Рукопожатие Испании

Шишок
Самолет приземлился в  аэропорту города Барселоны.  Пугающей интернетом жары августа, мною  не ощущается. Вечер. Приятный ветерок создает иллюзию, что я еще в Москве.

Садимся в автобус, с любопытством разглядываю природу. Приятно  порадовала чистота и ухоженность   лесов, аккуратно подстриженных газонов. Окружающая местность напомнила мне природу Хакасии с включением морских пейзажей Сочи.
 
Поразили строения домов, похожие на разноцветные кубики, среди редких низкорослых лесов и почти лысых холмов. Спокойствие и даже сонливость исходила от мелькающих за окном маленьких городков. Я еще не знала историю  их происхождения, поэтому мне полуразрушенные дома-замки  казались  одинокими забытыми стариками-памятниками.

Несуетность,  витающая в воздухе, вызывала у меня  уверенность и спокойствие. Первое впечатление от встречи с Испанией было приятным.
Гостиница располагалась  неподалеку от моря, этот дополнительный плюс убеждал, что отпуск будет незабываемым.

 Утренняя встреча с нашим гидом, рекламирующим экскурсии, чуть-чуть меня отрезвила. Она всем своим  поведением, говорила:
-Не забывайте, что вы русские и отношение к вам будет соответствующее.
-В чем это будет проявляться? - спросила я.
-Если будете наблюдательными, вы сами это увидите.
 У меня скоро был повод увидеть нас, русских со стороны.

Первый ужин в ресторане  сразу же это высветил. Редко используемый во многих семьях этикет, явно мстил нам за это. Скованность движений, ощущение неуверенности в правильности пользования ножом и вилкой, падающие крошки на стол и на пол, громкие разговоры  друг с другом,  предложения друг другу попробовать блюда со своей тарелки, локти, поставленные на стол, хлюпанье и причмокивания.

 А набор блюд, не сочетающихся друг с другом, положенных горой  на большие блюда?  Чем руководствуется  турист,  впервые дегустирующий незнакомые ему рецепты блюд в  чужой стране.  От обилия и разнообразия  предлагаемых лакомств и во мне сработал рефлекс любопытства и уверенности,  что внешняя аппетитность обманчива.

 Но парадокс заключался в том, что все блюда были очень вкусными, и дегустация могла бы быть бесконечной, имей я безразмерный желудок. Вставая из-за стола, казалось, что ты объелся, но в желудке была такая приятная теплота, что я предпочла переесть, чем оставить недоеденной такую вкуснятину.

 Ежедневное  многообразие поглощаемой мной пищи, благотворно сказалось на  состоянии моего,  измученного язвой, желудка. Я с грустью отметила про себя,  что я всю жизнь ела пародию  на сыры, йогурты, фрукты, мясо и рыбу.

От такого проявления  любви к своей персоне, стало казаться, что жизнь здесь просто сконцентрирована на удовольствии. Лица жителей курортного городка  всегда приветливы, улыбки белозубые, лица загорелые и красивые, постепенно мы стали влюбляться в них. Нам казалось, что это взаимно.

 Но  я стала замечать, услышав русскую речь, выражение лиц у продавцов менялось, к нам пропадал интерес .  Почему, я поняла, когда услышала из уст одной из них:
-Ааа, русские: «Спасибо, не надо», -прокомментировала она наше любопытство:
-А сколько это стоит?,- при этом мило и снисходительно  улыбнулась.

Второй признак нашего отличия от других отдыхающих.  Отсутствие знания иностранных языков. Нам всюду давали понять, что английский язык он международный, его мы должны все знать.

 Каталонский язык знать, значит проявить уважение к стране, где ты отдыхаешь. Мы же всем своим видом говорим, раз мы здесь отдыхаем, каждый должен нас понимать.

 Нас выдает какое-то сопротивление подчинению общепринятых норм поведения. В автобусе гид попросил сесть на место папашу, что-то внушающему своему сыну, и стоящему у его кресла почти полчаса во время движения. Тот сделал вид, что он не слышит, и пока не закончил  свою тираду, стоял, шатаясь в проходе автобуса.

Наша одежда, за исключением жителей столичных городов, также  порой выдает полное отсутствие  у нас вкуса  и чувства меры.

Я наблюдала за выражением лиц одной семейной пары, сидящей на скамейке у моря, которые  исподлобья оглядывали проходящих мимо них иностранцев.
Они, съежившись и скрестив под скамейкой  ноги, сидели в самых лучших своих нарядах: она в шифоновом длинном платье, в туфлях на высоченных каблуках, он в костюме и при галстуке.

Они смотрели на этот чужой для них мир, и чувствовали себя ископаемыми для этой сытой, благополучной, веселящейся и беспечной Европы. Ее ноги,  не знающие педикюра, уставшие от этой пытки ходьбы на каблуках,  стыдливо высунулись из туфель, желая освободиться от них.

 Их потухший взгляд    был так  устремлен вглубь себя,  что мне прочиталось, что это  случайный  ветер занес их сюда, где им  душевно зябко, а дома у себя, в глубинке, среди полей, лесов, они лучшая семейная пара, красивая, успешная и счастливая.

Как лакмусовая бумажка выявляет нас и шопинг. Отсутствие денег не убавляет у нас  желания все потрогать, померить, да еще и похаять, не подошедшую нам по размеру, вещь. Вежливое терпение продавцов мне казалось неестественным и наигранным.

 В обувном магазинчике  я перемерила    все модели туфель,  надеясь найти для своих усталых ног, самые комфортные.  Я уже устала, а продавец,  моего возраста  русскоговорящая  испанка, все предлагала и предлагала померить еще одну модель. Ее старания увенчались успехом, я наконец-то нашла то, что искала, еще никогда у меня не было таких удобных, ортопедических, легких и стильных туфель.  Нам предложили еще босоножки и  сделали  очень хорошую скидку.

 Обилие ярких, добротных вещей, конечно же вызывало желание их приобрести, только вот ни море, ни солнце нельзя было купить, а без них эти вещи среди полугодовой зимы явно поблекли бы.

Так что при выборе вещь или экскурсия, перевес был в пользу экскурсии.

При выборе экскурсий, не вызывающая сомнений была поездка на чемпионат Испании по футболу. Увидеть вместе с дочерью и внуком знаменитую команду «Барсы» со знаменитым   Месси наяву, такой  шанс нельзя упустить. Если можно представить,  даже не реки, а целое море людей, устремленных к стадиону    «Камп Но;у», то  и мы текли тонкой струйкой в этом море, единым фанатичным потоком.

 Рев болельщиков был равносилен землетрясению, когда их любимая «Барса» проиграла этот матч. Сопричастность  была ошеломляющей  по своей мощи.  Такого эмоционального зрелища трудно представить, в нем надо участвовать.

Первая обзорная экскурсия по Барселоне информационно насыщена .  Контрастность  красок  храмов,  фасадов зданий привела меня в смятение. Внутри появилось ненасытное зрительское обжорство.

 Голод не утолялся,  мое удивление  и восхищение  дрожало внутри и никуда не уходило. Сальвадор Дали- загадка, которая не каждому по зубам. От напряжения, включаемого мною  воображения, я при входе в музей Дали, слегка  растерялась. Его голограммы  требовали сосредоточенности.  Одним любопытством  тут ничего не оценить.

 Переходя от картины к картине, внимательно слушая экскурсовода, начинаешь погружаться в этот причудливый мир творца, и уже покоренной и влюбленной  в него покидаешь этот музей.

 Что еще может меня поразить?  Творения  Антонио Гауди заставили меня оторваться от земли и побыть вне времени  и вне моей, прожитой до этого откровения,  жизни.

По заказу он  создал небывалые фантазийные кружева из камня, керамики, дерева. Какой свободой должен обладать архитектор-художник, чтобы воплотить в жизнь  невиданные и природные краски в причудливых изгибах и фасада и внутреннего интерьера  домов Бальо и Мила.
 
По окончании экскурсии по дому Бальо,  слегка очумевшая от увиденного мною, я чуть не расплакалась от избытка чувств.

  Первая же мысль,  пришедшая мне в голову: «А если бы мне дети не купили эту путевку, я бы  никогда и не узнала, что существует жизнь в окружении  такой красоты,  любви и гордости к своей земле, рождающей таких творцов, как Дали, Гауди. 

Одновременно с восхищающими мыслями возникло и чувство патриотическое: Так вот же в чем разница между нами: русскими и жителями  благополучной Европы!

Мы все время выживаем, а не живем. А они жили и живут, радуясь такой возможности- жить на земле,сейчас, в сию минуту, а не потом, когда станет легче, лучше, мы все время  терпим, в надежде, что что оно вознаградится когда-нибудь, наше терпение нищеты. Знают ли они, что такое выживать во время войны, во время восстановления разрушенной страны.

 Даже  я, дитя  послевоенного поколения, еще ощущаю ее последствия на генном  уровне. Я, как и мои родители, не умею отдыхать, боюсь черного дня,  войны, я не уверена в стабильности будущего своих детей, внуков.

Чтобы так светло и радостно творить, как Гауди и Дали, какие должны быть мысли?  Земные и насущные, или возвышенные и на века?

 И какой должна быть страна, чтобы на ней рождались такие творцы? И если она теперь где-нибудь?