав из кармана циркуляр Церковный  с опровержением протянул старику для ознакомления, после которого внук Льва Николаевича расплылся в улыбке и обрадовался, что есть еще в России люди достойные имени его знаменитого деда...