Высоцкий и зерна анализ стихотворений

Алла Авдеева
Продолжаю анализ стихотворения Высоцкого «Дайте собакам мяса»
На сайте Стихи.ру поэты откликнулись на статью Владимира Конюкова «Дайте собакам мяса, Высоцкий» , где автор задал вопрос о контексте стихотворения. Были высказаны интересные мысли, справедливые мнения:
«Никакой тут нет тайны. Всё, как есть. Собачьи драки раньше - это развлечение для некоторых, как сейчас собачьи бои. Но видимо собаки были сытые. Желание свободы - это химера, ибо нет сто процентной свободы и быть не может. Не для того нас посылают на Землю, чтоб болтаться самому по себе, а, чтоб стать нужным винтиком в сообществе людей. Быть нужным - это было основное чувство Высоцкого. Поэтому он так написал» Валентина Зверева-Барби   
«Собаки - это простой народ. Чернь,  немытая Россия, ватники, лохи. Так его (народ) видит белая кость, голубая кровь, голубые мундиры, воры в законе» Ясерый   
«Было в древности, финикиян сравнивали с собаками и... травили, но травила чернь...
Любое мнение важно, голубые мундиры... у Лермонтова...» Владимир Конюков   
«Вот именно, что стихотворение это надо понимать философски, а великого поэта всячески гнобили в советские времена, зато мы горды ЕГО творчеством» Галина Москаленко   
О сравнении языческих народов с собаками, действительно в евангелии есть такая история.
Иисус скрывался от преследований фарисеев в  странах Тирских и Сидонских, то есть на земле враждебного, языческого народа финикийцев – хананеев, народа, приносившего своим богам человеческие жертвы.  Хананеев не волновали религиозные споры иудеев, своя религия имелась. К Иисусу обратилась женщина Хананеянка ( сирофиникиянка) с просьбой исцелить бесноватую дочь. Иисус молчал вначале, потом его ученики потребовали решить вопрос, так как эта женщина кричала и мешала им. Ученикам хотелось, чтобы она ушла, как можно скорее, а с исцелением или без него - неважно, народ-то вражеский, чужой, иноверческий. Помрут эти чужие, женщина с её дочкой – не жалко. Иисус вначале в спасении отказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо - взять хлеб у детей и бросить псам» Но женщина стала доказывать, что она уверовала: « Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15.22-28, Мк.7.25-30) В некоторых переводах: « щенки едят крохи» И так как она доказывала, что с ними одной веры, Иисус всё-таки исцелил её дочь. Оба враждующих народа друг друга считали нелюдями и убивали при любом удобном случае, как собак даже женщин и детей инородцев, чтоб «не  осталось от них ни корня, ни языка» Но в данном случае расово чуждая женщина оказалась единоверкой, а Иисус и ученики хотели распространить свою веру, как можно шире. Тем более, что соплеменники угрожали им смертью, а на чужой территории следовало найти сочувствующих, а не наживать ещё врагов. Иисус пытался псов приручить. А в стихотворении Высоцкого призыв не просто накормить собак, а накормить, чтобы стравить:
Дайте собакам мяса –
Может, они подерутся.
Дайте похмельным кваса –
Авось, они перебьются (перепьются)
Голодные собаки от внезапного дара друг друга изгрызут, пьяницы до конца отравятся.
Небольшое стихотворение, а в нем несколько видов противостояния. Прямо таки единство и борьба противоположностей. Тезис – антитезис.  Мясо – зёрна, водка – квас, драка – мир. Люди – псы, вороны – пугала. Сеяли – не выросло, пугали – расхрабрились, дали – отказались. Есть и смысловые  триады, которые подразумеваются, что и создает смысловую игру, когда текст как бы домысливается в зависимости от личности читающего, слушающего. Дайте – берём и отказываемся. Вода, водка, квас. Квас - хлеб, зерна. Посеяли неправильно, нет зёрен, нет хлеба и кваса, значит, не будет ни водки, ни мяса. Есть народная песня: «А мы просо сеяли, а мы просо вытопчем» Есть драматургия, присущая всем стихотворениям Высоцкого, есть борьба.
И вот, кстати, две цитаты из «Баллады о борьбе»:
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф…
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока…
Есть мясо с ножа по народной примете – злым будешь, да и неудобно, можно язык порезать. Книжные дети – книжники и фарисеи.
Это сладкое слово Свобода. Сколько песен и стихов ей посвящено. На сайте журнала «Русский пионер» появился единственный отклик  поэта Сергея Демидова.
Интересное стихотворение Сергея Демидова процитирую целиком:
«Мне вчера дали свободу,
Что я с ней делать буду...
Ожидания убили желания...
Ожидания убили то, что забыло родиться...
А что родилось, то убежало бесследно...
Псам во время мясо надо давать..
Похмельным во время квас надо наливать..
А влюбленным во время угол надо выделять...
А самое главное ворон гнать и гнать....
От псов, похмельных и влюбленных...
Насытились псы...
Упились похмельные...
Влюбленные круги устали нарезать...
А вороны перестали бояться чего-либо...
В шакалы вороны нарядились и шакалят по просторам...
Парочки .. у нас ... а у вас... у вас ... у нас...
Парочки штампуют и штампуют...
Свел плут один далекий с ума мудрецов...
Вот и досоединялись..
Вот и допировались...
Свобода уж давно Каторгой стала...»
Какое ёмкое определение – свобода, ставшая каторгой! Справедливо не только для творчества Высоцкого.  И заметьте свобода, данная не вовремя, может оказаться уже ненужной. Угол дали влюблённым, а они уже состарились, разлюбили друг друга и не могут иметь детей. Псы от голода обессилели, драться не могут, еле ноги переставляют. Пьяницы до чёртиков допились, дожили до цирроза, «поздно доктор пить боржоми, если печень отвалилась» Иной бы рад выпить, а «нет того веселья», докурился и допился натощак, впору лекарства принимать, да лежать под капельницей, а организм уже изношен и выздоровление не предвидится.
А зерна гибнут, если посеяли не вовремя в жаркую и сухую или холодную почву, или посеяли, не зная основ земледелия, на камень. Или зерно негодное. Пытались же акклиматизировать в северных районах кукурузу.
В обще-то образ хлеба в отличие от мяса всегда позитивен, «хлеб всему голова», «есть хлеб будет и песня».
В России стране хлеборобов, всегда был культ хлеба. Герб СССР украшали хлебные колосья и серп – символ жатвы. В школах изучали «Жатву» Галины Николаевой, «Поднятую целину» Шолохова, « Целину» Леонида Ильича Брежнева.
Хлеб и зёрна в песнях Высоцкого  встречаются, но как то нерадостно, нет там воспевания трудового подвига земледельцев:
«Если где-то в чужой незнакомой ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю…
Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?»
«Вытекают из колоса зерна
Эти слёзы несжатых полей…»
«Больше в землю не бросите семя…»
Золотое поле служит фоном для битвы, а битвы за урожай нет, как нет. А если работа на полях всё-таки появляется, то это едкая сатира, как  песня про картошку –  второй хлеб. Или «Жертва телевизора» недовольно наблюдает:
Вести с полей или южных гектаров…
Потом ударники в хлебопекарне
Дают про выпечку до десяти…
Явно хочется смотреть что-то про Бермуды, а не про полевой стан. Есть хочется, а работать в поле совершенно не хочется. Единичная строка, описывающая идиллию:
«Нет, мир да любовь вам, да хлеба на стол,
Чтоб согласье по дому ходило…»
Разве в советское время такому автору дадут литературную премию? Даже в Союз Писателей не примут. Критика и самокритика не возбранялась, но нет воспевания созидательного труда.
А ведь он был созидательный труд, были и замечательные мастера своего дела – хлеборобы, ткачихи. А разве писательский труд лёгок? Ростислав Филиппов известный поэт, бывший во время перестройки ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей СССР, с 1999 по 2004 год возглавлявший областную организацию журналистов,  как-то сказал в радио интервью: « Лучше бы я стал агрономом!»
Да есть у Высоцкого песня о шахтёрах, но этого мало. Зато есть глубокая обида на несправедливость жизни, почти во всех произведениях и значительная часть творчества посвящена разбойникам и татям:
«Он обиды зачерпнул, зачерпнул
Полные пригоршни.
Ну, а горя, что хлебнул,
Не  бывает горше»
Хлебнул, Хлеб суть слова одного корня. Когда-то из толчёных, пшеничных зёрен варили кашу, а лишь потом научились муку молоть и хлеб выпекать.
Или цитирую по Владимир Высоцкий «Песни и стихи» Сборник Переиздание. Издательство «Литературное зарубежье» Нью-Йорк, 1981 «Слово» Киев 1993г. «Мы вместе грабили»:
За хлеб, и за воду, и за свободу,
Спасибо нашему совейскому народу
За ночи в тюрьмах, допросы в МУРе,
Спасибо нашей городской прокуратуре.
Заметьте совейский вместо советский не опечатка. А что грабить это хорошо? Грабителю хорошо, ограбленному плохо. А что советоваться плохо? Беда, когда мудрые советы не слушают и не следуют им. Высоцкий так много писал об уголовниках, что в народе о нем думали, как о человеке, отсидевшем в тюрьме не один год.
Естественно Высоцкому с таким его отношением к советскому строю стали подсказывать вариант отъезда за границу, где во Франции в те годы жилось замечательно. А у нас «все не так, ребята» И вот, как бы эмигрантское:
Нет меня я покинул Рассею…
Я теперь свои семечки сею
На чужих елисейских полях
И поля чужие и блаженство загробное, кладбищенское блаженство
«Не се ль Элизиум полночный прекрасный Царскосельский сад» – А.С. Пушкин
А тут чужие поля, чужие кладбища. Бери свободу, есть у тебя виза, оставайся за границей. Многие там пожили в эмиграции и благополучно вернулись – Любимов, Зацепин, даже Солженицын. Или и там сытость даётся непросто, а свобода неполная?
И снова стихотворение «Смотрины» не только мясу в щах завидуем:
«Наутро там всегда покой,
И хлебный мякиш за щекой,
И без похмелья перепой,
Еды  навалом…»
А откуда еда берётся?  Оторвался человек от земли и страдает, гибнет, как Антей. Похоже на то, что конфликт был не только с советским строем, но и с жизненным, народным укладом и внутренний конфликт с собственными убеждениями. Не зря Высоцкий поэт очень любимый психиатрами. От Анатолия Кашпировского, использовавшего в массовых сеансах его песни, до Михаила Литвака. Михаил Литвак даже открыл синдром Высоцкого, вот что он пишет в своей книге «Командовать или подчиняться»:«Жажда признания вышестоящих карликов, или синдром Высоцкого. Мне представляется, что много гениев, известных и неизвестных, у нас гибнет или делают меньше, чем могли, из-за того, что не могут обойтись без признания власть имущих. Ведь Высоцкий был признан народом, но все же переживал из-за того, что не имел соответствующего документа… Этот синдром отнимает много душевных сил (душит обида, когда не признают твоих заслуг). Зря тратятся время и средства для добычи блестящих камушков. Меня давно уже беспокоит проблема этой сорочьей психологии, которая замедляет личностный рост и приводит к болезням. Посмотрите на визитные карточки многих добившихся формального успеха людей. Там уже их имени некуда ставить. Начинаешь сомневаться, а есть ли у них успех фактический…»
А психолог Юрий Лемехов предполагает, что Высоцкий мог бы легко возглавить майдан и стать достойным президентом, живи он в наши дни в статье «Психология Высоцкого»
Хочется верить, что доживи Высоцкий до наших дней, сеял бы он зёрна истины и добра, а не драконовы зубы. А почему бы и нет? Был же Станислав Говорухин кандидатом в президенты Российской Федерации. У таких разных людей, как Говорухин, Любимов, Зацепин, Солженицын есть одно общее качество терпение. У Высоцкого терпения не было совершенно, он видимо терпение воспринимал, как покорность неблагоприятным обстоятельствам.
Снова вернемся к истории  Каина и Авеля. Неужели плоды земли, зерна, овощи и фрукты хуже, чем баранина и прочее мясо? Или земледелие хуже, чем кочевой образ жизни? Сидит земледелец, прикованный к посевам, как пленник земли,  отпугивает ворон и диких коз и кабанов, и не может он путешествовать на край земли и мир посмотреть, и себя показать.
Можно песни петь и в хлебном поле, но на гастроли уже не отправишься. Ох, недаром за тунеядство при социализме могли отправить в сельскую местность и не только в нашей стране.
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» Книга Бытия
Труд земледельца сам по себе прекрасен и несёт в себе внутреннюю награду. Вокруг Каина много добра, много хорошего, он не способен увидеть хорошее, а видит только плохое. Каин просто не способен был увидеть Божье Благословение. Не стерпел Каин и не стал трудиться ради божественной награды, не стал ждать своего счастья, а сразу за ножик хвать. Каин виноват в том, что уравнял жизнь человека с жизнью животного, свою свободу поставил выше всего на свете. Он бы и Господа Бога за свою обиду убил, но тот бессмертен. А какая же свобода, если нет  бессмертия? Не Бог, так земные власти, не власти так природа все равно человека ограничат и поставят предел свободе.
Есть такое мнение о книге – Библии, что читать её вредно, поскольку она описывает множество видов зла и эта книга чужда славянам. Но ведь дело не только в книге, а и в тех людях, которые читают. И учится лучше на чужих ошибках. Умный человек прочтёт, подумает, сравнит с настоящим,  и не будет  так поступать. А тот, кто добра от зла не отличает, захочет попробовать всё и сразу, прогуляться по улицам Содома, организовать Валтасаров пир, построить башни до небес в стиле новый Вавилон. Пользуясь высоким положением, составить ложный донос, как это сделал Амман. Пользуясь властью, расправится со всеми, кто чем-то не нравится или не угодил. Пользуясь свободой, подобно Каину употребить её во зло.