Домашняя колбаса

Иван Паластров
Было раннее летнее утро. Солнце только что озарило село. Над речкой поднимался утренний туман, было прохладно. Я, поеживаясь от прохлады, вышел из дома и пошел к месту сбора коров. Сегодня я буду пасти стадо, так как меня об этом попросили. Нас, мальчишек, часто нанимали за определенную плату отпасти пастушню, так как хозяевам коровы, чья была очередь  пасти, было некогда - они работали в колхозе.  Сегодня должна была пасти семья молдаван, которые жили недалеко от нас, на берегу речки. Поселились они в нашем селе во время войны, а может еще раньше. Было их несколько семей и жили они хорошо, у всех был полон двор скотины. Пасти мы должны были вдвоем с их дочкой, которая была старше меня на несколько лет. Люстинка, так звали девчонку, была уже на месте сбора стада. Хозяйки выгоняли со дворов коров и гнали их в стадо.

Когда все коровы были собраны, мы погнали их в поскотину к кирпичному. Там на холмах в березняках росла хорошая трава. Пригнав на место, Люстинка позвала меня завтракать, это входило в плату за работу пастуха. Кормить должны три раза: утром, в обед и ужином после того, как пригоним коров домой. Было рано, в лесу еще не было паутов и коровы спокойно  щипали траву. Мы сели под огромной раскидистой березой, и Люстинка, постелив на траве белую тряпицу, выложила из узелка снедь. Там был белый хлеб калачом, пяток яичек, круг домашней колбасы, лук перо и бутылка молока. Из того что она выложила, кроме яиц, у нас дома не было ничего, хлеб и тот был все время серым. Молоко нам иногда давали соседи, а колбасу я вообще увидел первый раз в жизни. У нас в селе ее делали только в семьях молдаван. От этого изобилия у меня свело живот и я сглотнул слюну. Мне хоть и хотелось есть, но я был стеснительным и не стал брать еду, пока меня не пригласила Люстинка. Она отломила кусок белого калача, отломила половину кральки колбасы и сунула мне в руки. От колбасы шел такой аромат, что у меня закружилась голова.  Запах домашней колбасы мне был знаком, но только с улицы, когда у них ее вытаскивали готовую из печи. Аромат то ли жареного, то ли запеченного мяса шел далеко, это как от свежеиспеченного хлеба, только запах другой. Саму колбасу я не то что не ел никогда, я ее сроду не видел. Я откусил хлеб и кусочек колбасы... такого вкусного я не ел никогда в жизни. Какие приправы были заложены в колбасу я не знаю, но чеснок и перец были точно. Люстинка ела мало и вяло, она только подкладывала мне, видя как я уплетаю колбасу, вприкуску с зеленым луком и хлебом. Наевшись досыта и выпив пол бутылки молока, я сказал спасибо. Так вкусно и сытно я, наверное, коровы пока спокойно паслись.


Но вот появились первые пауты, эти кровососы не щадили никого и на солнечных полянах стали досаждать коровам, которые стали беспокойно отмахиваться хвостами. Время подходило к обеду и стадо направилось в сторону речки. Коровы все зашли по брюхо в воду, остужая покусанные паутами вымя. Люстинка пошла в село, чтобы принести обед. На берегу была березовая роща, огороженная жердями. Это был загон для коров, которые постояв в речке, отдыхали в загоне, в тени берез. Вскоре пришла Люстинка, покормив меня, сама она поела дома, мы пошли купаться. Солнце неспешно двигалось по небу и жара постепенно спадала. Коровы отдохнув, ждали когда мы их выпустим пастись. Так прошло время и вечером мы пригнали стадо в село. Коровы с мычанием расходились по домам, где их встречали хозяйки, в руках которых был кусок хлеба, густо посоленный солью - это любимое лакомство коров. Накормив ужином мне дали расчет и я довольный побежал домой, чтобы отдать заработанные деньги маме. День прошел не зря.