Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Геннадий Подбородников
Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.   

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...      

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.