Предтеча Господень Иоанн и Святой пророк Захария

Геннадий Подбородников
В XVIII веке Светлейшая Венеция слыла «второй столицей Европы» после Парижа, в которой процветали светские искусства. Тогда же в городе на воде наступила и эпоха разгульного, на грани бесстыдства карнавала: в недалеком прошлом он предшествовал Великому посту, теперь же длился почти шесть месяцев в году, прерываясь лишь на посты и церковные праздники. O tempora, o mores! Воистину, времена меняют нравы… Сложно представить, что всего лишь веком ранее европейцы говорили о Венеции, что «нет другого такого места, где церкви и проповеди посещались бы столь усердно, священнослужители были бы столь почитаемы, религиозный культ имел бы столь достойное отправление, а церковные праздники отмечались бы с такой пышностью». К XVII веку в сравнительно небольшом городе возвели почти 150 храмов.

В честь Иоанна Крестителя было освящено несколько церквей и монастырь на острове Джудекка (он был уничтожен в середине XIX столетия). Святой Предтеча издревле почитался жителями города на воде; еще в VII веке, как гласит местное предание, он явился в видении святому епископу Магну и повелел построить в Венеции два новых храма – в честь самого пророка и его отца, святого Захарии. Повеление было исполнено с усердием, и эти церкви стали одними из первых, построенных на островах в Венецианской лагуне.

Иоанн Предтеча родился «во граде Иудином», современном Айн-Кареме. У евангелистов не сказано, каким образом младенец Иоанн был спасен от воинов царя Ирода, как оказался в пустыне и как прошли его детские и юношеские годы. Вероятнее всего, святая праведная Елисавета бежала с сыном в пустынные Хевронские горы. Исследователи предполагают, что после смерти матери Иоанн Предтеча жил в общине ессеев, которые принимали и воспитывали сирот.

11 сентября Православная Церковь вспоминает и отмечает днем строгого поста Усекновение главы Иоанна Предтечи. Это событие произошло в 32 году по Рождестве Христовом. Пророк и Предтеча обличал людские грехи и пороки, в том числе и беззаконное поведение царя Ирода Антипы, который развелся с женой, дочерью набатейского царя Арефы, и в нарушение закона женился на Иродиаде, жене своего брата (из-за этого разразилась война с Набатейским царством, обернувшаяся для Иудеи катастрофой). По наущению Иродиады царь приказал арестовать Предтечу и заточить его в крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря. Во время пиршества в честь дня своего рождения опьяневший Ирод Антипа пришел в такой восторг от танца своей падчерицы красавицы Саломии, что клятвенно пообещал исполнить любое её желание. Наученная матерью, юная дева попросила в подарок голову Иоанна Крестителя. Окровавленную главу Предтечи Саломия передала матери; в знак своего торжества Иродиада булавкой пронзила язык Иоанна и велела бросить главу в нечистое место.

Позже праведная Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла главу святого пророка и похоронила её в сосуде на Елеонской горе, где она и была обретена несколько столетий спустя. Тело пророка его ученики перенесли из Махерона в Севастию, столицу Самарии, и положили в гробнице. Провинция Самария была неподвластна Ироду Антипе, и там телу Крестителя не угрожало поругание. Во время правления последнего языческого императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) гробницу Предтечи разорили, однако многие частицы мощей были спасены и сохранены в различных обителях Востока, откуда через несколько столетий попали в Европу.

В IX веке венецианский патриций Доменико Талонико привез с Востока на острова Венецианской лагуны ребро Иоанна Крестителя. Обретённые святые мощи поместили в древнем храме Святого Иоанна Крестителя, располагавшемся в Брагоре – Сан-Джованни-ин-Брагора; сам же благородный патриций впоследствии стал епископом.

Храм Сан-Джованни построили в 639 году, когда на острова прибыло множество беженцев, спасавшихся с материка от нашествия ломбардов. В основе проекта лежали принципы православной архитектуры: алтарная часть отделялась деревянным иконостасом. Позже церковь не раз перестраивали, постепенно превращая ее в базилику и приводя интерьер в согласие с канонами эпохи Раннего Возрождения. В XV столетии, вскоре после избрания венецианца Пьетро Барбо (которого крестили в этом храме) римским папой под именем Павла II, понтифик даровал церкви Сан-Джованни ряд важных привилегий. Статус храма повысился, что, в свою очередь, привлекло щедрые пожертвования венецианской знати. В 1475 году была начата капитальная реконструкция церкви, длившаяся двадцать лет. С той поры храм Святого Иоанна Крестителя практически в неизменном виде сохранил свой внешний вид и интерьер.

Между прочим, именно в приходе Сан-Джованни родился венецианский гений Антонио Вивальди. 4 марта 1678 года будущий «рыжий священник», как его звали в Венеции, был крещён в купели, которую и сейчас можно увидеть в храме Иоанна Крестителя, слева от главного портала. Приняв духовный сан, Вивальди отслужил здесь свою первую мессу и в этих же стенах явил миру многие из своих бессмертных музыкальных творений. Великий композитор также обучал воспитанниц знаменитого своим хором приюта «Пьета» при этом храме.

В сокровищнице главного собора Венецианской республики Сан-Марко ныне хранятся две частицы главы Иоанна Предтечи: одна в серебряном ковчежце с изображением святого пророка на крышке, вторая в агатовой чаше XII века, представляющей собой потир, накрытый яшмовым евхаристическим блюдом. Дож и хронист Андреа Дандоло в своей Chronica extensa, созданной в середине XIV столетия, говорит о том, что одна часть главы Крестителя была перенесена в Сан-Марко по прямому указанию дожа Энрико Дандоло после завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году. (Наибольшая же часть главы Крестителя была привезена французами в Амьен 17 декабря 1206 года; она по сей день пребывает там в соборе Нотр-Дам в специальном реликварии и доступна для поклонения.) В 1683 году патриций Пьетро Морозини преподнес в дар с обору Сан-Марко еще одну святую реликвию, связанную с пророком, – звено из цепи, которой был скован Иоанн Креститель во время заточения в Махеронской крепости.

В храме Святых Гермагора и Фортуната (его еще называют Сан-Маркуола), который обращен фасадом к Большому каналу, бережно хранится десница святого Иоанна Предтечи. Венецианский источник повествует, что святыня была передана в дар патрицию Андреа Меммо в начале XI века александрийским патриархом Афанасием по ходатайству главы Иерусалимской церкви. В Александрию ее принесли иерусалимские монахи, которые в IV столетии спасли десницу от огня во времена Юлиана Отступника. (Следует, однако, обратить внимание на тот факт, что в X-XII веках в Александрии ни один патриарх не носил имени Афанасий, а в начале XI столетия предстоятелем Александрийской Церкви являлся святитель Арсений I; отметим также, что в христианском мире существует несколько реликвий, почитаемых в качестве десницы Иоанна Крестителя.) Традиционно десницу святого Предтечи выносят из сокровищницы Сан-Маркуола для всеобщего поклонения в дни католических празднований Рождества и Усекновения главы Иоанна Крестителя – 24 июня и 29 августа н. ст.

Из записей средневекового венецианского хрониста – данных, которые современными историками ставятся под сомнение, – следует, что мощи святого пророка Захарии (память 18 сентября) были подарены венецианцам императором Львом V Армянином в начале IX века. Эта святыня, долгое время покоившаяся в константинопольской церкви Святого апостола Иакова Младшего, стала для островитян первым даром подобного рода от властителей Византии. Вполне может быть, что мощи им передал другой император Лев – василевс Лев VI Философ, который правил с 886 по 912 год (кстати, именно в его правление русский князь, «вещий Олег», повесил свой щит на вратах Царьграда). Как бы то ни было, Лев V специально выделил венецианцам деньги на строительство нового храма в честь святого Захарии и послал своих архитекторов и мастеров. В последующие столетия бенедиктинский женский монастырь, основанный при церкви, перестраивался несколько раз. Что же касается мощей святого Захарии, то они и по сей день покоятся здесь в великолепной раке в часовне, расположенной в храме с правой стороны.

Существующий ныне храм Сан-Дзаккария возведен во второй половине XV века и является одним из самых красивых и великолепно украшенных в Венеции: живописные полотна были созданы Антонио Виварини, Джованни Беллини, Тинторетто, Пальмой Младшим, Тьеполо, Ван Дейком и другими мастерами кисти. Этот храм находится совсем рядом с Дворцом дожей, и с монастырем Сан-Дзаккария связаны многие страницы не только религиозной, но и политической истории Республики. Более того, для восьми первых дожей Венеции он служит пантеоном – они похоронены в крипте церкви. Ежегодно в соответствии с древней традицией дож и все первые лица государства посещали праздничную пасхальную службу только в этом монастыре. За монахинями Сан-Дзаккарии было закреплено исключительное право изготавливать и преподносить дожу на Пасху символ его власти – особый головной убор корно. Это почетное право им было даровано еще в XII столетии, когда монастырь передал городу часть своей земли для расширения площади Сан-Марко. Насельницы же монастыря, как правило, происходили из самых знатных родов города.

Жизнь русского православного прихода во имя Святых жен-мироносиц, созданного в Венеции в 2002 году, также оказалась напрямую связана со святым Иоанном Крестителем. Католический патриарх-кардинал предоставил русской общине возможность совершать богослужения на церковнославянском языке в древнем храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Эта трёхнефная церковь, основанная еще в VII веке, но полностью перестроенная в 1007 году на средства семьи Веньер, на венецианском диалекте называется Сан-Дзан-Дегола. С точки зрения архитектуры она являет собой прекрасный образец оригинального, практически неизмененного венето-византийского стиля; лишь в 1703 году в неоклассическом стиле был реконструирован церковный фасад. Чрезвычайной редкостью в условиях влажного и насыщенного солевыми испарениями островного климата является и то, что внутри храма сохранилось несколько оригинальных фресок XIII–XIV веков. На них изображены евангелисты, сцена Благовещения, святая Елена с апостолами и архангел Михаил.

Православная Церковь особо чтит Иоанна Крестителя, ибо он есть конец Ветхого и начало Нового завета. Молитвенное обращение к святому пророку, Предтече и Крестителю Господню, а тем более возможность непосредственно поклониться и прикоснуться к святым мощам того, кто крестил Самого Христа, наполняют душу радостью, умиротворением и ощущением непосредственной близости к Самому Спасителю.

Иллюстрации:
1. Святой Иоанн Креститель. 1542. Худ. Тициан
2. Интерьер храма Сан-Джованни-ин-Брагора (Святого Иоанна) в Венеции
3. Храм Святого Иоанна Крестителя в Брагоре. VII в., 1475–1505. Фото автора
4. Рака с мощами святого Захарии в храме Сан-Дзаккария. 1663. Арх. А. Витториа
5. Главный алтарь храма Сан-Дзаккария (Святого Захарии) в Венеции
6. Храм Святого Захарии. IX в., 1444–1500. Арх. А. Гамбелло, М. Кодусси. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 9 (201) от 2015г.