25-ая советская морская антарктическая экспедиция

Сергей Федорович Руднев
 "Мудрый путешественник странствует лишь в своем воображении."
Сомерсет Моэм. Гонолулу
http://www.lib.ru/INPROZ/MOEM/honolulu.txt

Кинофильм, который я посмотрел в ленинградском кинотеатре перед самым прощанием с родиной -
72 градуса ниже нуля / 72 Celsius degrees below zero
https://www.youtube.com/watch?v=C8P_6i2WUZA



    25-ая советская морская антарктическая экспедиция на д/э Михаил Сомов началась в ночь на 1 декабря 1979 года, когда мы отчалили от причала ленинградского торгового морского порта.

    Мы выходили в рейс под грустным впечатлением - в ноябре в Датских проливах потерпело кораблекрушение первым вышедшее из Ленинграда в 25-й рейс антарктическое судно, зафрахтованное в Дальневосточном морском пароходстве, по имени д/э Оленек. Судно однотипное с Сомовым, столкнулось с другим судном, сухогрузом, имеющим бульбообразный нос, выступающий далеко вперед. Именно этим носом пришелся сильный удар в борт Оленька в районе машинного отделения. Вдоль линии удара сплющило каюты и раздавило спящих в 6-00 утра людей.... Начался сильный пожар, начавшийся в машинном, и вскоре по команде капитана Оленька люди начали прыгать за борт почти голыми - прямо из коек, потому что спасательные шлюпки не могли спустить на воду по разным причинам... Температура воды за бортом была плюс 6 градусов и ниже. На удачу в Датских проливах работают одновременно спасатели нескольких стран - все они быстро пришли на выручку, так же как и экипаж другого советского судна-убийцы. Но эта история требует отдельного времени .... Слишком много мне порассказывали ребята, которым повезло спастись. Повар с Оленька - главный кок и бывший высокого класса шеф-повар ресторана гостиницы Астория впоследствие пошел с нами вместе на Сомове и кормил так, что пальчики облизывали все от неописуемого восторга.

    А незадолго перед нашим отплытием, этот Оленёк стоял напротив нас в порту - весь черный из-за пожара. Смотреть на него было грустно. Фото Оленька после трагедии -

    Постскриптуп

    Только что первый канал центрального ТВ посвятил одному из рейсов Михаила Сомова телевизионную передачу. В передаче приняли участие люди, которых я знал лично.

    Пока помню, скажу сразу о ошибке. допущенной в передаче. Вертолетчик Лялин не был первым, кто летал в Антарктике в условиях полярной ночи...

    Так, будучи лично участником спасения японского самолета в марте 1980 года, свидетельствую о том, что наши моряки, поднявшись на вертолете в кромешной темноте(!) отыскали, привязали к раме и перевезли назад от обломка айсберга к японской станции Сёва единственный бесценный самолет, которого унесло в открытый океан во время сильнейшего шторма на маленьком осколке шельфового льда.

    Я помню как сейчас. что без моего участия никто не смог справиться с обледеневшими такелажными зажимами, которые держали вертолет надежно закрепленным на вертолетной площадке, что находилась над ютом (кормовая часть судна). Ни у одного матроса. включая старшего матроса, не хватило сил открутить гайки. Я же одной левой легко и быстро сделал эту работу на глазах у морских волков. К сожалению, это не помогло уговорить капитана взять меня в вертолет. Он боялся за мою безопасность. Поэтому саму процедуру спасения я не имел возможности лицезреть лично. Во всех же других ответственных мероприятиях, капитан всегда выпускал меня вперед. Поскольку очень часто я предотвращал гибель людей вовремя замечая ошибки других. Эту особенность во мне очень ценил боцман и дублер капитана.

    Капитан Сомова в 30-м рейсе, 1985 года (1984-85) был моим старпомом в 80-м - Валентин Филиппович Родченко. Мы простояли с ним напару рулевую вахту больше месяца. Вахта была самая тяжелая - с 12 до 4 дня и с полночи до 4-х утра (ночи).

     На флоте издавна эту вахту называют "собакой" из-за нелюбви к тому физиологическому состоянию, которое человек испытывает из-за ослабления иммунитета и потери внимательности и бдительности. Именно по этой самой причине все основные кораблекрушения приходятся именно на этот ночной период суток и связан с так называемым человеческим фактором (как любят сегодня говорить).
   
    За этот месяц вахты мы успели переговорить с ним обо всем на свете от погоды до женщин и последние вахты практически проходили в полной тишине ... Валентин или просто, по-судовому, Валя, производил на меня, в отличие от другого комсостава, впечатление некомпетентного моряка, который только лишь "по блату" или , как говорили тогда в СССР, "с помощью волосатой руки", смог пробиться в антарктические рейсы на очень хорошо оплачиваемую должность старпома, не имея даже законченного высшего морского образования. Но и при этом всегда ставил в пример американских штурманов, которым платили больше, чем ему. Более того, он страдал уже тогда  ... гипертонией, не выдерживая низкого атмосферного давления в Антарктике. Для меня это было реальным маразмом. Ведь в Антарктиду брали не только лучших из лучших в морально-нравственном плане, но и самых здоровых, как в космонавты.

    Будучи не макаровцем( он не был выпускником ЛВИМУ им адм. С.О. Макарова, а закончил что-то во Владике), как многие другие штурмана(ударение на последний слог) на судне, он постоянно ныл и жаловался то на одно, то на другое. То на свою жену, которой все время якобы не хватало денег, из-за нехватки которых она прогоняла мужа в каждый очередной рейс без перерыва...(у меня лично сложилось впечатление, что старпом был бесполезным мужиком в постеле с женой). Именно с этим человеком были связаны мои смешные приключения в Антарктиде. И именно он один вернулся в июне 1980 в Ленинград из рейса ... с ангиной и перевязанным шарфом горлом...(докричался наш нервозный).

    Весь рейс я только и слышал его повизгивающий голос, когда он в разговоре с боцманом, Михаилом Таскиным, (моим непосредственным начальником и душевным человеком) выкрикивал с морской пеной на губах:"Миша, мы домой живыми не вернемся!" Но мы с напарником из училища Юрой Зуенко (сегодня он профессор-океанолог во Владивостоке) были под сильной защитой и теплой опёкой комсостава, который, будучи выпускниками Макаровки, нас в обиду не давал. По правде, дальневосточные моряки в Ленинграде в то время не ценились как профи. А Валя был одним из них, то есть "чужаком"... правда об этом не говорили.
Поскольку мне удавалось становиться из месяца в месяц ударником коммунистического труда, Валентин постоянно возмущался решением боцмана в очередной раз присвоить почетное звание "никудышному будущему инженеру". Он вопил, как хохлушка:"У нас что нету больше других людей?" Намекая, что в палубной команде было еще два хохла. Но боцман, видя мои заслуги и безграничное трудолюбие ( например, огоны на толстых стальных канатах толщиной в руку, с помощью которых пришвартовывали Сомов к ледовому берегу шельфового ледника,доверяли плести только мне!)

    Неслучайно в передаче он обронил, что не заслужил звезду героя... Я с ним в этом согласен. Застрять во льдах, как это сделал он, будучи капитаном, мог только человек далекий от профессионального морского волка. Даже я в мои-то годы не сумел бы стать таким "героем".

    Позднее я постараюсь заставить себя самого написать подробнее мои приключения... Это действительно забавно и поучительно.

    Вот линк на передачу -


Ледокол. Пусть говорят. Дата - 22.11.2016

    А вот и сам фильм, с первых минут просмотра которого, мне показалось, что смотрю фантасмагорию ... О Боже, какой же это бред .... Потратил время напрасно. Не фильм, а приличное дерьмо. Куда бы сплюнуть? На того, кто написал сценарий!
http://tushkan.club/news/ledokol_2016/2016-11-27-18994


Дополнительная информация о трагедии д/э Оленька -

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=957

    В ноябре 1979 года дизель-электроход «Оленек» ДВМП, выполняя экспедиционный рейс из Ленинграда в Антарктиду, следовал проливом Большой Бельт в районе прохода Корсер. Утром (точную дату не помню, нет под рукой документов) судно следовало в условиях плохой видимости по своей полосе системы разделения движения судов, курс 008*. Навстречу ему двигался танкер «Генерал Шкодунович» НМП курсом 145*по рекомендованному пути, подходя к упомянутой системе разделения.
На “Оленьке» увидели танкер заблаговременно и вели радиолокационную прокладку, которая показала опасное сближение судов. Танкер шел с датским лоцманом и РЛ-прокладки не вел, всецело доверяя опыту лоцмана (да и имея значительную осадку, мог следовать только по фарватеру). Лоцман видел, что «Оленек» идет проходом по своей стороне , и все тип-топ. So far so good.

    Радиосвязь между судами не была установлена (на память не помню, почему). «Оленек», не имея возможности из-за глубин отвернуть вправо, принял роковое решение на поворот влево и вышел на встречную полосу движения. Он не учел конкретной навигационной обстановки, а именно, что хотя пеленг на танкер не менялся, тот должен был повернуть на новый курс, входя в систему разделения движения. Во время совершения маневра и в течение 1-й -3-х минут после него, как известно, на данные РЛС полагаться нельзя. Поэтому они не засекли маневра танкера, который, подойдя к точке поворота на курс 188*, совершил этот поворот и пошел по своей полосе движения, на которой уже благополучно находился «Оленек». После завершения поворота он обнаружил, что идет прямо на столкновение, но принятые меры (задний ход и руль на борт) не принесли успеха – слишком близко. В 07:55 танкер почти под прямым углом пропорол правый борт «Оленька», задев расходной танк дизельного топлива. В результате нарушения электропроводки дизтопливо вспыхнуло, а машинное отделение оказалось затопленным – средств борьбы за живучесть практически не было. Авария «Оленька» унесла 5 жизней – 3-й пом., 1-й пом., механик авиаотряда, каюты которых находились в месте удара, погибли сразу, а двое сгинули в машинном отделении. Пожар практически мгновенно охватил всю среднюю надстройку, члены экипажа и экспедиции покидали судно, прыгая в воду, откуда были подобраны паромами, которые постоянно курсировали между Зеландией и материком, и шлюпкой танкера. Танкер пострадал незначительно, повреждения носовой части не помешали ему самостоятельно прибыть в порт. «Оленек» горел, дрейфуя по ветру и течению. Первым к нему подошел СБ (номер не помню) ДКБФ, проходивший в этом районе; высадив аварийную партию на неохваченную пожаром корму, он завел буксир и удерживал судно на месте, в стороне от судоходного пути и мелей. Несколько позже подошли спасательные суда «Геракл» и «Гермес» Экспедиционного отряда АСПТР БМП и приступили к тушению пожара. Наличие разнообразного снабженческого груза очень затрудняло тушение, например, рабочая одежда (вкл. шубы, валенки) возгоралась по несколько раз. Наличие в первом трюме бочек с авиационным бензином не способствовало , мягко говоря, поддержанию бодрого духа спасателей. Но с божей помощью, идейной поддержкой партийных органов :), матом-перематом спасатели с задачей справились.

    Интересно распространение огня: средняя часть выгорела полностью, по палубному грузу огонь проскочил в район 1-го трюма и форпичных кладовых. Ацетиленовые баллоны в результате взрывов были вывернуты, как кожура очищенного апельсина. Деревянные рыбинсы в верхней части 1-го трюма были обуглены, в самом трюме резко ощущался запах авиационного бензина, но, видимо, концентрация паров не достигла необходимого для взрыва уровня. А вертолет, стоявший на крышке 2-го трюма, выглядел как новенький – только хвост обгорел. Третий-четвертый трюма и палубный груз над ними не пострадал.

    Головной болью для комсостава было наличие огромного запаса спиртного в спортзале судна (для длительной зимовки). Хотя основная часть этого специфического груза подверглась воздействию высоких температур, оставалось немало бутылок, не затронутых или почти не затронутых пожаром. Ваш покорный слуга собственноручно выбросил за борт не один десяток пузырей, изъятых у доблестных бойцов. Сердце кровью обливалось, а что делать? Надо, Федя, надо! Идет в полном пожарном облачении (костюм не облегающий :)), возвращается и проносит. Не сразу и спохватились. Хоть бы прятали до поры, ан нет – половина л/с под мухой. Таковы трудности морской спасательной службы :)

    Потом притащили его в Росток, разгрузили и отбуксировали в Питер. Там долго решали, что с ним делать, и в конце концов решили продать на гвозди в солнечную Италию – для отмазки, мол, убытки большие, но получим валюту и их покроем. Пробоина была заделана на Канонерском заводе без постановки в док (sic!) – подводную часть пробоины заваривали подводной сваркой.
На следующий год, протянув, как всегда, до глубокой осени, дали нам команду тащить его в Специю. Что мы и сделали, порвав две веревки в штормовых условиях.




Фрагмент беседы с Родченко В.Ф. - капитаном судна "Михаил Сомов", попавшего в марте 1985 года в ледовый плен у берегов Антарктиды. Рассказ от первого лица о том, как проходила ледовая эпопея: что привело, какие опасности существовали, что помогло выжить, как спаслись. Запись 1996 года....

https://www.youtube.com/watch?v=TPNe9338wto


Документальный фильм
Западня для ледокола. Антарктида

https://www.youtube.com/watch?v=0cEKlzn4__E

Пленники Антарктики. Настоящая история спасения ледокола «Михаил Сомов» (АИФ)



ФИЛЬМ ПРО ПИНГВИНОВ.
http://gidonline.club/2016/10/pingviny-shpion-v-tolpe/

_________________________________

Антарктическая повесть (1979), серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=HpLeid8GrTc

___________________________________

Как Русские живут в Антарктиде! Дух захватывает!
https://www.youtube.com/watch?v=B4fweGdfxvY

__________________________________

Станция "Восток". На пороге жизни. Документальный фильм
https://www.youtube.com/watch?v=d4D1TiK7jBM

__________________________________________

Седьмой континент: Антарктика. Штормы Антарктики.
https://www.youtube.com/watch?v=YFzoSwzEWjY
__________________________________________