МОЙ ОТЕЦ - Макс Урьевич Шац-Анин. 1885-1975 - 2

Рута Марьяш
Макс Шац-Анин всегда проявлял интерес к творчеству Льва Толстого. В  последние десятилетия своей жизни тема Толстого стала одной из главных в его работе. Толстой был близок ему главным образом своей идеей об утверждении общения людей, их единения. Близка была активность Толстого в признании добра и отрицании зла - было близко проповедование этих идей, утверждение человеческой совести, чувства собственного достоинства. Он и сам жил и работал по совести и мечтал, чтобы так жили все люди.
   Статьи М. У. Шац-Анина  «Эстетические принципы Л. Толстого», «Толстой о принуждении и убеждении» были опубликованы в периодической печати. Выступал  он и с лекциями о жизни и творчестве Толстого.
   Среди людей, с которыми Макс Шац-Анин часто встречался, переписывался, были люди, которые в свое время лично общались
   с Л. Н. Толстым, для которых это общение с великим писателем, его идеи стали стержневыми моментами жизни.
   Исаак Крутик весной 1909 года, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, написал Льву Толстому письмо, в котором спрашивал его мнение по вопросам права. Толстой подробно ответил ему, изложив свои взгляды на право. Письмо это было опубликовано, а в дальнейшем, вошло в собрание сочинений великого писателя под заголовком «Письмо студенту о праве». По приглашению Льва Толстого И. Крутик приехал в имение Толстого, где прожил около года.
   Исаака Крутика отличали любовь к людям, строгость к себе и честность в отношении к жизни. Это были именно те качества, которые так ценил в человеке Л. Толстой.
   Иосиф Перпер был близким другом Шац-Анина в 60-е годы. Он в 1909-1915 годах был одним из издателей журнала  «Веге-тарианское обозрение», выходившем в Кишиневе, а затем в Киеве. В июне 1909 года Перпер был в гостях у Льва Никола-евича Толстого.
   Иосиф Перпер благоговейно относился к священной для него памяти о великом писателе, идеи которого сыграли решающую роль в его нравственном формировании. Он был литератором, ученым, имел степень кандидата экономических наук, обладал чрезвычайно широкими познаниями в разных областях культуры. Настольной книгой Иосифа Перпера была «На каждый день» Л. Толстого.
   Перпер приносил Максу Шац-Анину редкие издания работ, относящихся к жизни Толстого, подарил ему изданные в 1928- 1929 годах книги близких к Толстому людей - И. Горбунова-Посадова, Е. Горбуновой-Посадовой.
     Перпера отличала удивитель-ная скромность. В выписках из дневника швейцарского философа, профессора Анри Амиэля (этот дневник принес  И. Перпер) есть такие слова: «Пусть свет думает о нас, что хочет, это его дело. Если он намерен поставить нас на наше место только после нашей смерти или даже никогда, в этом его право. Наше же в том, чтобы поступать так, как будто отечество признательно,   как будто мир правосуден, как будто общественное мнение проницательно, как будто жизнь справедлива, как будто люди добры».Дневник издан в 1905 году в Москве в переводе с французского Марии Львовны Толстой, под редакцией и с предисловием Льва Николаевича. Так считал и сам Иосиф Перпер. Он писал: « Круг наших друзей, близких, родных с каждым годом редеет. И как хорошо, что мы, временно оставшиеся еще в этом мире, можем видеть внутренними глазами наших дорогих ушедших, ощущать, чувствовать их близость и то скрытое, невидимое, что связывало нас здесь на общем жизненном пути. И эту внутреннюю связь, духовное единение надо крепить разумной, доброй человеческой жизнью до конца наших дней».
    Тема Толстого сблизила Макса Шац-Анина  с известным литературоведом, исследователем творчества Толстого А. Шифманом. Их переписка длилась более десяти лет. А. Шифман писал: «...Рад сообщить Вам, что талантливая работа о Шац-Анина  о Толстом хранится в научном архиве музея Толстого, а имя его, как ученого - толстоведа включено в каталог музея - этот каталог готовится к печати».
   В работах Макса Шац-Анина, которые он диктовал в течение последних десятилетий своей долгой жизни, нет усталости, в них мудрость познания и опыта. Как писал Лев Толстой, «в глубокой старости обыкновенно думают... что только доживают век. Напротив, в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти».