Сеанс психоанализа

Сергей Боровский
- Открыто! - раздался хриплый голос, и я, набрав в лёгкие побольше воздуха, повернул облупившуюся, некогда никелированную ручку двери.

Хозяин голоса полностью ему соответствовал: седой старик в грязном халате неопределённого цвета восседал в кресле цвета вполне определённого - мышино-серого. Его глаза лучились искренней непредвзятой радостью. Наверное, в предвкушении моих денег, подумалось мне.

- Я звонил вам вчера, - начал я, но был предсказуемо перебит.

- Знаю, Петр Андреевич. Все знаю.

Сейчас он выдаст мне парочку фактов моей биографии, о которых якобы не должен иметь ни малейшего представления. Знаем мы эти фокусы. А впрочем, не будем спешить с выводами. Зачем-то же ведь всё-таки я к нему пришёл.

- Да вы садитесь, не стесняйтесь.

Ещё одно кресло стояло напротив него. Такое же серое, не обещающее не причинять вреда одежде. Я осторожно опустился в него.

- Ну-с, с чего начнём-с?

Боже, всё гораздо хуже, чем я предполагал! Однако рот мой послушно произнёс фразу, заготовленную накануне:

- Мне посоветовал обратиться к вам один мой приятель...

Дедушка важно закивал.

- В общем, у меня то же, что и у остальных.

- Апатия, отсутствие мотивации и интереса к жизни, излишний вес.

- Да. В точности, как вы и сказали. Плюс заниженная самооценка, страх перед будущим. И даже настоящим. Дети-бестолочи, начальник-дурак, жена-стерва. Полный комплект, короче.

- Это будет стоить четыре тысячи рублей. У вас с собой?

- Да.

Я полез за бумажником во внутренний карман, но старик жестом остановил меня.

- По окончании сеанса.

Я отдёрнул руку, будто обжёгся.

- Первый вопрос, который я обычно задаю посетителям: с чем вы связываете своё нынешнее печальное положение? С несовершенством окружающего мира или с собственными недостатками?

- И то, и другое, - не задумываясь, отчеканил я.

- Ага.

В этот момент мне показалось, что он запросит двойную цену, но я ошибся.

- Случай самый лёгкий. Лечить будем наводящими вопросами. Вы умирать собираетесь?

- Простите?

- Я имею в виду, нет ли у вас каких-либо иллюзий относительно временного характера вашего пребывания на этой грешной планете?

- Нет, таких иллюзий у меня нет.

- Чудесно! А какие версии у вас имеются по поводу послемортального вашего периода?

Мне захотелось рассказать ему о походе в церковь Свидетелей Иеговы, но я пресёк этот внезапный порыв в самом зародыше.

- Никаких. Темнота, пустота, тишина. И меня нет.

- Замечательно! Теперь давайте посмотрим на окружающую действительность. Как по-вашему, она материальна?

- Ну, типа, да.

- Первична?

- Вроде как.

Старик резко поднялся с кресла, чуть ли не бегом бросился к комоду у стены, выдвинул верхний ящик, а когда он повернулся ко мне, то в руках у него блестел какой-то огнестрельный прибор. Испугаться я не успел, так как старик быстрыми шагами приблизился ко мне и услужливо протянул револьвер, легкомысленно держа его за ствол.

- На-те, - сказал он. - Застрелитесь. Избавьте себя и нас от мучений.

Я шумно потянул носом воздух.

- Психологические штучки!

- Возможно. Но как ещё вам наглядно продемонстрировать, что в модели вашего мира нет другого выхода? Если ничего нет ни до, ни после, если материя - это незыблемый тупой монолит, то чего вам бояться смерти? Одно движение указательного пальца - и всё действительно закончено.

- Просто страшно, - признался я, не глядя ему в глаза.

- Верю, - откликнулся он. - А как вы думаете, почему?

- Инстинкт самосохранения.

- Для какой же надобности?

- Природа.

Старик насмешливо разглядывал меня.

- Хотите, я вас застрелю?

- Нет.

Я ответил несколько поспешно на этот дерзкий вопрос, и это не ускользнуло от кровавого доктора.

- А теперь так же быстро соображайте, за что цепляетесь в этой ненавистной жизни?

- За надежду.

- Та-ак.

- Что всё изменится.

- Та-ак.

- Да не такайте вы! Что вы растакались? Отрабатывайте лучше ваши четыре тысячи. Гипноз там какой-нибудь, что ли. Таблетки.

Сказав это, я почувствовал, что выдохся окончательно. Если через минуту ничего не произойдёт - уйду, к чёртовой матери.

- Гипноз ему, - проскрипел мерзкий старикашка. - Таблетки. А вот это видел?

Он сунул мне под нос банальный кукиш и вернулся в кресло. С журнального столика, стоящего рядом, он взял два кубика - обычные игральные кости.

- Смотри! Четыре-пять!

Кубики покатились по столу, остановишись на только что произнесённых цифрах.

- Два-один!

Он бросил кубики в общей сложности раз десять, ни разу не ошибившись.

- Будешь считать вероятность или на глаз поверишь, что она противоречит науке?

- На глаз.

- Обвинять в жульничестве будешь?

- Нет.

- Уже прогресс. Теперь, когда я называю комбинацию цифр, называй свою. Три-четыре!

- Шесть-шесть! - подчинился я.

Четыре раза из десяти кубики не послушались его, хотя не выдали и моих комбинаций.

- Твои объяснения, - потребовал фокусник.

Уже зная, что отвечу и проклиная себя за это, я посмотрел по сторонам, оттягивая минуту истины.

- Мысль материальна.

- Браво! - обрадовался дед. - И хотя твоё новое мировоззрение - тоже полная чушь, ты на верном пути, мой мальчик. На тебе кубики, дома будешь тренироваться. Три раза в день, по полчаса. Пока не начнёт получаться.

- А потом?

- Потом усложнишь задачу. Добьёшься, чтобы троллейбус вовремя подходил к остановке, чтобы канализация не так часто засорялась на кухне, чтобы начальство перестало помыкать тобой.

- А лотерея? - робко спросил я.

- Это вряд ли. Там знаешь сколько таких желающих? Но попробовать, конечно, можно. Для тренировки полезно. Хотя, с другой стороны - в деньгах счастья нет. Это тебе, надеюсь, известно.

Сжимая кубики в кулаке, я стоял в прихожей. Старик любовно рассматривал только что врученные ему купюры.

- Ну, я пойду?

- Ступай.

Щёлкнул замок.

- Да, и напоследок. - Он стал совершенно серьёзным. - Человек смертен, но человек - это всего лишь временная твоя оболочка.

- А я кто такой?

- Вот это тебе и предстоит узнать. Увлекательнейшее занятие, я тебе доложу.