Книга 1 истоки глава 5 юность ираиды часть 25 лено

Дудко 3
На фотографии – Леночка Шляхтина


КНИГА 1  ИСТОКИ

ГЛАВА 5  ЮНОСТЬ  ИРАИДЫ

ЧАСТЬ 25  ЛЕНОЧКА  ШЛЯХТИНА


                ЛЕНОЧКА


Я ходила на занятия литературного кружка, который был организован в клубе посёлка им. Дзержинского. Там я познакомилась с Леночкой Шляхтиной.

Умная и красивая девушка. Родители жили где-то за границей. Сестра вышла замуж и жила в Москве. Лена проживала одна в огромной квартире, в жёлтом угловом доме посёлка – Дзержинска, возле пруда. На первом этаже были магазины. А почти во весь второй этаж раскинулась Ленина квартира. Она то ли училась где-то, то ли хотела где - то учиться. По крайней мере, времени у неё было много. Скоро я её познакомила тоже с интересным молодым человеком, кажется, Анатолием. Иногда мы коротали время втроём у Лены. А познакомились мы с Анатолием так.

Однажды я и моя телефонисточка – Валюша Вендина зашли в универмаг. Магазин  располагался во весь первый этаж большого здания, рядом с переездом. Что-то мы с ней присмотрели себе. Потом попросили продавщицу показать ещё что-то. Она нам нагрубила, так как поняла, что мы не потенциальные покупатели.

Я стала «выступать», и попросила позвать директора. Она позвала. И …О!О!О!

К нам вышел высокий, молодой, но уже очень респектабельный по виду молодой человек. Оглядев нас, и выслушав, он пригласил нас «за кулисы».
 Его кабинет был по всем стенам заставлен стеллажами, кроме кусочка стены, у которой стоял кожаный диван.  У окна стоял стол и пара стульев. Он пригласил нас сесть. И завязалась беседа.

 Он расспросил нас о нас, а потом начал показывать и предлагать купить такие дефицитные вещи, что у нас не только глаза разбежались, но и слюньки потекли.

 Он показывал нам импортные сапоги, в коробках – нежнейшее женское бельё – пеньюары и т.п. вещи.

Мы гордо поблагодарили. Сказали, что с собой нет денег, но в следующий раз с удовольствием купим – это… А это – были недорогие, модные, а потому дефицитные войлочные ботиночки, сверху отороченные мехом, а внутри утеплённые байкой.

В общем, с нами было всё ясно. Но с зарплаты, мы с Валюшей примчались к нему в универмаг. Ботиночки мы купили (это прототип сегодняшней обуви – «прощай молодость»).

Анатолий удивился, что мы так долго не приходили. А в следующий раз я познакомила его с Леной Шляхтиной.

К ней в гости он всегда приходил с ликёром, или дорогим вином, и цветами. Я понимала, что иногда мешаю своим присутствием. И тогда мы начинали играть в фанты. Я выходила за дверь, они прятали какую-нибудь вещь, меня звать не спешили и в это время целовались.
Я могла бы и не приходить, но Лена категорично не хотела встречаться с ним наедине. Хотя бы потому, что у неё в Москве был «постоянный» друг. Звали его тоже Анатолием. Он учился в театральном училище.
Поскольку я перезнакомила Лену со своими подружками, она нашла много общего с Диной. Та заведовала клубом, и привлекла Лену к своим проблемам.
Они предложили её московскому Толе вести в клубе драматический кружок. И вот, наши посиделки в кабинете Аллы Ружанской, переселились на клубную сцену. Мы разыгрывали сценки, отрывки из спектаклей. И, когда номеров набралось на целый концерт, Толя пригласил своего друга, тоже студента, на генеральную репетицию.
А друг его был не кто иной, как в будущем известный артист – Георгий Епифанцев. А тогда просто – Жора. Ему наша компания понравилась, и он зачастил к нам приезжать, вместе с Анатолием, руководя ашей художественной самодеятельностью. Анатолий и Жора Епифанцев были друзьями и учились в ШКОЛЕ-СТУДИИ МХАТ на курсе Массальского.
Естественно, он ухаживал за мной, а Толя – за Леной. Они несколько раз приглашали нас на курсовые работы – спектакли в школе-студии МХАТ. Они с Толей учились в школе-студии МХАТ на курсе Массальского.
Жора после вечеров, проведённых в клубе, провожал меня до комнаты в общежитии. Лишнего я ничего себе не позволяла. Мы просто болтали, иногда целовались, сидя на подоконнике в коридоре, около дверей комнаты, в которой я жила.
И болтали – обо всём и – ни о чём… Мы были молодыми и нам было весело и радостно.
Единственное, о чём я ещё долго потом жалела, это – модные очки, которые мне выполнили на заказ по знакомству. Две пары очков, в модной металлической оправе. У нас оказались одинаковые диоптрии. Он попросил у меня их померить, а потом просто отнял, сказав, что, раз у меня есть знакомство, мне сделают ещё…
Потом, когда начались у них каникулы, они разъехались по домам.
Свою художественную самодеятельность в клубе мы тоже свернули временно, но, как потом оказалось – навсегда. Больше мы с Жорой никогда не встречались. Надо сказать в период наших дружеских отношений я и не предполагала того, что Жора будет таким известным артистом. Его карьеру специально я не отслеживала, так как у меня и без него хватало забот. В 1959 году я вышла замуж. Фильмы, в которых он снимался, смотрела далеко не все. Большое впечатление на меня произвела исполненная им роль Прохора Громова в теле-сериале Угрюм-река. Я от души порадовалась за него. Три-четыре фильма с его участием я посмотрела не специально, а по случаю – показывали по телевизору. А оказывается у него в этом плане большой послужной список:
   1959 – «Фома Гордеев»
   1961 – «Девять дней одного года»
   1962 – «Течет Волга»
   1962 – «Цветок на камне»
   1963 – «Непридуманная история»
   1965 – «Залп «Авроры»
   1965 – «Сердце матери»
   1966 – «Верность матери»
   1968 – «И снова май!»
   1968 – «Угрюм-река»
   1972 – «Приваловские миллионы»
   1973 – «Истоки»
   1975 – «Веселые жабокричи»
   1976 – «Сибирь»
   1976 – «Мы вместе, мама»
   1978 – «На новом месте»
   1979 – «Поэма о крыльях»
   1979 – «С любимыми не расставайтесь»
   1979 – «Свое счастье»
   1981 – «Странный отпуск»
   1991 – «Это я – Дурочка»

Не помню, откуда и как, но до меня доходили некоторые подробности его жизни. Но потом оказалось, что всё это были сплетни. Говорили, что ему удалось попасть в труппу артистов МХАТ, женившись на одной из актрис этого театра, бывшей намного старше него. Чушь собачья! Куда же ему было не идти работать, блестяще окончив ШКОЛУ-СТУДИЮ МХАТ, как не в сам МХАТ, являвшийся альма-матер этой школы? Но МХАТ оказался для него – не матерью, а мачехой.

В своей статье об этом написал Марк Цыбульский (США)
   (Copyright © 2019):
«Курс Школы-студии МХАТ, выпущенный в 1960 году, не дал отечественному искусству такое созвездие имён, как многие другие курсы, но по числу трагических судеб он наверняка занимает одно из первых мест. Среди тех, кому Судьба щедрой мерой отмерила талант, но не позволила этот талант реализовать, находится и Георгий Епифанцев. Актёр театра. Артист кино. Поэт. Художник. Драматург, создавший сорок пьес и инсценировок. Переводчик с церковнославянского пьесы Феофана Прокоповича в стихах. Автор моноспектакля о крещении Руси. И при этом – нигде, ни в чём, ни в одной ипостаси не добившийся того успеха, которого добивались многие его коллеги по искусству, одарённые в гораздо меньшей степени.»
Одно время ему приписывали роман с певицей Шульженко. У неё действительно был одно время муж – Георгий Епифанов. Наверняка сходство имён и фамилий породили этот миф.
А все эти легенды только лишний раз доказывают, что он был известен, прославлен и любим зрителями, то есть – народом…
Мифы и легенды про бездарей не сочиняют.
А что же было на самом деле?

Ссылаюсь на источник – 24smi.org, Биография Г. С. Епифанцева…
«Актер вступал в брак трижды, причем 2 раза с одной и той же женщиной Татьяной, экономистом по профессии, ставшей под влиянием мужа признанной художницей и оформителем спектаклей. Через полгода после первого развода супруги снова поженились. Семейная жизнь Епифанцевых была наполнена любовью и творчеством, переездами и гастролями, ссорами и нестабильным финансовым положением. Жена как могла боролась с выпивками мужа, но излечить супруга от алкогольной зависимости не сумела.
Дети Георгия Семеновича унаследовали его актерские таланты. Старший Михаил в детстве блеснул в фильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Мы вместе, мама», но, не дожив до 30 лет, погиб при странных обстоятельствах.
Средний Владимир – звезда российских сериалов, участник многочисленных телешоу, герой скандальных происшествий.
Дочь Наталья, младший и любимый ребенок Епифанцева, закончила ВГИК, но избрала судьбу, далекую от кинематографа. Женщина живет в Подмосковье, занимается разведением собак породы английский бигль.
Младшего сына назвала в честь деда Георгием.
Социальные перемены последнего десятилетия 20 века пагубно сказались на Георгии Семеновиче: артист «развелся» с театром, в котором прослужил 30 лет, роли отсутствовали, деньги тоже. Гордость и отвращение к бюрократизму не позволяли бывшей знаменитости оформить пенсию, на которую Епифанцев имел право. Чтобы прокормить семью, артист нырнул в рыночную стихию – вначале торговал написанными картинами, а потом сигаретами, алкоголем и часами на столичных улицах и вокзалах.
В начале 90-х, когда жить стало не на что, он стал подрабатывать продавцом на Киевском рынке. (НУ и что? А я в это время устроилась на работу поваром, чтобы прокормить семью…)
Летом 1992 года о звезде былых лет сняли документальный фильм. В кадре артист ест немудреную пищу и демонстрирует художественные полотна, пререкается с сыном по телефону и употребляет ненормативную лексику, читает свои стихи со словами «Люби других, как самого себя» и стряхивает пепел с сигареты на соседей снизу, «мешающих ему жить». Спустя несколько дней после съемок Епифанцев погиб, поэтому фильм называется «Монолог перед смертью».

Когда на экранах уже замелькала знакомая мне фамилия – Епифанцев, у меня мелькнул в мыслях вопрос – не сын ли?
А вскоре услышала по телевидению интервью с Владимиром Епифанцевым, в котором он рассказал о трагической судьбе своего отца: – «Трагическая кончина наступила в результате того, что актера, идущего с работы, сбил поезд. Алкоголя в крови Епифанцева не нашли, и вдова отказывается признать в качестве причины смерти самоубийство. Могила Георгия Семеновича находится на участке № 10 Троекуровского кладбища.»

Известие о трагической гибели Георгия потрясло меня и расстроило. В таких случаях я всегда задаю вопрос – НУ ПОЧЕМУ? ЗА ЧТО?
Но нет ответа на эти вопросы…
Я понимаю, что его сын – Володя, едва ли когда-нибудь прочтёт здесь мной написанное. Всё же извиняюсь, если я допустила какие-то неточности в пересказе его выступления по телевизору. Я знакома с Георгием была в далёкой молодости – в 1958 году, когда он был всего лишь молодым студентом.
Позже, смотря фильмы с его участием, радовалась за него, но судьбу его проследить до конца не пробовала, да и не смогла бы – до большой далёкой звезды руками не дотянуться…

Как сложилась судьба Лены с Толей (другом Георгия) не знаю. И фамилией Толиной не интересовалась. Вероятно, он успешно дебютировал на сцене, а, может быть снимался и в фильмах.
Со временем я перестала встречаться с Леной. Она устроилась, кажется, в Москве на работу и продолжала сдавать куда-то экзамены.
У меня сохранилась её фотография и записочка…

Записка от ЛЕНЫ
ИРА! Была забрать книгу. Э. М. (это руководитель лит. объединения) ругается – говорю – забываю на работе. Чувствую себя очень плохо. Очень.
Ездила сегодня сдавать. Сказали, что больше ездить туда бесполезно. Ну, ничего. Мы ещё поборемся. Ирочка, дела плохи. Как на праздники? Звони обязательно. Завтра не работаю до 2–30.
9-го ко мне с утра обязательно. Ничего не будет, но будет кто-то. Только не думай, мне опять не везёт – это точно. Что сделаешь?
Так ты придёшь? Это обязательно. Я ещё тебя приглашаю на завтра, после и послезавтра ко мне, помимо 9-го. Приходи, когда нечего будет делать.
Мне одной очень скучно, а ты не приходишь, и вообще забыла меня.
Ирка, не обижайся. Целую.
Лена.
Звони.

Она ещё не раз зазывала меня в гости, в свою компанию. Но мне было уже не до неё.