Достать учителя или По следам нашумевшего видео

Елена Белынцева
На прошлой неделе в моем городе произошло, взволновавшее интернет, событие:  ученик снял на телефон, как его учительница очень эмоционально ругается на учеников, в том числе, матом.

Наши доморощенные СМИ дали происшествию однозначную оценку - этот учитель вопрощенное зло. Но, поскольку случай крайне неоднозначный, я решила проанализировать историю и рассмотреть с других сторон, добавив в нее объективности. Как смогла.

Давайте рассмотрим этот случай, чтобы понять: почему так получается? Как учитель дошел до жизни такой? И что это, вообще,  может быть: профессиональное выгорание, болезнь или невоспитанность?

Некоторые исходные данные из наших средств массовой информации:

Педагог – учитель русского языка, литературы и МХК. Стаж работы – 9 лет. У директора и завучей на хорошем счету. Награждена почетной грамотой управления образования г. Тулы.

Ученик – 8 класс (то есть, подросток примерно 14-15 лет), одноклассники теперь высказываются в пользу того, чтобы его выгнали из школы.

     Теперь о причинах вызвавших такую реакцию учителя.  Первая и самая вероятная: профессиональное выгорание.
     Что это такое? С медицинской точки зрения – невроз – состояние дезадаптации нервной системы. Синдром развивается  вследствие длительного воздействия интенсивных стрессоров. К данному расстройству склонны работники социальных профессий (соц.работники, врачи, учителя) и профессий, связанных с постоянным общением с людьми (менеджеры по продажам, диспетчеры, администраторы).

     Для развития синдрома профессионального выгорания нужно сочетание нескольких стрессовых факторов:

1) Как уже упоминалось, постоянное общение с людьми
2) Психоэмоциональные нагрузки, которые неизбежно возникают при интенсивном общении
3) Повышенная нагрузка в целом: многочасовой рабочий день, сверхурочная работа, высокие требования по количеству и качеству выполненной работы.
4) Высокие требования к личности работника, такие как: терпеливость, сдержанность, вежливость, спокойствие. Что заставляет человека блокировать возникающие эмоции, как негативные, так и позитивные. Но они никуда из нервной системы не деваются. И сами собой не рассасываются.
5) Высокие требования к профессии: альтруизм,  компетентность,  работник как авторитет и пример для подражания
6) Большая ответственность
7) Низкая  оцененность профессии в обществе, низкая оценка труда в целом.

В своем развитии расстройство проходит несколько стадий:

1) На первой – отмечаются расстройства памяти и внимания. У человека появляется несвойственная ранее забывчивость, ошибки в привычных действиях. На этом этапе работник объясняет происходящее, тем, что «просто устал, перетрудился».   

2) Во второй стадии появляется эмоциональная несдержанность, реагирование, неадекватное ситуации, повышенная раздражительность, тревожность, слезливость.  Теряется интерес к работе, нет новых идей, к вечеру нарастает слабость, а к концу недели – апатия, ухудшается ночной сон.
Психика стремительно теряет энергию и начинает всеми силами сигнализировать о неблагополучии. Если на этом этапе не предпринимать мер по восстановлению адаптационных  ресурсов и изменению режима деятельности, а «заглушать» нервозность «успокоительными» средствами, развивается  следующая стадия.

3) Третья стадия – депрессивные и психосоматические расстройства. На этом этапе резервы на адаптацию почти исчерпаны. Если их совсем мало – человек становится вялым, апатичным, безъинициативным, не хочет вставать утром, не хочет идти  на работу, не хочет никого видеть, обязанности выполняет с большим трудом, «на автопилоте». В этот же период  появляются боли в различных частях тела,  головные боли, постоянное покашливание, упорные ларингиты и бронхиты, частые простуды, подъемы артериального давления, панические атаки – предболезненное состояние, за которым недалеко до реальных заболеваний:  гипертонической и язвенной болезней, бронхиальной астмы и т.д.

        Коварство синдрома профессионального выгорания в незаметности и постепенности  прогрессирования состояния, которое сначала маскируется под обычную усталость. Таким образом,  серьезность начинающихся проблем недооценивается.

        Что мы имеем в ситуации с гневной учительницей?
       Педагог – профессия первая в списке риска по проф.выгоранию.  Учитель постоянно общается с людьми, да с какими! Особенно достается учителю средней школы, который имеет дело с подростками. Это очень сложная категория людей: во всем сомневаются, спорят, самоутверждаются, стремятся выделиться, агрессивны, эмоционально неустойчивы, склонны к крайностям. Современные подростки – отдельная песня – ничего не хотят, за редким исключением, ничего не читают (кроме комиксов и твиттера), увлечений практически нет,  двойки их не пугают, зато гонора и амбиций масса и сами кого угодно суицидом запугать могут. Ну, или в Питер улететь внезапно, доведя всех до поседения.

   Родители работают сутками, чтобы их чадушки ни в чем не нуждались, а в результате, подростки  убеждены, что жизненные блага на них с неба падают и деньги сами собой заводятся. Избалованы. И управы на них, практически, никакой нет. Ничего не боятся и никто для них не авторитет.

    В настоящий момент, бедный учитель очень сильно ограничен в мерах воздействия на ученика (привет ювенальной юстиции и советникам по правам человека!),  хотя некоторым, как в царские времена, розги бы не помешали.  Прямо при всех, в классе.
 
     Раньше дисциплинировать строптивых подростков педагогам помогало общество, пионерско-комсомольские организации. Много чего было стыдно, а неблаговидное поведение открыто порицалось «перед лицом всего отряда».  Именно такое воздействие эффективно для подростка, пытающегося реализовать свою потребность принадлежать группе. Отвержение – страшное наказание, позор!

      Реально ли учителю в одиночку выполнять такой объем  воспитательной работы, если   нагрузки и без того нечеловеческие?  Каждый год  из Министерства образования выходит какое-нибудь новое извращение. То – давайте объединять школы, то несколько школ - с детскими садами (как в этом конгломерате всем работаться будет  -  никого не интересует), то - ЕГЭ введем, то английский обязательным экзаменом, то пятнадцать обязательных экзаменов в 11 классе, то учебники сменим. Не считая кучи различных бумаг, отчетов, расписок , табелей, тестов и проверок.  При этом существуют некие нормы, по которым оценивается эффективность работы учителя. На мой взгляд, бесполезные, необъективные и неэффективные.

     Оценить работу учителя может только будущее общество, для которых он  воспитывает и образовывает будущих членов!

        Я теряюсь в догадках:  или в Мин.обре работают параноики со своими идеями переустройства мира, либо, натурально, враги своего народа. И их цель создать наиболее нервную обстановку для педагога и ученика, что бы у них «крыша поехала».

       И, ведь, едет, едет  со свистом и у тех и у других! Ежегодно лечу несчастных старшеклассников с изношенной нервной системой! Представляете себя учителем в отделении пограничных состояний?  Говорить на повышенных тонах нельзя,  у всех плохо с памятью, все апатичные и равнодушные, при этом, некоторые идиотски шутят, выкрикивают бредятину и ведут себя довольно вольно, а к действиям своим не критичны. И обижаться на них нельзя! Ониже(больные) дети!

     Психиатру и то легче, правда! Уважения у людей к белому халату немного больше. Но это пока не стал жизни учить и требовать соблюдения режима. Но врачу легче – не хочешь лечиться – до свидания! А как педагогу послать в дальнюю дорогу ученика? А как же личность будущего? Вдруг будет загублена? Кто виноват? Педагог!

      При таком раскладе, профессиональное выгорание  «в ноль» у учителя может наступить года через два-три. Очень вероятно, что совместные усилия учеников, родителей и Министерства образования,  довели бы до выгорания самого Макаренко!

      Молодых учителей в школу приходит катастрофически мало. Профессия непопулярная и малооплачиваемая. Идут, в основном, альтруисты, любящие детей и процесс обучения. И те постепенно теряют мотивацию и разум. 

     Стало известно, что учительница, кричавшая на учеников уволилась. Ну и чего, в результате, добился неразумный подросток?  Хотел посмеяться, а  в результате лишился учителя русского языка (!). Будет теперь совсем не грамотным.

     Учитывая, что одноклассники хотят его видеть вне стен своей школы, юноша – трудный подросток, явно.  С гебоидным типом поведения. Для таких людей все смешно и понарошку. Поэтому они склонны погибать или травмироваться  при глупых обстоятельствах, а в жизни вызывают раздражение у адекватных людей, неуместностью шуток.

     Что касается наличия или отсутствия у учителя психического заболевания. Как психиатр сразу скажу – нет. Если судить по видео, психическое заболевание у педагога отсутствует. Присутствует неврастения. Но это в рамках профессионального выгорания.

         Теперь о воспитанности.  Учитель, конечно, тоже человек, со своими личностными особенностями. И его тоже когда-то воспитывали. Этой учительнице, думаю, родители старались привить самое доброе и светлое. И знаете, какой парадокс мог случиться? Если ее учили сдерживать свои эмоции, она могла довольно долго (все-таки девять лет стажа!) с успехом давить свои реакции на глупость и лень учеников, пока не набралась критическая масса и не ослабела нервная система. Как результат - (ядерный взрыв) жуткое видео.

       Однако, данный учитель совсем не девочка и ответственность за свою нервную систему и поведение уже должна нести сама.  Воспитывать себя, лечить и заботится о психологическом комфорте, а неугодные условные рефлексы переформатировать, пусть и с чьей-то помощью. Особенно, если они мешают профессионально реализовываться.Перевоспитать взрослого человека можно. Правда долго и с усилиями, но реально.

       К профессии учителя общество всегда предъявляет высокие требования. И педагог должен быть не только учителем, но и психологом. Искать подход к нерадивым и ленивым. Уметь заинтересовать предметом.  Такая профессия!

      У нас в пятом классе был фантастический географ! Потрясающее чувство юмора! Прямо как в «Большой перемене»:
-У вас есть чувство юмора?
-Сарказм…
        Так вот, географ мог острой фразой заставить весь класс смеяться над хулиганом.  Или вплетал его в какую-нибудь смешную историю в самом невыгодном свете, типа: «Вот идет Константинов в белых трусах, а тут цунами…». У несдержанных, выступать  с заявлениями охота надолго пропадала. При этом учитель был довольно строг! Но чувствовалось, что свой предмет очень любил и рассказывал так вдохновенно, что не заразиться этой любовью было невозможно! Никакой предмет я не обожала и не знала так, как географию в пятом классе! Вот вам харизма и сила личного примера!

       Кроме того, для того, чтобы быть на одной волне со своими подопечными надо интересоваться их чаяниями и современными тенденциями. А это значит перестать думать о себе любимой. Перестать быть эгоистом. Тем более, что технические знания могут учителю пригодиться. Помните, «профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем…».

      А еще нужно помнить, что педагог - профессия публичная.  Кругом нынче полно камер наблюдения и у каждого человека есть сотовый, которым тот не переминет  воспользоваться, когда что-то покажется  ему забавным или смешным. И станет ваша истерика народным достоянием, а вы – звездой Ютюба. Но безработной.

       Что же теперь делать несдержанной учительнице? Для начала восстанавливать нервную систему,  а потом крепко подумать, хочет ли она остаться в образовании или это, все-таки, не ее призвание. Стоит принять в расчет, что от любимой деятельности и любимых учеников  человек может стерпеть  намного больше. Главное, чтобы было желание преодолевать трудности. Да общественное мнение сила значительная и репутация подмочена. Но если тебе есть что сказать подрастающему поколению, разве этот поток остановить? Мы уже видели, что нет.

     А тем, кто спешит  осудить педагога, хочу сказать, что на ее месте, в один «прекрасный» день, оказаться каждый. Хроническая усталость, недовольство жизнью  и раздражительность в последнее время есть  практически у всех.

Резюме: все-таки, как специалист, я склоняюсь в пользу профессионального выгорания на фоне некоторого инфантилизма самой учительницы. Довели ее. Эго не справилось.
          Что бы я стала делать как мама? По обстоятельствам. У нас в школе тоже есть интересный физрук, который грубит детям. Ну, можно его из школы убрать. А кто будет физкультуру вести? Если матом станут орать на моих детей, наверно, пойду общаться с учителем. И разбираться кто прав, кто виноват.  Если  учителя довели - тогда предлагать свою помощь . Профессиональное выгорание, ведь , можно вылечить. А если на том конце уж совсем неадекват – тогда заявление директору писать. Психически нездоровые люди работать с детьми не должны.