Глава 4в-б. Др-е опред. Духовности. Б - философ-е

Владимир Молчанов 2
   "Феномен духовного не рассматривается как метафизическая категория (Дух), а определяется как процесс такого саморазвертывания, в результате которого происходит развертывание сущности Человека.
    Категория "СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА" является стержневым понятием, вокруг которого структурируется вся работа, развертывается вся проблематика духовного.
    Из такого понимания получает обоснование Гуманизм, как соответствие существования Человека его Сущности.

 ...Духовное познание, развертывание сущности человека приводит к явленности духовный архетип человечества, который объединяет в себе Истину, Добро, Красоту, синтезируемые любовью, а также - религию, философию и искусство, как разные виды духовного Познания.

 ...Смысл духовного феномена, если выразить его простыми и понятными словами, определяется как о т н о ш е н и е человека к его собственной жизни, своему "я" и миру, в котором он существует.
    Духовное проявляется в осознании человеком собственного бытия, оно выражает отношение человека к каждому моменту собственной жизни с точки зрения вечности. И это отношение не привносится извне, но является основой самой жизни, имманентная сущность которой вскрывается через обращенность к трансцендентному."
                С.А.Нижников "Проблема духовного
                в западной и в восточной культуре,
                в философии." М.,1995, с.119-121

    Владимир Васин в книге "11-я Заповедь.(Отчаянная попытка просветить современного варвара)". М., 1994, с.32, - утверждает:

   "В моем представлении, духовность - это широкое понятие, отражающее стремление человека к пониманию окружающего его мира и осознанию смысла своего существования. Духовность выражается через разум, созерцание, размышление, науки, религиозность и искусство."

    Процитированный автор замечательно отметил широту понятия "Духовность", еще точнее - его системность. Но, вот, попытка выразить ЭТО через смешивание некоторых форм общественного сознания с отдельными атрибутами познания... на наш взгляд некорректна.
    И почему из девяти "Основных форм постижения бытия" (См. Ю.А.Урманцев "О формах постижения бытия", "Вопросы философии, №3, 1994) взяты лишь три?!

    И еще одна ремарка. Да, с "воинствующим материализмом", слава Богу, покончено. Но быть клириком или светским человеком; верить или не верить - демократическое право любого из нас и в любом, действительно демократическом, государстве. Так стоит ли через прямую связку: "духовность равно (есть!)... и религиозность"  обрекать на непринятие миллионы людей?
    Давайте тогда и говорить будем, изначально, не о духовности человека, как такового, а о духовности ОТДЕЛЬНО для верующих и о духовности для не верующих людей. А, там, уж, и отдельно по мировым религиям это самое понятие понятие "Духовность" разделим. А, потом и за конфессии возьмемся - разве они не люди, разве же не имеют права на свою, отдельную от человесества и исключительную, духовность претендовать?!

 ...В основе же своей, современная философия дает верные ориентиры в осмыслении и трактовке этого, действительно, метафизического понятия, предполагая его объемность, многогранность, системность и целостность через ОТНОШЕНИЕ человека к миру, людям и к себе самому. На то она и философия...



Полный текст смотрите на странице автора.