Как я стал предпринимателем

Валерий Попов 3
В Германии довольно просто можно стать предпринимателем или «зельбстстендиге», я это узнал на собственном опыте. Так случилось,что проработав по найму 12 лет, я готовился завершить свою карьеру инженера, в должности которого довольно успешно участвовал во многих проектах. В это время наша, сравнительно небольшая фирма, стала участвовать в конкурсе по проекту ИТЕР, что на мой взгляд было просто авантюрой. Но как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанское, будущее покажет..В этом проекте долгое время  успешно  участвует и Россия.  В какой-то момент у меня родилась идея навести мосты и сотрудничать, что заинтересовало моего шефа. Мы посетили институт Ефремова в С. Петербурге, МИФИ в Москве, у меня состоялся визит в Тулу на фирму Полема, известную как  производитель вольфрамовых изделий. Польза от сотрудничества была очевидна, нужно  было начинать работать..
Я оказался связующим звеном в этом направлении, мне предложили участвовать в дальнейшем, как зельбстстендиге», и работать по договору. Как это и что это – тёмный лес для меня, я опасался налоговых и других бюрократических проблем, как мне казалось, свойственных этому виду деятельности. Честно сказать, я бы и не решился на такой шаг и готов был закончить с работой, но мне помог случай. По работе мне приходилось общаться с коллегами в бухгалтерии  моей фирмы, где я однажды  поделился своими сомнениями. Тут и выяснилось, что фрау Секано, наш бухгалтер, прекрасно знает не по наслышке все тонкости предпринимательства и, самое главное,  все налоговые заморочки. Для меня она была просто  находка, она объяснила всё, что нужно делать и обещала помощь. И тогда я решился попробовать. Мы поехали с ней в бюргербюро, где втечение 15-20 минут оформили заявку на мою новую деятельность. Это стоило всего 20 евро. Позднее мне прислали подробный формуляр из финансамта, я его заполнил и отправил по почте. На этом этап оформления был закончен, но пришлось ещё раз посетить финансамт и уточнить налоговые моменты, что очень важно. В Германии неуплата налогов одно из самых серьёзных нарушений.
Следующий этап – это уже договор с фирмой на работу по проекту в качестве консультанта, где тоже многое было не ясно.  Основной вопрос, как учитывать мою деятельность и сколько стоит час работы. Оказалось по договору, что учитывается время занятости, которое не должно превышать 80 часов в месяц и стоимость одного часа на уровне стоимости часа на фирме. Меня это вполне устроило, есть свободное время и интересная работа, что ещё нужно?
Но не всё так просто, должен быть результат деятельности, а это мало зависит от одного человека, поскольку в проекте  работает команда, а команда, к сожалению, пока не чешется. Так уж сложилось, что исследовательские работы на фирме не практикуются, больше идут работы производственного плана. У нас уже есть контракт с институтом Ефремова, имеющего солидный опыт в проекте ИТЕР, на проведение небольшой исследовательской работы. Ещё в стадии подписания контракт с фирмой ЛУЧ в Подольске на изучение процесса пайки вольфрамовых блоков на трубке. Работа  идёт и я надеюсь на хорошие результаты, россияне не подведут.
Каждый месяц я подаю в бухгалтерию фирмы инвойс на оплату  с указанием всех затрат и отчёт в финансамт, на основании которого начисляется налог, по итогам года ещё будет налоговая декларация или «штоерэрклерунг» по-немецки, очень серьёзный документ, его подают практически все работающие в финансамт. Этот документ отражает финансовую деятельность работающего втечение года, по результатам которой,  дополнительно взимаются налоги или наоборот, возврашаются. Можно, например, обосновать материальную помощь родителям или детям за пределами Германии и были случаи, когда мне возвращали до 2000 евро. Не все наши люди знают о такой возможности, несколько лет назад я посоветовал одним знакомым попробовать вернуть деньги, у них сын учился в Москве, и они, естественно, помогали ему. В результате им вернули значительную сумму, чему они были несказанно рады. Гибкая налоговая политика, которая основана на учёте жизненной ситуации конкретных людей, основа благополучия всех слоёв населения. В начале каждого года все озадачены налоговой декларацией, где учитывается всё до мелочей, но нужно хорошо знать законы и иметь опыт, поэтому многие обращаются к «штоербераторам» или консультантам по налогам, есть такая профессия в Германии.
Прошло много лет с тех пор, как я в Германии, здесь можно жить и работать, но тянет домой, в Россию. Имея большой опыт, хочется быть нужным и в России, но не всё так просто..