Чему учить экономических следователей?

Валерий Черкасов-Минский
(Чему учить "экономических" следователей? - фрагмент статьи в журнал «Информационная безопасность регионов»)

     Как бы ни менялись времена, виды и способы совершения преступлений, квалификация преступников и сыщиков, пропасть между расследованием «по линии УР» (назовем это так) и экономическими преступлениями есть сейчас и, наверняка, будет всегда. Любому практику это известно. Теоретику – тоже. Но когда речь заходит об учебных программах, мы продолжаем готовить некоего «общеюриста»-следователя.
     В чем главная разница работы по этим очень разным группам преступлений?
В первом случае, как правило, известен  факт преступления – убийство, разбой, грабеж, изнасилование и пр. Задача – найти преступника и доказать его вину.
Во втором – преступления, собственно, как бы и нет вообще пока оно не выявлено. Задача – доказать сам факт его наличия. Преступников, как правило, искать не надо, они прекрасно известны. Нужно лишь доказать, что они таковыми являются.
     Кстати, именно поэтому, всегда различались и главные критерии оценки работы сотрудников соответствующих служб. «Уголовные» – процент раскрытых, «экономы» – количество выявленных.
     А для их выявления и расследования гораздо важнее уметь поставить задачу для аудита; уметь, читая бухгалтерский баланс, понимать, что происходит на объекте; и вообще –  хорошее знание бухучета (судебной бухгалтерии) зачастую полезнее,  чем знание УК и УПК вместе взятых (не говоря уже о Теории государства и права!).
     Предельно кратко задачи обучения, по мнению автора, можно сформулировать следующим образом. Будущий следователь-экономист должен:
- иметь представление об уголовном праве и оперативно-розыскной деятельности;
 - знать уголовный процесс и бухучет;
- уметь поставить задачу для аудита и компьютерной экспертизы (1) и принять решение по их результатам.
     Два слова о преподавателях. Теоретические дисциплины, разумеется,  может читать любой юрист-теоретик (даже уголовное право). Но преподавать процесс должен, по мнению автора, только тот, кто сам задерживал преступников, проводил обыски, вел допросы, составлял обвинительные заключения и пр. Пересказ знаний, полученных из литературы, даже самый добросовестный – ничему не научит.
     В еще большей степени это относится к оперативно-розыскным дисциплинам. Для дела здесь полезнее опытный практик, не имеющий никакой ученой степени, чем профессор, не имеющий практического опыта. Конечно, лучше всего, когда есть и то и другое, но это, к сожалению, бывает не часто. 
     Опыт показывает, что этот самый «практик» начнет свою лекцию приблизительно так: «Учебник по ОРД читали? Закройте и забудьте. На самом деле…».  Ужасно непедагогично, но таковы реалии.
     Следует также учитывать, что побочным эффектом внедрения новых информационных технологий стало возникновение новых видов преступлений, совершаемых в киберпространстве. Автор пытался обратить внимание на эту опасную тенденцию почти сорок лет тому назад (2), и продолжает эту работу по сегодняшний день (3).
------------
1. В современных условиях компьютерно-техническая экспертиза – неотъемлемый элемент расследования любого экономического преступления. См. Черкасов В.Н. Экспертная профилактика правонарушений в сфере компьютерных преступлений// Материалы X международной конференции «ИПС-2001». – М.: Академия управления МВД РФ, 2001; Системный подход к классификации компьютерных экспертиз и объектов// Труды международной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов», Москва: Академия управления МВД России.  2003.

2. См. Черкасов В.Н.: Вопросы методики разработки подсистемы контроля за сохранностью социалистического имущества// Информ. бюлл.: Научная информация по проблемам криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. -М.: ВНИИ МВД СССР,1980; О методике создания подсистемы контроля за состоянием сохран¬ности социалистической собственности// Психология управле¬ния и проблемы ох¬раны социалистиче-ской собственности. Матер. конференции. - Рига: МВД Лат. ССР, 1980; Охрана социалистической собственности в условиях автоматизации учета. - Горький: ГВШ МВД СССР, 1989; Борьба с организованной преступностью в сфере экономики: информационный аспект// Борьба с организованной преступностью. - Минск: МВД БССР, 1991; Компьютеризация и экономическая преступность (монография). - М.: Академия МВД РФ,1992. 12 п.л.; Основные тенденции воздействия процесса информатизации на преступность в сфере экономики//Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере эконо¬мики. Материалы научно-практи¬ческой конференции. Вып. 1 – М: НИиРИО Моск. ин-та МВД Рос¬сии, 1995 
3. Методологические и правовые проблемы информатизации. - LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag Co. KG, 2013. 204с.; Преступления в сфере компьютерной информации: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические проблемы». - М.: Юрлитинформ», 2015, 328 с. (соавтор Быков В.М.).