51. Синдром случайного попутчика

Юлия Никифорова 2
   Ну всё, поехали! Я подошла к окну вагона. По перрону бежали мои дети,
размахивая руками и что-то крича мне. Слов я не слышу, по моей щеке
скатывается слеза. Поезд набирает скорость, дети начинают
отставать от вагона. Сев на сиденье нижней полки и, утирая слёзы, я
оглядываю сидящих в купе людей. Напротив меня сидит пожилая
женщина, рядом с которой расположился мужчина среднего возраста.
Ему, видно, очень жарко и он постоянно вытирает платком лысину.
Рядом со мной присела бабушка. Такая худенькая, в ситцевом платочке в
руках она держала корзинку, накрытую платком.

- Что, милая, плачешь? Дети тебя провожали?- спрашивает меня,-
дочки? Они очень похожие на тебя, такие "баские", ладненькие. В
гостях, небось была? Сама -то, куда едешь?
- Вы угадали, гостила я у дочерей, а теперь возвращаюсь домой, отвечаю
я,- а вас как звать?
– Зови, доченька, меня бабой Агафьей. Так меня все зовут.
    Пожилая пара стала устраиваться на полках. Столько у них сумок,
баулов, что заняли все багажные места, потеснив бабулю, у которой,
кроме корзинки, имелся радикюльчик, который она не отпускала, крепко
зажав его в руках. У бабушки верхняя полка. Я любезно предлагаю ей
место на нижней полке.
            Мужчина отвернулся к окну, сделав
"нейтральный" вид. Его жена суетится со своими сумками, норовя
просунуть их между наших ног. Выгрузив огромное количество еды на
столик, начинает распаковывать кульки и кул;чки из своей необъятной
сумки. Пришлось нам с бабулей потесниться на полочке, поджав ноги.
Под нашими ногами стоят сумки. Вышли мы с бабушкой в тамбур, дабы
не мешать нашим соседям принимать трапезу.

- И сколько можно исть?- Спрашивает меня баба Агафья, - таким
количеством "ядобы" можно семью накормить из шести человек!-
Уработались видно.
- Бабушка Агафья, а вы откуда и куда едете? – Спрашиваю старушку.
- Я, доченька, из села. Усю жизнь свою прожила в селе. Домишко у мене,
какой - никакой имеется. Дед мой помер в том году. Осталась я одна, в
доме том детей у мене шестеро выросло. Усе по городам разъехались.
Образованные оне у мене. Я усю жизнь работала дояркой, старик мой
слесарил, скромно жили, детей подняли, школу окончили и, разлятелись -
хто куды. Девки мои, а их у мене четверо, замуж повыскакивали удачно,
мужья справные, не ледащие. Сыны устроились в якись ООО, но деньги
хорошие имеють, жонки их не работают, за детьми приглядают. Внуков
у мене шестеро. По одному дитятку тольки и родили. Сыны просять:
- Мамо, продавай дом и приезжай до нас. Место тебе найд;м.
Дочки тоже приглашают. Вот и езжу по гостям. Собрала огарочков со
свого огородика, помидорчиков, курочек зарезала, яблочки, таки, свои и повезла ти гостинцы у город. Снохи рожи свои воротят от мене,
не по нраву я им пришлась. В кухне, правда, раскладушку мене поставили, я не
против того: туалет рядом. Не мешаю им в ихней комнате. У них там
телевизер, компьютер. Гости каждый день приходять. Сын целый день
работает, а мене сноха не доверяет и посуду мыть. Вижу, что не
нравится им моё присутствие. Говорит, что я "навозом" пахну. Курочек
поели, пора мне и домой возвращаться. Дочки зовут к себе. Этак и езжу
по гостям. Подолгу не гостю, домой меня тянет. Своя хата, свой
огородик. Приезжаю домой и сердце мое радуется, целую свои двери от
радости, что у себя дома, нихто меня не шпыняет, никОму не мешаю.
Помру, тогда и пусть продают дом. Ещ; дед строил его: добротный,
т;плый. Да дедова могилка рядом, так и похоронят меня с ним. Потом,
что хотят пусть и делают: продают, делят на всех поровну. Мои глаза,
щоб то не видели. Редко приезжают ко мне, вс; катаются по
заграницам. Воздух тут, «навозом» им пахнет. Росли - не пах, здоровые
были, продукты свежие ели, а сейчас, на китайскую пищу перешли.
Гадость!

       Время позднее, возвращаемся в сво; купе. Наши пассажиры спят, стол не
убран, газеты - вперемежку с остатками пищи. Бабушка собирает вс; и
выбрасывает в мусорный ящик. Доста;т свою корзиночку, выкладывает из не;
скудную еду, как мне показалось. Картошка, огурчик, сало и ч;рный хлеб.
Я принесла кипяток, заварили мы с ней ча;к. Достаю из сумки свой запас
провизии. Ту, которую,обычно, в дорогу бер;м… Кура, колбаса, сыр,
сладости и "китайскую" пищу - лапша с приправами.
- Доча, убери это, я тябе сальца нарежу - натуральная еда, огурчик без
химии, ешь, не стесняйся.

    Мне даже неудобно стало перед бабушкой Агафьей за свой, такой
продуктовый набор. Попиваем мы ча;к и забираюсь я на верхнюю полку, а
бабушка расположилась внизу. Долго она читает молитву, слов я не могу
разобрать. Соседи заливисто храпят, «хрюкают», свистят. Не могу
уснуть. Выхожу в тамбур. За мной следом выходит женщина из
соседнего купе.

- Не можете уснуть?- обращается ко мне,- разрешите мне, я покурю? Вы
против этого не будете?- не могу я спать в поезде: душно, храп, запахи…
- Курите, тоже не могу уснуть,- отвечаю, - разбередила мне душу
бабушка своим рассказом. Мыкается на старости лет, дети, вроде, есть,
а живёт одна. У детей своя жизнь, городская, нет ей места в их
квартирах – в кухне предоставляют угол. Уговаривают продать дом,
деньги разделить:
- Езжай, мама, по очереди у нас будешь гостить. Внуков нянчить.
Вот я думаю, что лучше мне жить отдельно надо от детей, имея
свой угол. Приезжать в гости к ним ненадолго.
Соседка утвердительно кивнула головой.

- Я, говорит моя новая знакомая, - тоже еду из гостей, проведывала
своих детей. Две дочери у меня. Живут хорошо, дружно. Внуков мне
подарили: внука и внучку. Старшая дочка разошлась со своим мужем –моряком. Пил очень и ухитрялся ещ; гулять. Денег не давал ей, издевался
над ней. Приходилось не один раз приезжать к ней, чтобы защитить
доченьку от рукоприкладства. Меня он побаивался. Внука жалко очень, с
детства боялся отца, его пьяных выходок. Помогла ей развестись с ним.
В этом городе, занимала я видный пост, много было у меня знакомых во
всех сферах. Развели без всяких "проволочек". Не для этого я дала жизнь
своему дитяти, чтобы издевались над ней. Врач она у меня. Внука часто
к себе забирала. У меня самой жизнь не задалась,- продолжает она,
может, пойдём в купе ко мне? Я еду одна, чайку не желаете? Или
может, винца выпьем? Дорога длинная, выспимся ещё.

    Я согласилась. Идём в купе, моя соседка вынимает бутылочку сухого вина,
фрукты. Садимся, открываем бутылку. Моя новая знакомая,
продолжает рассказ:
- У меня самой не сложилась семейная жизнь. Муж у меня был кадровым
офицером. Не сразу он им стал. Полюбили мы друг друга со школьной
скамьи. Любовь, у нас была как у Ромео с Джульеттой. Утром бегу в
школу, а он уже под дверью стоит, ожидая меня: так и выходили вдвоём,
поражая фантазию соседей. Ходил за мной по пятам. Подруги привыкли
к его присутствию. Только мама говорила всегда мне: не води в дом
подруг, уведут твоего Ромео. Подушка - твоя подружка, запомни это,
доченька. Ох, как была права, моя мамочка! Так и случилось,-
продолжает моя попутчица, поженились мы рано, только исполнилось
нам по 18 лет. Паспорт получили и в загс скорей! Поплакала моя
мамочка, но, вздохнув, начала готовиться к свадьбе. Отгуляли свадьбу,
собралось столько гостей! Спела сестра моя песню:
"паренёк кудрявый
прошептал три слова и увёл девчонку от крыльца родного". Таки и увёл!
И началась наша жизнь по гарнизонам. Муж окончил военное училище,
затем и академию. Две дочки с нами, так и "мотались вместе с нами  ... Пока
не осели в этом городе, из которого мы сейчас едем. Не всё гладко было в
нашей жизни. Я училась вместе с ним, получила специальность,
благодаря, конечно, своей мамочки, которая забирала к себе внучек, пока
мы учились. Эх, да что говорить! Вернуть бы то время вспять, сто раз
бы подумала о замужестве раннем. Мои девчонки не в свою раннюю маму
пошли, поздно вышли замуж, выучились и только потом, вышли замуж.
Моя попутчица зажгла сигарету, подвинув стакан с вином, немного
отпила из него вина:

-Так , на чём я остановилась?,- обращается ко мне,- Ах, да, о подружке –
ловушке. Познакомилась я в поезде, возвращаясь из командировки, с
миловидной женщиной. Разговорились, вот как мы сейчас с тобой,
шутливо, взглянув на меня,- продолжает попутчица. Пригласила е; к
себе в гости, оказалось, что рядом с ней живём. Мужу рассказала о новой
своей знакомой, с таким восхищением: дескать, интересный собеседник,
не замужем, интересная она, не мог бы он е; познакомить со своим
другом – холостяком? Мой муженёк согласился. Начала к нам
похаживать эта особа (не хочу даже имя е; произносить). Мой «Ромео»
просто летал перед ней, эдаким, орлом. Чаще е; визиты приходились без меня. Я не очень придавала значение этим е; визитам, пока моя соседка,
не подсказала, что долго задерживается визит;рша у нас дома. Решила я
проверить мужа. Одев новое, купленное накануне пальто, шляпу, надела
очки. Пошла за мужем следом, на некотором расстоянии. Вижу: мой
мужен;к сворачивает к дому, где проживала эта подруга.
 Я следом за
ним, позвонила. Мне открыли, не ожидая, конечно, меня. Картина
маслом "Не ждали". Не могла простить его я. Умолял меня, просил…Я
бы, наверно, простила, но только, если бы не моя подруга была. Верно я
говорю? Развелась с ним. Тяжелый был развод:
делил вс; до последней
ложки. Самоё дорогое мне оставил: детей, за что я ему и благодарна.
Разменял квартиру. У его пассии была квартира, но она желала
большую. Я согласна была на все условия, лишь бы защитить своих
детей. Вырастила детей, получили образование высшее. Дети мои
ходят к нему, хотя и нечасто, но мне обидно. Моя жизнь сложилась
дальше неплохо.
 Уехала я из этого города, выйдя замуж. У детей своя
жизнь. Внуки подросли, но скучаю я за ними. Приезжаю к ним, как
только смогу. Бывшая "подруга" и " бывший" муж встречают меня,
заходят в гости к нам. Ну просто такая идиллия у нас. Но жить я хочу
отдельно от взрослых детей, лучше вот так - в гости приезжать. Или я
не права?

   Я ничего не смогла ответить: две жизни, две судьбы, рассказанные мне в
дороге. Я не судья им. Кто может подсказать в таких делах? Бабуля,
оставшаяся одна, имея шестерых детей, но желающая умереть дома, в
своей кровати и моя попутчица, дав развод мужу и оставив детей без
отца?