о разном 3 относительное

Тая Файнгерц
О РАЗНОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 3)


. . .
О «желании поделиться», даже ценой отказа

Если тебе что-то нужно, не думай, будто оно нужно кому-то еще.


. . .
Одиночество нужно переносить с достоинством

Порой человек может испытывать все ту же тоску невысказанности, тоску непонятости. Но он уже знает по опыту, что его слишком глубокое понимание самого себя чуждо всем окружающим и их опыту понимания других и себя. И когда самый глубокий человек жалуется на непонимание, он будто вымаливает, поступками и интонацией, он говорит обычнейшие вещи и становится банален и неинтересен собеседнику: «Все банальные люди так говорят!» - Человек понимает эту заколдованность и понимает, что нужно раз и навсегда замолчать о своем одиночестве.
Вывод: не раскрывайся перед тем, кто не приложит желания и усилий тебя раскрыть (хоть надо знать и мотивы, которыми он руководствуется, и самого человека: достаточно ли он способен что-то понять).

. . .

В другую сторону

Иной человек совершенно такой же, как все, и прекрасно понимает это, и все же он будто инопланетянин. Просто потому, что у других людей, при схожем содержании, совершенно другие цели и потребности. И когда все идут в каком-то одном направлении,  он смотрит совсем в другую сторону…


. . .
Нищий духом

Каждый человек однажды испытывает безнадежность при взгляде назад. Он смотрит на свою жизнь и не понимает: он мог быть другим? он мог бы жить иначе? – видимо, нет. Он знает, что он несовершенен, но он не мог бы иначе, он сделал всё, что было в его силах, насколько позволял ему пройденный отрезок времени. И в то же время он чувствует, что он мог бы, если бы… И для него это «если бы» необходимо, внутренне необходимо. Что было бы, если бы человеку вовремя протянули руку, отогрели, научили, подали совет? Что было бы, если бы он родился в других условиях, в другом месте, времени, семье? Что, если бы у него были изначально другие физические, внешние, умственные и душевные данные? Что было бы, если бы пришло Высшее Существо и обратилось к нему, и повело бы за собой?.. – И даже эти меры кажутся условными на первый взгляд; что было бы, если бы исполнилась сокровенная нужда человека, его мысль о совершенстве, о самом высоком?.. – Это не прихоть, по крайней мере в отношении иных людей. Несправедливость неисполнения этой насущнейшей потребности (ибо для таких людей она действительно именно насущна), а не только вид мирового зла, во все времена побуждала людей сомневаться в Боге и Благе, и в Благой Справедливости. Будто человеку дается удовлетворение лишь самыми малыми дозами, как милостыня, как подачки с владычнего стола… Нищий духом постоянно чувствует эту нужду, и не есть ли вся наша жизнь – не умолкающая мольба о помощи?.. Человек заслуживает гораздо больше того, что имеет.

«Нищий духом» - тот, для кого Царство Небесное является насущнейшей потребностью.



. . .
Управляемая глупость

Вся деятельность человека в мире и социуме, все его тщеславные свершения, всё его желание что-то доказать, что-то утвердить, всё это сотворение предметов первой и не первой необходимости, орудий труда, объектов культуры, написание книг, преобразование социальных институтов и норм, и т.д. и т.п. (что можно перечислять до бесконечности), одним словом, вся его жизнь и образ жизни есть управляемая глупость. Почему человек так думает? – потому что его не удовлетворяет результат. Результат всего этого всегда относителен, каков бы он ни был, а значит, такой результат ничто в сравнении с совершенным абсолютом, которого человек хочет достигнуть.


. . .
Неуправляемая глупость

Есть хорошие, умные авторы, которые выдают всю свою глупость в собственных комментариях и мнениях о своих работах. И читатель подобных комментариев и мнений порой крайне удивляется: человек написал хорошую, умную книгу, как же он не понимает этого и даже будто просит прощения за нее?..


. . .
Касты

Как много простых хороших людей трудятся на своих местах во благо окружающих, страны и общества, и сколько добра они совершают! – тогда как есть еще воины. Но что такое воин? – бездельник, убийца или самоубийца, и только в самых редких случаях – защитник.


. . .
Точность попадания

Человек раскрыл всё свое сердце, а ему тут же дали по мозгам. – Хорошо еще, что не по сердцу…


. . .
Самоуничижение паче гордости

Иной человек принимает скромнейший вид только потому, что панически боится: «А вдруг люди меня сочтут гордецом?»

. . .
«Из двух любящих один любит, а другой позволяет любить себя»

Позволять любить себя больше, чем любить.



. . .
О ФСБ-шнике

Иногда встречаются люди, самые обычные люди, но будто несущие для тебя весть. Я таких людей называю посланниками. Обычно при контактах с такими людьми отмечается как бы некоторая нереальность происходящего…

Случайный попутчик в поезде на Старую Руссу. Молодой парень, сидит бузит, говорит, на самолете зайцем летел. Оказался ФСБ-шником. Дочка у него родилась, едет в Валдай посмотреть на дочку. И так далее. Разговорились «за жизнь». «Дочек люблю», - говорит. – «А жену?» - «А жену – нет».- И так еще загадочно смотрит… - Была у него сильная первая любовь. Очень сильная. Говорит, подходили друг другу, как никто. Но разошлись. Она сказала: «Ты мне как брат», - и всё… А жена его… Он говорит: «Она меня любит, просто обожает, а я себя подлецом считаю, что ее не люблю…» - Тем не менее живут идеально. Он психологией увлекается, невербальным общением, понимает ее без слов… Он именно позволяет себя любить, и так, что она при этом в высшей степени счастлива. По сути, он жертвует, он проявляет милосердие, - мне кажется, это больше, чем просто любовь. И ведь это на деле любовь, но любовь без страсти. – И при этом человека еще мучает совесть…


. . .

О радже


Жил один раджа, любивший испытывать людей. И он испытывал также и своего единственного сына, и, может быть, испытывал даже строже, чем всех остальных, желая воспитать его достойным человеком. Ведь к людям, безразличным тебе, относишься далеко не так серьезно…
В свое время, будучи тринадцатилетним мальчиком, сын подружился с девочкой младше его на два года, воспитывавшейся у брахмана, и уже тогда решил, что она станет его женой. И раджа, и брахман одобрили его выбор; но прошло несколько лет, и отец решил испытать его верность. Раджа стал устраивать пиршества и приглашал на них множество красивых женщин и искусных танцовщиц, и незаметно наблюдал за сыном. Но сын оставался бесстрастен. Он спокойно смотрел на танцовщиц и их танцы, а потом уходил к себе, предпочитая проводить ночи в одиночестве и тишине, и наутро приступал к обычным обязанностям. Из женщин он продолжал общаться только со своей подругой и с матерью.
И однажды посреди пиршества раджа подозвал к себе одну из красавиц танцовщиц и сказал ей:
-Адити, подойди к моему сыну и заговори с ним. Ты ведь умеешь говорить с мужчинами. Попытайся пробудить в нем интерес к тебе, попробуй вызвать страсть. Потом расскажешь мне, что он ответил…
Адити подошла к сыну раджи, поклонилась и сказала:
-Господин, я весь вечер танцую для тебя, а ты так ни разу и не улыбнулся… Неужели не нравятся тебе мои танцы? Неужели мое искусство не трогает твое сердце?..
-Мое сердце уже отдано другой, - сказал сын раджи. – Спасибо тебе за твои танцы, они прекрасны, но лучше танцуй для других: я люблю другую, и люблю очень сильно.
-Но неужели я не лучше ее? – спросила Адити. Сын раджи какое-то время молча смотрел на нее, потом протянул ей драгоценный камень в оправе из золота и сказал:
-Уходи.


-И что сказал тебе мой сын, Адити? – спросил раджа.
-Он подарил мне этот камень, - с поклоном ответила танцовщица. – А еще он сказал мне прийти к нему этой ночью.
Раджа усмехнулся.
-В котором часу он сказал тебе прийти?
-В полночь.
-Куда?
-В его покои.
-И как тебя пропустит туда стража?
-Он сказал показать им этот камень.
-Ну что ж, если он так сказал, приходи…


Ночью, закутавшись в темные одежды, раджа стоял в саду перед входом во дворец и, незаметный, ждал. «Адити лжет, - думал раджа. – Стража ее не пропустит. А если она и проникнет во дворец обманом или подкупом, то просто заблудится. Зачем только она это затеяла?»
Он увидел, как ко входу, тоже закутанная в темное покрывало, приближается Адити.
Она и вправду показала страже камень, подаренный Найратмой, сыном раджи, и просила ее пропустить, но стражник не верил ей и не пускал. «Я ничего не знаю, - говорил он. – Господин не велел мне никого пускать». – «Господина самого обманули, - говорила Адити, - он хотел передать тебе, чтобы меня пустили во дворец, но отец его препятствует нашей любви и следит за ним…» - «Тем более, - сказал стражник. – Против воли старшего господина я никогда не пойду. Уходи, я не буду с тобой разговаривать…» - Адити отошла в крайней досаде. «Так она вообще отрезала себе все пути, - внутренне рассмеялся раджа. – А если она не лжет, и Найратма пошлет за ней?» - Будто в ответ на его мысли из дворца навстречу Адити вышла служанка Найратмы, Керти. «Где ты пропадаешь? – спросила она Адити. – Господин уже давно тебя ждет». – «Меня не пускают», - сказала Адити. Керти подошла к стражнику. «Молодой господин велел пропустить эту женщину». – «Я послушаюсь только приказа старшего господина», - сказал стражник. – «Но ведь старший господин велел тебе подчиняться молодому господину, - возразила служанка. – Если ты не исполнишь воли молодого господина, молодой господин накажет тебя. А если ты скажешь старшему господину, что только исполнял приказ его сына, отвечать за свой приказ и будет его сын, а не ты». - В конце концов стражник послушался служанки и пропустил их обеих…
Раджа бесшумно шел по коридорам дворца вслед за Керти и Адити, проникнув во дворец с потайного входа. «Керти всегда была хорошей служанкой, - думал раджа. – Она добросовестно исполняла свой долг, хоть особой преданности и не проявляла. А какая особая преданность может быть у подневольного человека?..» - Раджа свернул в боковой коридор и пошел к спальне сына другим путем, чтобы обогнать их. Ему уже было ясно, что Адити туда доберется.
Он стоял в темноте у дверей спальни Найратмы и поджидал Адити. «А ведь он ее убьет, если она и вправду ворвется к нему самовольно, - вдруг подумал раджа. – По мне, если она солгала, то за такое предательство пусть погибнет, но ведь он себе этого не простит…» - Адити подходила к дверям спальни одна, Керти с ней уже не было…

-Здравствуй, Адити, - выступил из темноты раджа. Женщина отшатнулась, но быстро овладела собой и ответила поклоном. Радже показалось даже, что она улыбается.
-Ты припозднилась, Адити, - сказал раджа. – Уже около часа ночи.
-Мужчины больше ценят женщину, когда она немного опаздывает, - сказала Адити.
-Допустим, - сказал раджа. – Но я только хотел тебя предупредить. Я воспитывал своего сына воином. Воин должен быть готов к внезапному нападению. Когда он только начинал владеть мечом, я иногда приходил к нему среди ночи, как если бы к нему пришел враг, с тем, чтобы никакой предатель не мог застать его ночью врасплох. И если к нему вдруг ворвется незваный гость, Адити, то знай, что он встретит его ударом меча. Врагов здесь достаточно; а добрые гости у нас по ночам не ходят.
Адити отступила на шаг и взялась за ручку двери спальни. Раджа не видел ее лица и даже какое-то время еще сомневался, лгала ли она ему, но резкость, откровенная злоба, с которой женщина распахнула дверь, сказали ему всё. Он бросился вперед и отшвырнул Адити от двери, и тут же перед его лицом просвистел меч.
-Сын, это я! – крикнул он в темноту. Наступила тишина, шагов убегающей Адити тоже не было слышно: женщина пришла сюда босиком.
-Прости, отец, - наконец услышал он голос сына.


Найратма зажег светильник и посмотрел на отца:
-Где твой меч? – спросил он.
-У меня его нет.
-Что-то случилось?
-Нет, ничего.
-Как ты мог… - сказал Найратма, опускаясь на ложе. – Прийти без меча… Что было бы, если бы я убил тебя?..
-Прости.
-Но что все-таки случилось?
-Ничего, правда. – Раджа подошел к сыну и взглянул ему в глаза, положив руку ему на плечо. Найратма не отводил взгляда, но в глазах его была боль и недоумение.
-Сегодня я просто потерял бдительность, - сказал раджа. – Это всего лишь ошибка. Не больше.
-Не приходи никогда ночью без меча, - сказал Найратма.
-Не приду.
-Обещаешь?
-Обещаю.


. . .
-Найратма, ты помнишь, к тебе после танца подходила одна из танцовщиц, Адити? – спросил раджа у сына через несколько дней.
-Да, ко мне подходила танцовщица, но имени ее я не знаю.
-О чем вы с ней тогда говорили?
-Она спрашивала, кажется, нравится ли мне ее танец и она сама… Да, отец. Я плохо помню, с чего начинался этот разговор, но когда она узнала, что я люблю другую женщину, она спросила: «Неужели я не лучше ее?..» Я подарил ей камень и попросил уйти. Честно скажу, меня этот вопрос возмутил.
-Ну да, - усмехнулся раджа. – Она всегда была слишком высокого мнения о самой себе…



Найратма и Майтри


Найратма упражнялся в стрельбе из лука, когда рядом с ним впервые оказалась Майтри. Она стояла слишком близко к его мишени, и он крикнул девочке: «Отойди, я могу попасть в тебя!» - «Но ведь ты целишься в мишень, а не в меня», - спокойно возразила Майтри и поймала на лету стрелу Найратмы. Найратма подошел к ней. «Эта стрела летела точно в цель, - сказала ему Майтри. – Ты сердишься на меня за то, что я поймала ее?» - «Нет, - Найратма смутился. – На тебя я почему-то не могу сердиться». – «Воин должен быть суров, - сказала Майтри. – В тебе нет ярости. Но, возможно, что ты будешь справедлив в своих битвах. Научи меня сражаться на мечах».
Найратма вынес два меча и стал показывать Майтри приемы боя. Через некоторое время девочка освоила то, чему он ее учил, и Найратма решил попробовать сражаться с ней всерьез. Майтри достойно давала ему отпор, и он увлекся, не рассчитал и в увлечении своем ранил ее в плечо. Найратма испугался за нее и повел к одному из своих воспитателей, врачу. Когда рану перевязывали, пришел раджа, чтобы узнать, в чем дело. Найратма рассказал. «Мы пойдем сейчас к брахману, у которого воспитывается Майтри, проводим девочку и испросим у брахмана прощения, - сказал раджа, - а потом я тебе кое-что скажу». Они проводили Майтри к брахману, и вернувшись раджа отвел Найратму в его комнату и сказал: «Мужчина должен рассчитывать свои действия и отвечать за свои поступки. Если ты действительно воин, ты проведешь в своей комнате без еды и питья три дня. Запирать я тебя не буду, ты можешь в любой момент выйти». И раджа оставил его в его комнате и вышел, только слегка прикрыв дверь. Найратма покинул комнату ровно через три дня, привел себя в порядок и отправился к брахману, где жила Майтри. Был уже поздний вечер, стемнело, но он сильно волновался за нее. Он нашел девочку на террасе. «Тебе очень больно?» - спросил он. «Нет, - ответила Майтри. – Я только боялась, что отец тебя накажет». Но Найратма ничего не сказал ей о трех днях, проведенных в одиночестве в комнате. Он расскажет Майтри это только черехз одиннадцать лет, когда она станет его женой. Тогда во всех битвах, которые приходилось вести сыну раджи, они будут сражаться вместе…



. . .

О смерче

Смерчи в сентябре гуляют в море, и на берег не выходят.
Сижу в Вардане, смотрю на небо. А там в облаках такая штука, похожая на змеиный хвост, а рядом другая, поменьше, похожая на козявку. Кто-то говорит: «Смерч». Народ с пляжа просто побежал. – Но это так смешно, когда народ побежал…
У меня на фотографии есть этот смерч. Такой маленький, что его даже толком не видно. Неинтересно…


. . .

Из «Правил ведения боя с орками»

Правило первое:
 
С орками не воюют. Их молча и ровно засыпают землей в их подземных убежищах.

                Фа Ин, великий стратег и китаец.


Правило второе:

Чтобы узнать адрес их подземного убежища, орка нужно выследить. Для этого нужно прикинуться собутыльником орка и использовать «болтливый наркотик». Когда орк все выболтает и упьется до бесчувствия, его можно доставить по сообщенному им адресу и засыпать землей вместе с остальными.


. . .
Это все, конечно, шутки. Но некоторых из них можно одолеть и шутя.


Правило третье:

Не выдавай своих планов. Мысли тихо. Вводи противника в заблуждение своими мыслями.


Правило четвертое:

Всегда и во всем лучше быть непредсказуемым.


. . .

Некоторые из разновидностей орков.

Лукавый орк. Признак: любит прикинуться человеком. Часто «давит на жалость» и всячески старается играть на лучших человеческих чувствах, с тем, чтобы использовать их потом в своих интересах. Любит стыдить и взывать к чужой совести, вызывать комплекс вины и комплекс неполноценности, ослабляя таким образом человека и подчиняя его своей воле. Старается создать видимость своей непогрешимости. Место обитания: как частная квартира, так и государственный кабинет. Его глобальный подвид: различные государственные, общественные, коммерческие и прочие структуры, использующие те же механизмы воздействия как на отдельных людей, так и на массы.

Тиран и тиранчик. Признак: занимает руководящее положение и всех гнобит. Подвид наиболее распространенный: бюрократ. Стоит стеной, чтобы не допустить до реализации как светлые, так и другие более или менее прогрессивные идеи, и потрясает бумагами, стараясь завалить ими все вокруг. Пожирает чужое время и силы.


. . .

Ареалы обитания орков. Чаще всего большие города с разветвленной бюрократической, коммерческой и социальной структурой; также отдельные частные квартиры и все, что напоминает орку его родное подземное убежище.

Орки не склонны к завоевательным походам и перемещаются только под воздействием более мощных темных сил, являющихся их руководителями. Но за захваченные территории держатся всеми когтями и загаживают их основательно, чтобы было за что зацепиться. Берут в плен мирное население и облагают его данью. Протестов не рассматривают, недовольных уничтожают без жалости.


. . .
Тактика непосредственного боя:

1. Определи, кто перед тобой, орк или человек.

2. К орку жалости не имей.


3. Сосредоточься на сражении. Не имей посторонних эмоций и мыслей, так то:
а)Что такое орк? б)Что он обо мне думает? в)Что он вообще думает внутри себя? г) Ах, какой он ужасный! д)Ах, какой он урод! – и так далее. Орк есть орк. Понятно, что от него может тошнить, но это не повод опускать меч.

4. Изучай противника только с тем, чтобы выработать наилучшую тактику против него. Не поддавайся на его провокации искусить тебя или вызвать в тебе жалость к нему.

5. Во время боя поздно изучать что-то и вырабатывать стратегию, это надо делать до сражения. В сражении же надо действовать, и промедление смерти подобно.

6. Умение сражаться приобретается с опытом. Опыт всегда подвижен, непосредственный бой всегда спонтанен. Умей вовремя отказаться от заранее продуманных схем, чтобы они не стали предрассудком.


. . .
Как-то в одном сражении тьма очень пыжилась и всячески старалась посеять панику, изобретая ужасающие личины и прочие страшилки. И тогда один из воинов в стане света произнес мысленно с неподражаемым юмором:
-Прекрасно. Красивее некуда.
-Ты так и будешь улыбаться им в лицо? – спросил другой.
-Почему нет.
-Тогда я последую твоему примеру.
При том, что оба были предельно внимательны, и оба понимали, что «страшилки» являлись только отвлекающим маневром, а битва была нешуточная…

Иногда и уловками врага можно развлечься, чтобы на минуту пополнить свои силы.



. . .

О чувстве юмора

Спартанцы при Фермопилах: «Персов так много, что их стрелы закроют солнце!» - «Ну что ж, тем лучше: мы будем сражаться в тени!..»
Вот то, что я называю самым лучшим чувством юмора.



. . .

О литературе

Иной литератор, когда пишет, сам живет иначе. Он говорит: «Ведь это литература». И он прав.

Потому что человек прав, когда выдумывает. Таким образом он никому не навязывает себя. Он создает абстракцию, в которой каждый воспринимающий ее извне может сам реализоваться, как хочет. И тогда созданное уже не принадлежит автору. Оно просто существует.

. . .

Об идеализации и вариантах

Иное положение на практике оказывается крайней идеализацией. Оно нереально, оно неосуществимо, оно ничем не подтверждено. Тем не менее в нем таится возможность, которой никто не заметил, в нем заключена точка зрения, высвечивающая вполне определенный аспект. Как если бы пойти незаметной дорогой и прийти быстрее остальных. Хоть такой дороги и не существует… Идеализация находится за пределом возможностей, и в то же время в ней заключено рациональное зерно, из которого может произрасти реальный, осуществимый вариант…

. . .

О непонятной сложности

Порой мы говорим о чем-то невнятно, и это потому, что оно еще не выкристаллизовалось как мысль и как опыт, оно – только предчувствие…


. . .

О норме

-Что такое норма?
-Норма – это когда человек владеет собой. И когда он себя осознаёт. Вот это – норма. А все остальное относительно.


. . .

Маски «Комедии дель арте»

. . .

Сущность Пьеро в том, что для него трагедия то, что другим людям смешно.

. . .

Арлекин – это Пьеро, насмехающийся над самим собой.

. . .

Смеральдина – верная сестра для них обоих, утешительница Пьеро и товарищ злых проделок Арлекина…

. . .

О терпении

Когда человек делится своей болью, к этому порой стоит прислушаться. Может, он делится тем, как он умеет ее терпеть.


Еще раз о чувстве юмора

Светлана (Голова) обмолвилась как-то, что у Него было чудесное чувство юмора. Очень правильное слово: чудесное. На человеческом языке оно наиболее точно. Действительно. В том чувстве юмора просто никогда не было никакой насмешки. В нем была гармония. Гибкость ума, позволяющая в простоте оперировать высочайшими и сложнейшими понятиями. В этом тоже было что-то идеальное…
По сравнению с этим мое собственное, например, чувство юмора просто грубо.



В который раз о дружбе

Когда человек говорит: «Если тебе надо, я приеду», - разве это дружба? Дружба – это когда человек приезжает потому, что хочет тебя видеть.


Сомнительный комплимент

-Ах, надо же, так это ты сделал? – По тебе и не скажешь!..



РАЗНОЕ

. . .
Мы все проговариваемся, когда хотим отписаться. Выходят наружу навязчивые мысли, комплексы, знаки. Даже в грамматических ошибках мы проговариваемся о том, что хотели  скрыть. Мы просто теряем голову. Потому, если хочешь быть искренним, заставь себя говорить насильно.


. . .
Говорят, голоса с возрастом перестают быть искренними. Теряют глубину тембра, коснеют, хрипнут. Грубеют. Но главное, в чем их обвиняют - теряют выстраданность. Уже пугаются себя ранить. И многие творцы верят этому и не верят себе, и, думая, что это так, творят по инерции, если не ради славы, вернее, ради поддержания чужих мнений о себе. В них будто накапливается усталость. Может быть, усталость от страдания. Отсюда ранние смерти. Человек перестает себя чувствовать, когда не чувствует боли, перестает верить своей правде. Ему кажутся правдой прошлые эмоции и юношеские обиды... если только голос его не перестает звучать личной, субъективной правдой, что была когда-то его жизнью, и не становится Служением.


. . .
Ограниченности тоже много, даже если под ограниченностью понимать формообразующий принцип. Человек может отказаться от всякого выражения себя. Он может пойти на подвиг или на смерть. Он может стать безвестным тружеником или же молитвенником. Может заняться обычными повседневными делами и выполнять только их, предоставляя цветку своего духа расцветать в тишине и тайне. Во всяком случае он может раз и навсегда перестать говорить о себе.



. . .
Если вдуматься, если всмотреться, то, что человек делает, ему самому, конечно же, не нужно, он только учится на этом - и отбрасывает его. Потому у него возникает вопрос, нужно ли это кому-то вообще. Но вся культура есть такая когда-то созданная и отброшенная вещь, тем не менее она существует и что-то дает.


. . .
"Ты нашел Основания, значит, ты нашел свою гавань", - презирают люди. И не помнят, как расплачивались верные за знание Основ. Как будто плыть по воле волн достойнее... "Ты нашел Основания, значит, ты нашел свое успокоение", - презирают люди. И не верят, что только тогда всё и начинается. Наука презирает традиции: "Несамостоятельное мышление!" - и забывает, что сама опирается на научный авторитет, гораздо более ограничивающий. Традиция и догма - две разные вещи. Высшая традиция поднимает ум на свою высоту и приучает его к самостоятельности, ибо любая традиция есть путь, по которому каждый проходит сам. Известные слова. До такой степени известные, что в них не вдумываются.


. . .
Людским противоречиям нет предела. И люди в них верят. И принимают их всерьез, и строят на них системы, и размышляют о крушении этих систем как о трагедии духа. Это и вправду трагедия духа - для некоторых искренних. Но их хоронят под нагромождениями домыслов. И никто из этих людей не озаботится тем, чтобы вовремя протянуть им руку.


. . .
Всё старо как мир. Хотя наш мир вовсе не стар. Это просто Высший Закон вечен. Он нисходит до "вечных" человеческих истин, что висят подобно плодам на всех деревьях. А люди хотят выдумать нечто, на то они по образу и подобию и творцы. Если что-то висит на всех деревьях, оно не так уж и интересно для них.



Непроизвольное возвращение к прошлой субкультуре. "Девятый Сфинкс".

1. "Девятый Сфинкс".
Да, они искренни и владеют формой. Это на самом деле трудно, но легче, чем если ты искренен и вслепую кричишь. Они почти мои ровесники, но более молоды. Независимо от возраста. И потому... Играют в эти игры, которым научаешься улыбаться, - не смеяться, нет. Научаешься улыбаться, а не плакать. Хотя они, наверное, плачут, и немало. Девочки больше. Мужчины же больше пьют.


2.   Новое.
Новое может быть очень старым, но оно всегда жизненно. Оно всегда поражает, и прежде всего своей нерукотворностью, ибо жизнь нерукотворна. Оно будто превышает возможность человека творить человечески. (Так - было новым, "никогда не бывшим" восприятие языка древних живых мифов в "Сказаниях о титанах" Голосовкера). Так же ново - волеизъявление познающего впервые мир юного духа. Мир тогда кажется заново сотворенным, хоть он стоит как стоял и будет стоять. Но ты находишься в точке конца и начала мира...

Молодость человека стремится все сразу пережить, и потому порой напускает на себя вид опытности, даже усталости от жизни. Молодость духа, независимо от молодости или старости человека - просто не утомляется. Ни жизнью, ни творчеством, ни знанием.
Может быть, дух молодеет с возрастом. Чем более дух познаёт жизнь, тем более научается жить.

("Поиски мои только в области формы"). - В любом создании мира надо всегда искать новую форму. Закон один, форм множество. И столько же глаз и душ. Фантастический реализм, метафизический реализм, или, как говорит Л. В., светореализм...
. . .
Сопоставляя документы.

"Работал на пределе..." - а ты не доводи себя до предела, лучше сумей поддержать, сумей посветить... А предел это для тебя или нет - до этого никому никогда не должно быть никакого дела.
Самоотверженность вовсе не состоит в том, чтобы доводить себя до предела.


Понятно, что есть люди -"испытатели боли", "испытатели пределов", исследователи собственного "потолка"... - Безрассудство не в этом, но в отсутствии целесообразности. Впрочем, таким людям сетовать не на что: мир устроен так, что если человек способен идти на пределе, от него чаще всего этого потребуют. Задача в том, что сознание должно хранить спокойствие. Тогда, воистину, рождается сила, отодвигающая предел.


. . .
Деятели, учителя, творцы и другие…

В связи с мысленным диалогом с Л.В. и Л. пришло понятие о  «типах». Л.В. в рекомендации: «учитель». К сожалению, он прав. Сам он не учитель, а деятель. Для деятеля нужна известная доля боевого духа, «задиристости». Учитель действует иначе. Вообще различие между «типами» определяется теми методами, которыми пользуется человек. Внутри своего рода деятельности «деятель» - каждый, но деятель как тип действует вовне, а не внутри. Есть тип творца, про которого в нашей ВШК говорили, что «он сидит и творит в своей башне из слоновой кости». Раньше я думала, что я творец. Но оказывается, «башни из слоновой кости» у меня нет. Есть тип целителя-духовника, это тип С.И. Духовник – нечто немного другое, чем учитель. Он исцеляет души. Учитель пробуждает сознания.

Есть тип водителя, он тоже пробуждает сознания, но водитель ведет за собой, а к учителю приходят сами. Быть может, деятель может дорасти до водителя; учитель тоже может быть водителем, но не захочет.
(Господу Иисусу пришлось быть Водителем, а Он – Учитель.
Потому Он и отказался от власти…)

Отличительный признак любого Служения – самоотверженность. Иначе это не служение, но потакание своей самости.

А есть еще тип авантюрист. Авантюрист лучшего вида – человек, испытавший всё на собственной шкуре и набравшийся опыта. Вася – авантюрист.

. . .
Сила у людей не зависит от назначения (типа) их. Опытный деятель может быть сильнее неумелого водителя. Авантюрист может преподать ценный урок неготовому учителю. Целитель-духовник способен сотворить чудо и быть прозорливым старцем, если он зрел. Творец уязвимее всех, но он силен в своей башне, и творчество его продвигает народы.

Ранги и масштабы есть и здесь.

. . .
Также о смешанных вариантах. Чаще всего, может быть, совмещаются функции учителя и творца, деятеля и творца, учителя и водителя, водителя и деятеля, хоть здесь второе уже переходит в первое и перестает быть. Также целитель иногда может быть творцом (святой-иконописец). Учитель тоже может быть целителем.
Авантюрист может быть кем угодно, но собравши опыт, он тоже перестает быть и переходит в соответствующий ему тип.

Назначение человека (тип) определяется, когда человек уже достаточно оформлен. Иначе все аморфно. Неоформленный человек хаотичен и не может собрать силы в нужном направлении.

У водителя мировое мышление, у деятеля – далеко не всегда. Именно, если деятель способен расширить свое мышление и свои масштабы, он может стать водителем.
Мировым мышлением в идеале обладают водитель и учитель. Творец, обладающий мировым мышлением, есть учитель, действующий через творчество. Творец в высшем смысле – создатель миров.

Деятель не может стать учителем (не обладает мировым мышлением), но приобретя таковое мышление, может. Но тогда он уже водитель.

Учителю дозволяется замкнутость. Творцу предписывается, но творцы бывают разные.

Учитель готов, когда перестает желать быть учителем (отрешается от самости и становится на путь Служения).

Деятель, обретя мировое мышление, может выбрать, стать ему водителем или учителем, то есть во втором случае отказаться от деятельности.

. . .
. . .
Иероним. Известная у нас в городе личность. Однажды прогнал меня с исповеди. Я тогда возмутилась: как может человек вставать между человеком и Богом, будь он даже священник!.. Он хороший человек, но не знаю, праведник ли. То есть имеет ли право. Тилопа, видимо, право имел. Наропа своим не воспользовался – из сострадания. Правом судить. Правом не быть добрым. Когда Тилопа ел рыбу, рыба тоже страдала. Забыла ли она свою боль, когда он ее воскресил? Или эта рыба стала бессмертной рыбой? Вот в чем вопрос.


И поныне где-то плавает рыба, что ел Тилопа, вечная рыба, которую едят…
Дай Бог каждому ищущему найти.
 
. . .
В Любви свобода. В привязанности принадлежность.
Если твою любовь не хотят принять, привязанность должна уйти.
Если в тебе изначально нет привязанности, ты можешь отпустить.
Но отвергаешь ты, если в тебе нет Любви.

. . .
…когда вопрос : «Кто Ты?» незаметно и естественно переходит в другую плоскость: «Кто я?»
(Из очень старого дневника).


                Собрано в 2009 г.