Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Геннадий Подбородников
9 августа Православная Церковь совершает память святого Пантелеимона. В России, пожалуй, не найти ни одного храма, в котором не было бы иконы юного страстотерпца и великомученика; он настолько почитаем нашим народом, что многие православные не задумываясь называют Пантелеимона русским святым, и это свидетельствует об искренней любви к безмездному целителю. Традицию такого близкого духовного отношения к великомученику мы, безусловно, восприняли от древней Византии.

Западные христиане тоже чтят его в числе других «четырнадцати святых помощников», называя именем, данным при рождении, – Панталеон, что в переводе с греческого означает «во всем лев». Однако почитание святого все же не столь значительно, как в православном мире. Правда, еще в недавнем, по историческим меркам, прошлом и в Западной Европе была страна, где отношение к святому Пантелеимону было таким же трепетным, как в России, – Венецианская республика.

На заре своей государственности, еще до начала II тысячелетия, жители города на воде были вассалами Восточной Римской империи. Поэтому они изначально испытали на себе не только военно-политическое, но и духовное влияние Византии. Венецианские патриции, аристократическая верхушка республики, одновременно были и купцами, воинами, разведчиками, дипломатами – они непосредственно создавали благосостояние города и в то же время формировали политические и религиозные взгляды своих соотечественников. Тесные связи с народами Востока налаживались через Константинополь и другие порты Византии; так началось непосредственное и близкое знакомство венецианцев с Православием и почитание многих православных святых, в том числе великомученика Пантелеимона Никомидийского. Со временем, не в последнюю очередь благодаря тому, что Пантелеимону молились о защите от губительных эпидемий, в Светлейшей Республике сформировался культ святого. Этому способствовало и принесение на острова частиц его мощей. Постепенно почитание целителя-страстотерпца достигло такого масштаба, что венецианцев даже стали именовать в Европе «панталоновцами» – на местном диалекте имя святого звучит как «Панталон, Панталоне». Правда, следует сделать оговорку: когда в XVI столетии в Италии появилась уличная commedia dell’arte — комедия масок, смысловое наполнение обобщающего имени Панталоне претерпело кардинальное изменение. Положительный образ верующего Панталоне-венецианца трансформировался в негативный; комедианты эпохи позднего Возрождения превратили Панталоне в старика-купца, скупердяя и скрягу. В определенной степени это было связано с агрессивной внешней политикой и экспансией торговой республики Святого Марка на континенте и в Средиземноморье – существенно изменилось восприятие островитян их соседями по континенту.

Точная дата рождения святого Пантелеимона неизвестна. Однако, опираясь на сведения из его жития и дату смерти, можно обоснованно предположить, что он родился не ранее 285 года. Матерью младенца Панталеона была христианка Еввула, отцом – состоятельный сановник язычник Евсторгий. Младенец родился в малоазийской Никомидии, которая в 286 году была превращена императором Диоклетианом в главную столицу Римской империи: здесь располагались основные институты власти и дворец тетрарха.

Еввула рано умерла, и отрок остался на попечении отца. Видя, что Панталеон проявляет незаурядные способности к учебе, Евсторгий пожелал, чтобы сын овладел врачебным искусством. Наставником Панталеона стал придворный врач императора Максимиана Евфросиан, который и представил юношу ко двору. Панталеон, отличавшийся благоразумием, усердием и необычайной красотой, произвел благоприятное впечатление на императора, и тот намеревался приблизить его к себе. Но Панталеон познакомился и сблизился со священником Ермолаем, который обратил его к вере во Христа, а затем крестил. Наставник обещал, что Панталеон сможет излечивать любые, даже самые тяжелые болезни именем Христовым, – и так и случилось. Более того, чудесным образом еще до своего крещения юный врач именем Спасителя воскресил умершего ребенка. Кротко беседуя с отцом, раскрывая перед ним лживость язычества, Панталеон привел и его ко святому Крещению. Когда же Евсторгий скончался, целитель отпустил на свободу своих рабов и раздал бедным, сиротам и заключенным отцовское наследство, продолжая бесплатно лечить больных.

Популярность целителя, помогавшего людям во имя Христа, вызывала у местных врачей сильнейшую зависть, и они донесли на Панталеона императору-язычнику. Максимиан разгневался; он хотел принудить юношу совершить языческое жертвоприношение, но тот бесстрашно исповедал Христа и во имя Его на глазах у императора исцелил парализованного. Ожесточенный Максимиан приказал исцеленного казнить, а Панталеона подвергнуть ужасным мучениям. Но святой, непрестанно молившийся Спасителю, чудесным образом оставался цел и невредим. Император велел обезглавить священников Ермолая, Ермиппа и Ермократа (их память празднуется 8 августа), а на следующий день настала очередь страстотерпца-целителя. Панталеона привязали к масличному дереву, и воин попытался мечом отрубить ему голову. Однако меч согнулся, став мягким словно воск. В эту минуту великомученик умолял Спасителя помиловать воинов, собиравшихся лишить его жизни. И вдруг с небес раздался глас, возвестивший, что отныне и вовек Панталеон будет именоваться Пантелеимоном, «милостивым ко всем». Затем святой Пантелеимон сам приказал уверовавшим во Христа воинам исполнить приказ императора, дабы совершилась воля Божия. Маслина, возле которой Пантелеимона казнили, покрылась плодами, а из обезглавленного тела истекло молоко. Император повелел сжечь останки, но огонь не вредил им. Тело похоронили неподалеку от места казни на земле одного благочестивого христианина, к западу от Никомидии.

Со временем здесь возвели храм в честь святого, а в IV веке – монастырь. В обители был святой источник, к которому приходили страждущие и по молитвам великомученика получали исцеление. За время существования монастыря исцелилось множество болящих, не только православных, но и католиков, армян-монофизитов и даже иноверцев-мусульман; некоторые из чудес описаны в церковной книге греческой Никомидийской митрополии.

В 1078 году Никомидия была захвачена турками-сельджуками, после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году вошла в состав Латинской империи, затем в течение столетия вновь принадлежала Византии. В 1337 году Вифиния окончательно подпала под владычество Оттоманской империи, и древняя Никомидия была переименована в Измит. Православный монастырь не раз разрушали и отстраивали заново, а его права определялись специальными указами турецких султанов. Уже в ХХ веке, во время греко-турецкой войны, монастырь вновь оказался на линии фронта: Измит захватывали сначала англичане, затем греки, и, наконец, в 1921 году его вернули себе турки. В ходе военных действий все православное греческое население покинуло Измит, а монастырь Святого Пантелеимона был уничтожен до основания из корабельных орудий по приказу турецкого командующего Нуреддина-паши. Сейчас на его месте можно увидеть лишь немногочисленные руины...

Судьба святых мощей великомученика Пантелеимона была тесно связана с историей всего региона, ведь Никомидия расположена в девяноста километрах от Константинополя, на пересечении важнейших стратегических путей. Когда монастырь принадлежал византийцам, императоры по своему усмотрению дарили частицы мощей святого союзникам и вассалам. Когда же хозяевами здесь стали латиняне-крестоносцы, мнение греческих иерархов перестало приниматься в расчет, действовало лишь «право сильного». Тем не менее часть мощей осталась у православных. Так, в 1347 году сербский правитель Стефан Душан Сильный, коронованный годом ранее как «василевс Сербии и Греции», прислал в дар русскому монастырю Святого Пантелеимона на горе Афон, покровителем которого он являлся, честную главу великомученика. Ковчег с этой великой реликвией по сей день хранится в главном Свято-Пантелеимоновом соборе монастыря, там же находится и чудотворная икона целителя.

Немало частиц святых мощей попало в Венецию после XI столетия. Вероятнее всего, некоторые из них венецианцам передал византийский император Алексей I Комнин в знак благодарности за деятельное участие в войне с норманнами 1081–1084 годов. Это было сделано в дополнение к невероятным торговым привилегиям, с которых, по сути, и началась мировая венецианская торговля. Однако большая часть мощей попала на острова в качестве трофеев Четвертого крестового похода уже после 1204 года. Их привезли венецианские патриции, игравшие самую активную роль в разгроме Византийской империи. В результате во многих храмах города оказалось множество измельченных фрагментов, а также несколько целых костей, зуб, руки и нога святого Пантелеимона.

Спустя сто лет власти Светлейшей Республики решили упорядочить почитание мощей великомученика, и в 1314 году дож Джованни Соранцо издал указ, в соответствии с которым практически все частицы мощей святого Пантелеимона, находившиеся на островах лагуны, должны были поместить в храме, освященном в его честь.

Первый венецианский храм в честь целителя Пантелеимона, Сан-Панталон, был воздвигнут еще в IX веке; в XI–XVI столетиях его несколько раз ремонтировали и перестраивали. Ныне существующее здание церкви, построенное во второй половине XVII века, сооружалось двадцать лет, однако фасад храма так и не был завершен. Архитектор Франческо Комино спроектировал большой высокий однонефный храм. Внутри здания по боковым сторонам расположены шесть часовен, по три с каждой стороны; средняя часовня с правой стороны освящена в честь святого целителя. В ее алтаре находится одна из последних работ великого Паоло Веронезе – «Святой Пантелеимон, излечивающий мальчика». Полотно создавалось мастером в XVI веке специально для часовни Св. Пантелеимона, которая была построена в 1577 году гениальным архитектором Андреа Палладио.

Самым впечатляющим произведением, посвященным никомидийскому целителю и украшающим храм Сан-Панталон, вне всякого сомнения, является потолочное полотно «Мученичество и торжество святого Пантелеимона». Сложная композиция картины со множеством фигур, размещенных среди колоссальных архитектурных форм, утверждает славу святого страстотерпца. Здесь все устремлено из сферы всеобщего напряжения и полумрака ввысь, к Вечному Свету, где сонм порхающих ангелов с венцом вечной славы ожидает душу великомученика. Обнаженное тело святого прикрыто бело-алой тканью. Рядом с ним находится воин с мечом, больше напоминающим крест. Слева от святого восседает языческий император, его кроваво-красный плащ спадает вниз и как бы растекается по ступеням дворца, напоминая о реках пролитой христианской крови… Грандиозное по замыслу и исполнению полотно в стиле барокко, созданное Джованни Антонио Фумиани, сшито из 40 отдельных холстов общей площадью 443 квадратных метра. Это самое большое в мире живописное полотно, написанное маслом. Художник посвятил работе над ним двадцать пять лет жизни!

Ковчег с частью руки святого Пантелеимона сейчас хранится в сокровищнице главного собора Венеции – Сан-Марко. Следует отметить, что в базилике на мозаике XII века святой Пантелеимон изображен рядом со святым Феодором Тироном, первым небесным патроном Светлейшей Республики, что также наглядно свидетельствует о степени его почитания.

Еще в одном храме города – Святого Пророка Симеона (Сан-Симон-Грандо) – в общей раке почивают частицы мощей великомученика Пантелеимона и никомидийских священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Мощи мучеников, пострадавших вместе со святым целителем, были доставлены на острова из Никомидии в XIII веке.

Сегодня мы, как и наши предки, продолжаем благоговейно обращаться за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону в надежде получить телесное исцеление и духовное прозрение. И святой великомученик, конечно же, откликается – по вере нашей, подавая всем нам пример истинного вселенского милосердия и любви к окружающим людям.

Иллюстрации:
1. Священномученики Ермолай, Ермипп, Ермократ и великомученик Пантелеимон. Греческая фреска
2. Мученичество и торжество святого Пантелеимона. Фрагмент картины. 1680–1704. Худ. Дж. А. Фумиани
3. Храм Сан-Панталон (Святого Пантелеимона) в Венеции. 1667–1686. Фото автора
4. Святой великомученик Пантелеимон и его родители Евсторгий и Еввула. Православная икона
5. Храм Сан-Симон-Грандо (Святого Пророка Симеона) в Венеции. X, XVIII вв. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 8 (200) от 2015г.