Трагедии избежать не удалось

                  
                       ( до -  http://www.proza.ru/2016/03/25/81 )

     Я уже рассказывал о том, как меня «наградили» темой  С-300В, освободив от неё «очень занятого» Щербакова. 

     Делать нечего, пришлось заняться «организационно-техническим сопровождением» создания специальных транспортных средств для зенитной ракетной системы  С-300В.

     Харьковское КБ  в течение  двух лет делало вид, что пытается приспособить свой серийный гусеничный тягач для средств этой системы,  однако, ни по своим весогабаритным параметрам, ни по грузоподъёмности он не отвечал требованиям головного разработчика.
     Создавать же что-то новое харьковчане не собирались.

     Получалась идиотская картина – создатели новейшей радиоэлектронной и ракетной техники должны были подстраиваться под условия, выставляемые обладателями серийного тягача  -  т.е. берите, что есть, и ни в чём себе не отказывайте.

     Надвигались сроки завершения ОКР, и если головной разработчик НИЭМИ Минрадиопрома в лице В.П. Ефремова оказался загнанным в тупик из-за отсутствия транспортных средств, то «квадратуры» Макаренко и Щербакова завибрировали от неотвратимо надвигающихся пенделей.

     Надо было что-то решать, и они вспомнили о том, что я как-то посмеялся над их потугами всунуть Ефремову  этот тягач. 

     И....  бумеранг возвратился.  Комплекс средств С-300 был навален на меня.    Пришлось ехать в Харьков знакомиться с тягачами...

     Приехал, разобрался и пришёл к единственному выводу, что от харьковчан с их тягачом надо немедленно избавляться.
     Своими мыслями пришлось поделиться с его "изобретателями".
     Предложение, естественно, было принято на «ура», ведь " баба с возу...". 

     Следующим шагом было посещение генерального конструктора НИЭМИ   Вениамина  Павловича Ефремова.

     Положа руку на сердце, я редко встречал среди руководства НИИ и КБ таких приятных во всех отношениях людей.

            
     Разговор у нас  получился. 
     Он ввёл меня в курс всех проблем, связанных с созданием системы С-300В, а я поведав ему о наших работах с Королёвым, Янгелем и Надирадзе, предложил ознакомиться с гусеничной самоходной машиной, которую мы создали  в Ленинграде для установки мощного артиллерийского орудия.

     У меня было твёрдое убеждение, что она могла решить все вопросы по размещению пусковых установок, радиолокаторов секторного и кругового обзора, энергоагрегатов, вычислительного комплекса и  всего прочего.
     Мы договорились, что завтра же он пришлёт ко мне своих специалистов, а денька через два я подъеду к нему и мы обговорим наши совместные действия.

     Не прошло и трёх дней, как Вениамин Павлович мне позвонил, а через пару часов мы уже с глазу на глаз вырабатывали план действий по освобождению Харькова от работ по «самоходам» и назначении моего подшефного КБ во главе с  Н.С.Поповым разработчиком этих машин.

     Сложность заключалась в том, что Попов категорически не хотел быть соисполнителем ни у кого – только головным.

     Это понятно – при успешном завершении работы  все «цацки» достаются головному. А если работа проваливается, то вину можно всегда свалить на соисполнителей.

     Кроме этого, Попову вполне хватало ОКР по созданию танка с газотурбинным двигателем и котинского наследия в виде трактора К-700 и его модификаций.
     Эта тематика доставляла ему, как головному исполнителю,  массу неприятностей,  а тут ещё «ходить под кем-то» в соисполнителях…

     Как бывший отличник он обладал обалденным усердием Сизифа при полном отсутствии способностей даже средненького конструктора.
     Однако, чего-чего, но откуда-то вдруг взявшегося болезненного самолюбия и умения «контактировать» с высоким руководством у него оказалось с избытком.

     Ж.Я. Котин, уезжая в Москву, оставил ему великолепный коллектив.
     Это был огромный, раскрученный Жозефом Яковлевичем маховик.
     Он мог плодотворно, и бесконечно крутиться при любом начальнике, лишь бы этот начальник не делал попыток помешать его работе.
     А Попов или мешал, тормозя процесс своими "гениальными мыслями",  или демонстративно не вмешивался …

     В число неугодных попало подразделение,  которое возглавлял заместитель главного конструктора Н.В. Курин.  Оно на протяжении многих лет «без шума и пыли» создавало ракетные  «восьмисотые объекты» и самоходные артустановки.
               
                                       
     Именно этому подразделению я и планировал поручить спасение ЗРС
С-300В.
     Но…  -  надо было «силой» заставить Попова «возглавить»  эту работу.

     Позволить себе просто свалить на ОКБТ, т.е.  на уважаемых мною людей  задание с невыполнимыми сроками, я не имел права – сроки должны  быть реальными.
     Поэтому предстояло  всё детально обсудить с Н.В.Куриным и его «ребятами», не вмешивая сюда Попова.

     В рекордные сроки  мы  с  В.П.Ефремовым  и  представителями опального Н.В.Курина неофициально согласовали техническое задание на шасси и определили минимально возможные сроки выполнения работы.

     От Курина участие в нашем «заговоре» принимал молодой  талантливый и энергичный ведущий конструктор Толя Магденко -  будущий Лауреат Ленинской премии  за  С-300В Анатолий Афанасьевич Магденко.   Тогда он рисковал многим…

     Следующим этапом надо было получить доскональную информацию о состоянии работ практически у всех соисполнителей Ефремова.
Нас интересовал «негатив», то есть всё, что не укладывается в установленные сроки или не складывается технически.
 
     Короче, собрать всё до соринки, для создания огромной кучи.

     Мысль заключалась в том, чтобы объединить в одну команду как можно больше «троечников», после чего обратиться в Правительство с просьбой об «уточнении» конечных сроков выполнения ОКР. 
     Т.е. установить другие - реальные сроки...

     Принцип – «всех не перевешаешь»,  должен был подействовать.

     Что поделаешь... Пришлось стать универсальной безразмерной затычкой и клистирной трубкой одновременно...
     Было не сладко, но оказавшись в руках настоящих профессионалов своего дела этот "агрегат" помог отпущению грехов очень многим организациям и министерствам , в том числе моему начальнику Главка и Министру.

     Индульгенцией послужило подготовленное нами совместно с «заинтересованными» лицами  постановление Правительства, в котором были установлены «уточнённые» сроки завершения работ.

     Я опускаю описание наших похождений  по различным инстанциям, включая Министерство обороны, Совет Министров и ЦК КПСС, важно то, что нам всё же удалось сколотить команду «единомышленников», и постановление вышло!

     Результат не замедлил сказаться.
     Запланированный "нами" комплекс работ был выполнен своевременно  и зенитная ракетная система  С-300В была принята на вооружение Советской Армии .

     Её  предназначение:
 - оборона войск, важнейших объектов фронта и тыла от массированных ударов баллистических ракет оперативно-тактического назначения; от аэробаллистических и крылатых ракет, от самолетов стратегической и тактической авиации и других аэродинамических средств воздушного нападения.

     Сознательно отказываюсь описывать мерзкое поведение Попова в отношении В.П.Ефремова  и  подразделения Н.В.Курина в процессе всего периода работ.

     Доходило до того, что для его «нейтрализации» неоднократно приходилось подключать руководство Министерства…

     Но, несмотря на все эти пакости – мы одержали победу!
А, как известно, побед без слёз на глазах - не бывает...

     Трагедии избежать не удалось.
     После того, как система С-300В была принята на вооружение  и  Анатолий Афанасьевич Магденко стал Лауреатом Ленинской премии, кто-то  всё же "проговорился"  Попову о нашем   «заговоре».

     В  отместку была  создана  такая убийственная атмосфера, что Толино сердце не выдержало, оставив его в нашей памяти навсегда молодым… 

     P.S.       А  Николай Сергеевич Попов?
     Николай Сергеевич вошёл и навечно останется  в Истории, энциклопедиях и справочниках, как выдающийся генеральный конструктор - создатель самоходных гусеничных машин для  ЗРС   С-300В.


Рецензии
Здравствуйте Юрий Михайлович,сразу извиняюсь,что на Вашу дружелюбную рецензию пока не ответил,слишком много приходится переписываться.А прочитав Ваше произведение насчёт как создавалось С-300 проникся неподдельным к Вам уважением.Ей Богу Ваши воспоминания тянут как минимум на учебник.Молодёжь должна знать как кувался щит Родины.А что в Харькове стали в позу,мы плакать не будем.Вот Донбасс отстоял свою свободу,и харьковчане могли бы побороться.Дальнейших Вам творческих успехов.

Сергей Шежемский   02.07.2016 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо!
Здоровья и вдохновения!

Мироненко Юрий Михайлович   03.07.2016 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.