Святитель Николай. Венецианские святыни

Геннадий Подбородников
Венеция!.. У большинства наших современников этот потрясающий воображение город ассоциируется прежде всего с романтикой путешествий. Искусствоведы же поведают вам о многочисленных шедеврах Карпаччо и Беллини, Джорджоне и Тициана, Тинторетто и Веронезе, которые украшают дворцы и храмы города на воде. Ну а историки, безусловно, обратятся к славным дням Серениссимы, Светлейшей Республики Святого Марка, как когда-то величали Венецию. В Средние века она была торгово-финансовым монстром Европы, сравнимым по своему значению, пожалуй, лишь с современным Нью-Йорком. Своим благополучием и величием «царица морей» обязана флоту: венецианцы были искусными корабелами, моряками и торговцами. Ревностные христиане, они всегда почитали святителя Николая, покровителя мореплавателей и купцов. И не случайно в венецианском храме, расположенном на острове Лидо, уже без малого тысячу лет находится драгоценная христианская святыня — пятая часть мощей Николая Чудотворца.

Святой угодник Божий Николай родился между 260 и 270 годами в римской провинции Ликия (ныне это турецкая Анатолия), в городе Патара. Он происходил из знатной и богатой греческой семьи и унаследовал значительное состояние, которое сразу же раздал нуждающимся. Николай с детских лет отличался благочестием, смирением и кротостью, был во всем воздержан и чрезвычайно скромен. Придя в возраст, он стал священником, а в начале своей епископской деятельности, пришедшейся на период диоклетиановских гонений, претерпел жестокие мучения — его долго держали в заключении, истязали, пытали на дыбе. Лишь после воцарения императора Константина I Великого (вероятно, в период между 306 и 313 годами) он был освобожден и вернулся к своей пастве в Миры Ликийские. В 325 году святитель Николай был участником I Никейского Вселенского Собора, принявшего Символ веры, и совместно с другими святыми отцами деятельно и пылко ниспровергал арианскую ересь. Явив при жизни множество чудес, Николай Чудотворец почил о Господе 19 декабря. Однако точный год его смерти до сих пор не установлен; российские и зарубежные исследователи называют несколько возможных вариантов — 334/335 год и между 341 и 345 годами.

Мощи святителя Николая пребывали в кафедральном соборе в Мирах вплоть до конца XI столетия, когда западные христиане начали за ними самую настоящую охоту. Венецианцам обладание мощами сулило немалые выгоды — оно укрепило бы политический статус морской республики, обеспечив её приоритет, повысило её значимость как религиозного центра и, что немаловажно, содействовало бы расширению коммерции и контролю над торговыми путями под столь высоким патронажем. В принципе, такими же соображениями руководствовались и другие государства…

До наших дней дошли три хроники, повествующие о том, как католики обрели святые мощи. Две из них являются барийскими, они написаны Никифором и Иоанном архидиаконом в 1088 году и дополняют друг друга. Ещё одна хроника — венецианская — создана в 1101 году безымянным монахом Никольского монастыря, вероятно, непосредственным участником похода.

Барийцы утверждали, что к походу за мощами их в первую очередь сподвигли распространившиеся слухи — вполне возможно, обоснованные — о том, что Венеция собиралась похитить святыню у ослабевших греков. В результате в 1087 году жители Бари, подстегиваемые религиозной конкуренцией, снарядили морскую экспедицию в Миры. Им необходимо было опередить островитян, и они в этом преуспели! Однако, прибыв в Миры, они неожиданно встретили отпор со стороны немногочисленных местных жителей. Ворвавшись в кафедральный собор, латиняне в спешке вскрыли гробницу. Она была наполнена миром, которое источали мощи Угодника. Как пишет хронист, бариец Маттео прямо в обуви вошел в раку и, погрузив руки в миро, на ощупь нашел там крупные части скелета. Опасаясь греков, барийцы поспешно покинули храм, оставив в раке часть святых мощей (хотя барийские хронисты истово утверждали, что мощи были взяты полностью).

Спустя десять лет после описываемых событий Венеция решила принять участие в I Крестовом походе, объявленном папой Урбаном II еще в 1095 году. Островитяне, выжидавшие, чем обернется освобождение Святой земли от неверных, больше не могли оставаться в стороне от предприятия, которое приносило колоссальную прибыль, — их соперники, генуэзцы и пизанцы, уже давно пользовались коммерческими плодами святого похода. Светлейшая Республика снарядила почти двести кораблей — крупнейший флот, когда-либо отправлявшийся из Италии к берегам Леванта. Флот сформировали на Лидо, им командовал сын дожа Джованни Микеле, а духовным руководителем похода стал Энрико Контарини, примат Венеции и епископ Кастелло, сын дожа Доменико I, основавшего в 1043 году Никольский монастырь на Лидо. Теперь же здесь, в стенах храма Святого Николая, патриарх Градо Петр II Бадоэро, которому подчинялась епархия на островах в лагуне, благословлял крестоносцев в далекий поход против сарацин, молитвенно обращаясь за помощью к Николаю Угоднику и призывая моряков привезти его святые мощи из Мир в Венецию.

Чем же руководствовались венецианцы — ведь они знали, что мощи святителя уже двенадцать лет находятся в Бари? Более того, в 1089 году сам папа Урбан II освятил там базилику в честь святого Николая. Почему же они были уверены, что останки все еще находятся в Мирах? Ответов может быть два. С одной стороны, от своих многочисленных агентов они могли получить сведения, что в Мирах продолжают поклоняться мощам Чудотворца. А с другой — им могли быть известны детали барийского набега на Миры от самих апулийцев, с которыми они тесно общались…

Итак, в 1099 году венецианский флот отправился вдоль побережья Адриатики к Родосу, где перезимовал, и 12 июня 1100 года стал на якорь у берегов Ликии неподалеку от Мир. Отряд венецианцев вместе с епископом Энрико беспрепятственно вступил в город — он был практически безлюден, жители скрывались в горах от турецких солдат. В соборе находились лишь четверо греков-охранников, которые уверяли, что мощей святителя в храме нет. Венецианцы же, «перевернув все вверх дном» и найдя в гробнице лишь загустевшее миро и воду, начали пытать стражников. Один из них, не выдержав мучений, показал епископу, где были сокрыты мощи, но не угодника Божия Николая, а двух других святых — Феодора, возможно также епископа Мирликийского, участвовавшего в VII Никейском Вселенском Соборе, и Николая «Дяди», жившего в VI веке архиепископа Мир, дяди святого Николая Пинарского (по каким-то причинам в X веке житие этого святого смешалось с житием Николая Чудотворца, и многие из чудес, совершенные святителем Николаем Пинарским, были ошибочно приписаны Николаю Угоднику).

Корабль с мощами уже готовился отплыть, когда один из матросов сказал, что, находясь в храме, обонял удивительный аромат. Венецианцы вернулись в собор, вновь допросили несчастных греков и узнали, что по особым праздникам православный епископ совершал богослужения не в главном алтаре, а в небольшом приделе, украшенном фреской с изображением святителя Николая. Разломав пол, они обнаружили среди окаменевшей массы ларец с мощами угодника. На ларце была выбита надпись: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». К тому времени в собор прибыл архиепископ Мирликийский; он пытался вразумить и усовестить венецианцев, сравнив их поступок с варварством, творимым турками. Его слова возымели определенный эффект — латиняне вернули архиерею небольшую частицу мощей и дали 100 золотых в качестве возмещения ущерба, причиненного собору.

Исследователи высказывали предположение, что венецианцы могли обнаружить часть мощей Николая Чудотворца, которые император Василий I Македонянин пытался увезти в Константинополь в IX веке. Ему это не удалось, и он приказал спрятать мощи, чтобы и никто не смог их увезти. Но зачем было грекам прятать малую часть мощей, если большая, основная часть продолжала храниться в гробнице, доступной для верующих? Логичнее предположить, что это как раз и были те самые мощи, которые не сумели захватить барийцы и которые были спрятаны греками уже после их отплытия, в ожидании возможных «визитов» других латинян. К тому же греки, чьей жизни постоянно угрожали турки, несомненно, стремились спасти драгоценную для них реликвию.

Венецианский флот с триумфом вернулся домой 19 декабря 1100 года, в день памяти святого Николая. Через какое-то время мощи Чудотворца вместе с останками святых Николая «Дяди» и Феодора были помещены в храме бенедиктинского монастыря Сан-Николо на Лидо. А в 1626–1629 годах венецианцы возвели новый однонефный храм в честь святого Николая неподалеку от старой разобранной церкви, ближе к набережной. Сейчас храм принадлежит ордену францисканцев. Мощи ликийских святых ныне покоятся именно здесь, в барочной раке, выполненной в 1630 году по проекту Козимо Фанзаго и украшенной скульптурными кипарисовыми изображениями святых Феодора, Николая Чудотворца и Николая «Дяди».

В течение столетий не утихал спор между Бари и Венецией о том, кому же все-таки принадлежат истинные мощи угодника Божия Николая. Только во второй половине XX века удалось поставить точку в затянувшемся споре. Дважды, в 1953 и 1957 годах, специальная папская комиссия под руководством архиепископа Бари производила обследование мощей. Антропологические исследования, фотографическую и рентгеновскую съемку костей и черепа святого выполнили д-р Луиджи Мартино, профессор анатомии Барийского университета, и его ассистенты. Тогда-то и выяснилось, что в Бари хранится неполный скелет святого! Кроме того, ученые установили, что святитель был среднего телосложения (его рост составлял 167 сантиметров), широколиц, со слегка выступающими скулами и подбородком. Специалисты отметили, что пребывание в тюремном заключении, холоде и сырости, а также истязания отразились на здоровье святителя: он страдал сильнейшим хроническим артритом позвоночника и тазобедренного сустава, а утолщение на черепной коробке свидетельствует о том, что его мучили хронические головные боли.

В 1992 году комиссия, в которой участвовал профессор Л. Мартино, обследовала останки, хранящиеся в храме Святителя Николая на Лидо. Ученые пришли к однозначному выводу, что они соответствуют недостающим частям скелета в Бари.

В 2014 году в Англии на основе данных, полученных барийской комиссией, была осуществлена реконструкция лика святого Николая. Профессор Кэролайн Уилкинсон, директор лаборатории лицевой реконструкции при Ливерпульском университете, и её ассистент Марк Рафли использовали для реконструкции фотографии частей черепа, рентгеновские снимки и детальные измерения. При 3D-моделировании применялись новейшие технологии и методики из арсенала судебно-медицинских экспертов. (В результате исследований, в частности, выяснилось, что у святителя был сломан нос и впоследствии носовая кость асимметрично срослась.)

В отличие от церкви Святого Николая в Бари, венецианский храм Сан-Николо не является центром массового паломничества ни православных, ни католиков. Он расположен в практически безлюдном — как ни странно это звучит — районе Венеции и, как прежде, охраняет вход в Венецианскую лагуну... Впервые за почти тысячелетнюю историю пребывания мощей святого Николая в Венеции православная литургия в этом храме была совершена русским священником 22 мая 2005 года, на память перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари. В Сан-Николо царит тишина и покой, и в этом скромном храме сердце верующего человека неизменно наполняется радостью, светом и умиротворением от молитвенного общения со святителем Николаем.

Иллюстрации:
1. Святитель Николай. Реконструкция лика (2014г.) любезно предоставлена автору статьи профессором К. Уилкинсон.
2. Церковь Святого Николая на острове Лидо в Венеции. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 5 (197) от 2015г.