Обыватель и Варвары. 4. Цыганов

Алла Моисеенкова
Цыганов Сергей Николаевич – это вечный праздник, гостеприимный прием, отличный выбор любой выпивки и закуски, увлекательная игра в карты, интересные дамы, музыка, все, чем жизнь красна.
Цыганов одинаково любезен со всеми, вне зависимости от чинов, сословий, материального достатка. Он старается мирно уладить любой конфликт, остроумный собеседник, с ним легко и приятно общаться, никого не осуждает, более того, оправдывает всех, все у него хорошие. Если кто-то оказался к дому Богаевской, где остановились инженеры, ближе 10 метров, он тут же приглашается за богатый стол и немедленно угощается спиртными напитками на любой вкус и цвет.
Он и сам пьет
«Черкун. Ну, Сергей, ты пьешь насмерть!»
И хлебосольно, так же насмерть, спаивает гостей.
Забредает к инженерам любопытный Гриша в тяжелой, меховой шубе, дело происходит поздней весной, начало лета, но вот Гриша в шубе, и тут же Цыганов говорит ему
«Цыганов. Знаете что, вам надо выпить для храбрости... это помогает!»
Заканчивается такие визиты тем, что Гриша спивается, начинает таскать бутылки со стола, пока никто не видит.
Второй приходит Притыкина и тут же  для нее находится приятный напиток.
«Притыкина. А вы лимонаду с коньячком... меня Сергей Николаевич научил лимонад с коньяком пить... освежает!»
По ходу дела пришел в гости к инженерам доктор, мгновенно его приглашают выпить. Исправника Цыганов держит уже в постоянном восторге.

«Анна (Степе). Принесите портвейн и ликер...
Цыганов. И коньяк, и водку...
Цыганов (рассеянно). Вы подождите - вот я скоро получу кое-что в этом роде...
Исправник. Жду! Нетерпеливо жду! (Хохочет.)»
Цыганов много знает, видел свет, интересный собеседник.  А о чем он говорит? О том, что интересно его гостю.
«Дробязгин. Сергей Николаевич! Позвольте вас спросить, что такое тайные пороки?
Цыганов. Я вам не скажу этого, мой друг... предпочитаю видеть вас явно порочным... Это значительнее и красивее...»
Дробязгин служил в казначействе, до приезда инженеров главным его увлечением были городские сплетни, он небольшой чиновник, никуда не ездил, мира не видел, общался с кем? Сослуживцы, девица Веселкина, которая служит на телеграфе, все то же, все те же. А тут приезжает светский «лев, законодатель мод», большой, умный человек, с которым поговорить очень интересно. Каждое его слово значительно и инструкция как надо жить.
«Дробязгин. А кто, Сергей Николаевич, мудрейший из мудрецов?»
Цыганов рассказывает какую-то дикую чушь, но основная идея такая: тот, кто украл, красть можно, красть нужно, это было всегда и будет, это просто необходимо!
«Цыганов. Непременно, мой друг... По крайней мере, до той поры, пока кто-нибудь не украдет всё... понимаете - всё! Тогда красть будет нечего, и поневоле все люди станут честными...»
Сначала Дробязгин как-то не уверен, потом задумывается, а потом ворует 463 рубля 32 копейки, хотя там было около 8000 и скрывается, так что его не может найти исправник. То есть, Цыганов развращает и растлевает всё и всех, целенаправленно, упорно, методично. А зачем?
«Цыганов. Приятно, знаете, немножко развратить этих двух поросят... может быть, порок сделает их более похожими на людей... а?»
Он жителей городка считал за дикарей, а так вот может, станут людьми? Бывает же и такое? Цивилизовались!
И вот интересный вопрос: а почему он сам, весь ужасно порочный, не совершает преступления, а служит начальником, строит железную дорогу? Оказывается, у него есть собственный кодекс чести, нарушить который просто невозможно.
Доктор устраивает совершенно дикий скандал, безобразно все это.
«Надежда.(тупо) Что же он(доктор прим автора) теперь… тоже убьет себя?
Цыганов. Я бы застрелился… от стыда…»
Любой порок оправдан, но нельзя быть невоспитанным, диким, глупым, нельзя быть жалким и смешным, надо уважать себя, это главное, и поступать надо так, чтобы тебя уважали другие.
«Цыганов (скрывая брезгливость). Ну, пойдемте... ко мне... или на воздух... Идите, пожалуйста! Страдайте, если это необходимо, но никогда не нужно быть смешным и некрасивым, мой друг...»
И это как крепкими вожжами удерживает его от любых преступлений, спасает в любой самой позорной ситуации. 
Доктор все время обвиняет инженеров, в том, что они хищники, развратили всех. Но развратить и растлить можно того, кто этого хочет, кто ждал только морального одобрения, разрешения, кого удерживали какие-то запреты, религиозные, семейные, нравственные, любые. А вот кто не хочет, тот равнодушен к воззваниям и всем стараниям Цыганова. Это Черкун, Анна, Лидия. Это не те люди, которые поведутся на совершенно глупые сказки.
- Веселиться человек, чего же ему мешать? Плохо, конечно, что он всех развращает, ну и что теперь? Всех умными не сделаешь!