Штрихи к портрету. Александр Твардовский

Родионов Виталий Константинович
1. На фронте

Поэту, увлечённому творчеством, сложно общаться с людьми. В такую ситуацию попадает Александр Твардовский в период работы военным корреспондентом на фронтах Великой Отечественной войны.

Твардовский конфликтует с «официальным миром». Он противится указаниям начальства во время создания поэмы о бойце Василии Тёркине.

Твардовский испытывает «дикую злобу» к чиновникам. Его поэму о Василии Тёркине цензоры обскубывают и даже обрезают по собственному усмотрению.

Жизнь поэта Твардовского осложняется «внешними огорчениями», мешающими работать над книгой о Василии Тёркине. Автора и его любимого героя высшее руководство упрекает в кулацком уклоне.

Василий Тёркин Твардовского ходит извилистыми тропами. Это противоречит установкам советских идеологов. Они с подозрением относятся к поэме о русском крестьянине-бойце.

Твардовский старается писать антидирективные стихи. Его Василий Тёркин оригинален крестьянским своенравием и даже сумасбродством. А это никак не соответствует понятиям партийных функционеров о моральном облике советского бойца!

К концу войны Твардовский чувствует усталость в работе над поэмой о Василии Тёркине. Её стихами восхищаются простые солдаты и не жалуют генералы от литературы. Они всячески противятся изданию поэмы. «Тёркин» выходит в свет отдельной книгой только в 1949 году, через 10 лет после возникновения замысла о покладистом бойце.

2. Принципы жизни

В военные годы семья для Твардовского – оплот душевного покоя и творческого вдохновения.

Любовь Твардовского к жене и детям выступает огромным стимулом для поэтического творчества.

Муза Твардовского – жена и друг, вдумчивый советчик и вдохновительница.

Высшая жизненная ценность для Твардовского – работа, творческий процесс. Он гордится тем, что не пропал как поэт для защитников Родины.

3. В мирное время

По натуре Твардовский - щепетилен и капризен. Василий Тёркин – его абсолютная противоположность. В лице весёлого и находчивого бойца поэт невольно рисует свой «антипортрет».

Твардоский конфликтует с властями и в мирное время, что постепенно приводит его к негативной оценке успехов социализма. Да и Василий Тёркин готов идти в штыковую атаку за своё крестьянское достоинство.

Всё чаще и чаще Твардовский задумывается о том, чтобы вложить в уста Василия Тёркина критические мысли насчёт советской действительности. В нём совершается идейный перелом, после чего автор направляет Василия Тёркина в «царство мёртвых».

Поэма «Василий Тёркин на том свете» - результат идейного перерождения талантливого советского поэта Твардовского в диссиденствующего субъекта.

В поэме «Василий Тёркин на том свете» Твардовский осуждает канцелярщину и бюрократизм, характерных для советского общества. Он издевается над «нашим потусторонним миром». Однако критика Твардовского социального зла граничит с примитивизмом, с механическим перенесением мира социализма в потусторонний мир.

Твардовский всем своим существом сживается с русским солдатом Василием Тёркиным, а через него – с русским народом. Тёркин – сама жизнь и видение жизни глазами серьёзного поэта.

Твардовский гордится Россией, а не Советским Союзом. Для Твардовского Тёркин «русский труженик-солдат», а не идейно подкованный боец Красной армии.

Константин Симонов получает 6 Сталинских премий, Александр Твардовский – 3. Это понятно, ибо первый из них – твёрдый сталинист, второй – колеблющийся поэт, один высказывается прямолинейно, другой – с оговорками.

4. Неутешительный вывод

В стихах о Василии Тёркине Твардовский намеренно прост и ясен.

Твардовский пишет стихи о Василие Тёркине, будто строчит из пулемёта, будто колет дрова, будто точит сапоги, будто забивает  гвозди.

По словам Твардовского его герой Василий Тёркин выходит из «полународного фольклора» и туда же возвращается. Не совершает ли Твардовский нечто подобное в поэме «Василий Тёркин на том свете»? Не пережевывает ли он ранее достигнутое?

После войны Твардовский, видимо, начинает осознавать второразрядность своего героя, имитирующего характер бравого солдата Швейка. Не случайно Твардовский помещает Тёркина в ад, куда не заглядывает Швейг!

В сравнении со Швейком Василий Тёркин интеллектуально менее развит, у него незначителен социальный опыт.

Василий Тёркин – образец для подражания, Швейк – неповторимая индивидуальность.

В Тёркине личность находится в зачаточном виде, в Швейке – более-менее развита.

Твардовский одобряет сложившийся общественный порядок, Гашек – сотрясает незыблемые устои.

«Похождение бравого солдата Швейка» Гашика – открытие в литературе, поэма о Василии Тёркине Твардовского – перепев известного. Образ Гашека – всемирный, Твардовского – местечковый.

В отличие от поэм «деревенские» стихи Твардовского дышат теплом и очарованием родного края. Идеологические установки отрицательно сказываются на его крупных произведениях.

Частушечным стихом Твардовский воспевает Ленина и проклинает Сталина. К лицу ли это большому поэту?

Советские писатели, в том числе и Твардовский, выдвигают лозунг «догнать и перегнать Дон Кихота». Глупая самонадеянность!

Александру Твардовскому приходится изрядно хлебнуть горя в жизни из-за собственного недомыслия: он отрекается от отца и братьев, изменяет социалистическим идеалам, сходится с прохвостом Хрущёвым и злейшим врагом России Солженицыным. Твардовский неустойчив в моральном, идейном и творческом отношениях.