Незабываемые встречи на охоте. человек и дичь

Олег Крымцев
 Теперь хочу рассказать об охотнике, умевшем пугать издаваемым резким звуком. Познакомился с его возможностями на охотах, когда служил в 60-е годы на Северном флоте. Звали его Владимир. Мы сдружились, не раз вдвоём выбираясь в сопки поискать белых куропаток. Однажды мы были на охоте в составе группы из 6-7 человек.       
 После удачного утреннего загона на куропаток мы расположились перекусить на плоской вершине одной из похожих друг на друга сопок. Кто-то из охотников стал разливать по стаканам спирт. Так вот, виночерпий разлил почти всем, а до Владимира не дотянулся и стал наливать себе. Вдруг раздался резкий шипящий звук "пст!!!" Впечатление, что совсем рядом прорвало паропровод под высоким давлением. Разливающий от неожиданности выронил флягу со спиртом. И если бы не готовность к тому сидевшего в метре Владимира, фляга могла сильно поубавиться, напитав мох и вызвав серьёзное негодование соседей. Первые секунды виночерпий не мог и слова сказать, а мы все крутили головами, не понимая, откуда идёт такой звук. Владимир, рассмеявшись, повторил его. Мы успокоились, а виночерпий молча пригрозил шутнику кулаком, так и не придя как следует в себя. В ответ Владимир заявил, что это был протест в знак того, что его чуть было не обошли при разливе спиртного.          
 Как-то мы с ним охотились в тех же сопках. Владимир увидел черно-бурую лису, забежавшую в котловину с небольшим озерком внутри неё. Мы побежали туда. Владимир предложил мне сесть у входа в котловину, а сам пошёл вслед за лисой. Я увидел её менее, чем в шестидесяти метрах от себя. Тут напарник решил испугать лису своим "пст!", надеясь тем самым приостановить её хоть и не быстрый, но бег. Услышав резкий звук, лис в испуге подпрыгнул и заметно сбавил ход. Мне оставалось только спустить курок.               
 Продолжу лисью тему, напомнив, что лиса - очень серьёзный враг птиц и зайцев, особенно в период их гнездования и первых дней жизни. Было это уже в 80-е годы. Мы выехали на лося в Истринское охотхозяйство. На инструктаже егеря предупредили, что на номерах можно бить волка и лису и за это лицензию на лося нам не закроют. Информация была важной.               
 Расставили нх примерно в сотне метров друг от друга. Начался загон с покрикиванием егерей и постукиванием ими по деревьям. Минут через пять после его начала я вдруг увидел, что в паре сотен метров от меня появился крупный лисовин, неторопливо двигающийся точно на меня. Он периодически останавливался, глядя только себе под ноги, и даже не реагировал на крики загонщиков, находившихся в нескольких сотнях метров за ним. Вот уже расстояние между нами сократилось до двух десятков метров. Как же красива была лиса! Белая манишка, тёмно-рыжий мех спины,  а длинный пушистый хвост вытянулся параллельно земле. Меня охватило сильное волнение: что же делать? Если выстрелю, испорчу охоту на лося и может случиться, что потом мы лося не добудем, и лишь я один окажусь с добычей. С другой стороны, лис был так хорош, что я впервые ощутил жалость к зверю на охоте.
Ветерок тянул от лиса на меня и он, не торопясь, продолжал приближаться ко мне. Между нами оставалось не более десяти метров. Решив, что стрелять не буду, я теперь думал, то ли раздвинуть ноги, чтобы пропустить лиса, то ли свистнуть и посмотреть на его реакцию. Победило первое, но метров за шесть до меня лис вдруг повернул к стоящей слева ёлочке, обошёл её и, так и не обнаружив охотника, двинулся за линию стрелков. Я не стал пугать этого красавца. А после завершения загона, в котором лося всё же взяли, сосед слева спросил меня, почему я не стрелял в лисицу, хотя то было разрешено. Я ответил, что оставил такого красавца для продолжения рода и улучшения породы. Он меня понял, а вот на аналогичный вопрос вышедшего из загона егеря я сказал, что побоялся спугнуть лося, который, кстати, и оказался в этом загоне. Егерь всё же заметил, что такую крупную лису надо было брать.               
 А вот другой случай. Охотились мы осенью на рябчиков. Мне удалось подманить одного поближе, да он сел на дерево хоть и близко, но оказался хорошо закрытым ветками. Решив подманить его, чтобы птица выбралась на более чистое для выстрела место, я неожиданно увидел, что за мной наблюдает молодой рябчик, усевшийся на дерево не далее пятнадцати метров. Похоже, я стал первым человеком, с которым он встретился. Мне захотелось посмотреть, что же произойдёт дальше. Поэтому я не стал стрелять в него и использовать манок, опасаясь раскрытия обмана: я просто негромко заговорил. Птица с минуту наблюдала за мной, а затем слетела вниз на лесную тропку. Не хотелось подходить к этому молодому рябку и стрелять. Повернувшись к первому рябчику и увидев, что он взлетает, выстрелил через ветки.
 Вы можете увидеть столько интересного в их поведении, что оно компенсирует даже ваш последующий, даже возможно неудачный, выстрел .Помню, как-то осенью охотились на Каспии в Кизлярском заливе. Я забрался на плоскодонной лодке-куласе в куст камыша, расставив на чистой воде с полдюжины резиновых чучел уток. Вскоре к чучелам подлетел чирок и стал прихорашиваться. Если б я протянул руку из камыша, то мог бы схватить утку. Но чирок пока не замечал опасности. Он подплыл вначале к одному чучелу, ко второму, а после третьего осознал, что попался на обман, и с отчаянным криком взлетел, на лету сыпя помётом. Столько в крике ощущалось страха, что я, смеясь, не стал в него стрелять, хотя до этого предпочитал бить уток влёт.
 А вот в Подмосковье у меня состоялась интересная встреча с куницей, немного схожая с историей про рябчика. Шёл я с ружьём вдоль просеки высоковольтной линии, застроенной частными садами и огородами. Вдруг с одного участка выбежала куница, очевидно, охотившаяся на мышей. Забравшись на ствол дерева у просеки, она задержалась на высоте не более 3-х метров от земли и внимательно смотрела на меня. До неё было менее 10 м, т.е. попасть в цель не составляло труда. Но разве можно стрелять в доверяющего тебе зверя? Захотелось в очередной раз понаблюдать за таким в общем-то осторожным и довольно редко встречающимся зверьком. Остановившись, чтобы не пугать его, я стал негромко говорить, обращаясь в сторону к кунице. Послушав меня некоторое время, она неторопливо забралась повыше и исчезла из поля зрения. Я пошёл дальше, а на душе было радостно от этой встречи. Шёл и думал, что если бы  от крупный лис встретился мне и при охоте только на лисицу, я не уверен, что смог бы выстрелить в красавца-зверя.               
 И ещё одна удивительная встреча на лесной тропе. В далёкие 70-е годы мы втроём
охотились под Переяслав-Залесским на уток. Привёз нас туда старый друг родителей Ильич, родом из местной деревни Дуброва. Добыв несколько уток, мы разбрелись в поисках серых куропаток и тетеревов. День стоял жаркий, а потому свою "Победу" мы оставили на лесной опушке с открытыми для проветривания дверями. Чужих людей в тех местах не наблюдалось, потому за сохранность машины не опасались.          
 Проходя небольшой лесок, от которого машина должна быть совсем близко, я обнаружил в нём какое-то движение. Решив, что это скорее всего Ильич, я позвал его, но ответа не дождался. Тогда, подумав, что он подкрадывается к куропаткам или тетеревам у противоположного края леска, я решил подшутить над ним. Вошёл потихоньку в лес и стал медленно продвигаться к замеченному предмету. Вначале за кустами и деревьями не удалось разглядеть заинтересовавший предмет, но когда расстояние между нами сократилось до пары десятков метров, оказалось, то был лосёнок. В это время со стороны поля раздался выстрел. Лосёнок в испуге развернулся от меня в сторону выстрела. Тут подо мною хрустнула ветка, и он повернул на этот звук голову, обнаружив человека. Во всей его позе и в глазах был написан такой испуг, что стало жалко этого малыша, отбившегося от своей мамы и, очевидно, прятавшегося в леске от жары. Зверь, по всему, находился в полной растерянности, что же ему делать: я отсекал ему путь через середину леска, а со стороны поля его испугал выстрел. Решив успокоить лосёнка, я тихо заговорил, медленно отступая к краю леска.               
 Зверь заметно успокоился. Не ощущая своим звериным чутьём опасности с моей стороны, он немного постоял, а затем пошёл на своих длинных ходулинах в голубь леска, и потом, выйдя на поле, двинул к дальнему лесному массиву. Я наблюдал за ним, пока зверь не скрылся из глаз. Конечно, у меня и в этот раз и в мыслях не было выстрелить в такую беззащитную дичь. Хотя, впоследствии, рассказывая об этой удивительной встрече, пришлось выслушать критику некоторых лиц, что не воспользовался случаем и не добыл для семьи в те непростые годы трёх-четырёх десятков килограмм диетического мяса. Таким людям приходилось напоминать, что охота - это не поход за мясом в лес, да ещё без права на его добычу, а ещё и общение с природой и её обитателями.               
 После ухода лосёнка я пошёл к полю и встретил Ильича, подстрелившего куропатку. Вдвоём мы вернулись к машине, где нас ждал не менее удивительный сюрприз, че встреча с лосем: на полу у заднего сиденья в машине развалилась громадная свинья, забравшаяся туда, спасаясь от жары. До деревни было километра два. Перед тем мы видели колхозное стадо свиней в сопровождении старого пастуха и подпаска. Скорее всего, пастухи спрятались от жары у кромки леса и заснули, а свиньи разбрелись кто-куда. Вот одна из них весом под двести килограммов каким-то образом умудрилась залезть в тесноватое для неё, но продуваемое помещение. Подошедший отчим тут же предложил Ильичу закрыть дверцы и быстро ехать в город, где свинью пустить на мясо. Однако, хозяин машины воспротивился и стал пытаться выгнать хавронью из "Победы". Да не тут-то было! Она совершенно не реагировала ни на его шлепки по задней части, ни на наши совместные усилия выпихнуть свинью.   Свинья лишь похрюкивала, даже не открывая глаз. Лишь когда Ильич выстрелил в воздух, она приоткрыла глаза, но вылезти не пыталась. Отчим опять стал убеждать Ильича везти её домой. Тот упирался и не соглашался. Наконец, его осенила мысль. Ильич стал зажигалкой поджаривать непрошеной гостье зад. Это ей явно не понравилось, и хрюшка с большим трудом выбралась на волю. А когда мы увидели её реальные размеры, стало совершенно непонятно, как же она сумела забраться в машину.   
 Завершу ещё одной историей о смелости теперь уже не домашнего, а дикого зверя. Мы охотились на лося в Юхновском охотхозяйстве. Егеря и загонщики, расставив стрелков, отправились в загон. Декабрьский день радовал лёгким морозцем и солнечной погодой. Справа от меня метрах в девяносто в прямой видимости стоял старейший в нашей команде бывший фронтовик И.Олехов. Мы ещё не услышали загонщиков, как к стрелковой линии недалеко от Олехова неторопливо прискакал белячок и уселся перед ним метрах в семи-восьми. Я хорошо видел обоих. По всему было видно, что до того явно молодой заяц не видел человека. Косой уселся  столбиком и с любопытством разглядывал охотника. Мне стало очень смешно, и я ждал, что же будет дальше. Послышались голоса загонщиков, на которые белячок никак не отреагировал: они были далеко и совсем негромкие, т.е. не испугали зверька никоим образом. Заяц ещё несколько минут продолжал разглядывать человека. Тогда Олехов слепил снежок и бросил в зайца. Бросок оказался удивительно точным. Однако, от попавшего в лоб снежка зайчишка лишь встряхнулся и остался сидеть. Думаю, что этот снежок заяц принял за свалившийся с дерева комок снега, что с ним уже бывало. К тому же Олехов, по его словам, специально не слепил крепкий снежок. Загонщики приближались, а заяц всё сидел. Тогда старый охотник, стараясь не спугнуть возможно находящегося в загоне лося своим звуком, бросил второй снежок, но на этот раз в цель не попал. Тут уж зайцу  не понравилось движение человека и он, так же не торопясь, пересёк нашу стрелковую линию.               
 Были у меня и другие памятные встречи, но на этом, пожалуй, завершу воспоминания Если ими удалось вызвать ответные,  возвращающие вас в прежние времена, я достиг своей цели. У всех любителей природы, к которым в первую очередь отношу охотников и рыболовов, наверняка гораздо больше интересных и счастливых событий и встреч в жизни, чем у героя рассказа М.Зощенко "Счастье", где один стекольщик на вопрос о счастье с трудом вспомнил, что один раз в жизни оно у него было. Тогда, в 20-е годы ему удалось убедить трактирщика заплатить двойную цену за срочную замену стекла, разбитого под вечер подвыпившим клиентом.               
 Удач и интересных встреч вам на лесных и охотничьих тропах!