Солнечный снег сценарий документального фильма о ф

Андрей Чуклин
Литография. На черном фоне у чума мальчик пишет картину у мольберта. Наезд в черный фон. Титр. Солнечный снег.
Тундра покрытая снегом. Солнце.
Пожилой ненец смотрит на солнечный снег.
Жмурится, прикрывает глаза.
Панорама снежной равнины уходит в снег.
Переход в ч.б.
Литография. Мальчик у чума. Наезд на мальчика.
Кадр. Мальчик идет по солнечному снегу.
Его окликает мать. В начале весны, когда солнце в Арктике поднимается  уже достаточно высоко, природа рисует нам необыкновенную по красоте снежную равнину, которая под живительным потоком лучей,  сияет и переливается цветными огоньками. И этот солнечный снег настолько чист и красив, и настолько безбрежен, что порой трудно отвести от него взгляд. И в этом очарованном состоянии человеку легко погрузиться в золотистый поток исторической памяти минувших времен, когда на свете, на самом краю земли, случались настоящие чудеса. Таким чудом было и рождение мальчика, которому за его любопытство, родители сразу дали прозвище Тыко. Что в переводе с ненецкого значит – олененок.
 зовет – Тыко сынок, Тыко…ты куда пошел?
Мальчик – Мама, гуси!
Мама – да, сынок, это гуси, они летят в Гусиную землю.
Мальчик – я тоже хочу в гусиную землю.
Мама – Погоди, малыш, подрастешь, и обязательно найдешь СВОЮ землю.
Гуси летят.
Фото. Тыко Вылка от юных лет до старости.
Эх, знала бы она, что через несколько десятков лет, ее малыш Тыко,  станет первым ненецким художником, исследователем, сказителем и тем, кого в далекой и неведомой Москве назовут  Президентом Новой Земли.   А потомки, будут восхищаться его картинами, писать о нем книги, слагать легенды о его необыкновенной судьбе и снимать кинофильмы о  Великом самоеде.             
Кадры  из фильма «Великий Самоед»
00.14.00-00.14.12
00.17.53-00.21.28  Борисову
О гусиной земле.
  «Великий самоед»,
«Это сделал я»,
 « Хочу разному учиться, а потом своему народу говорить буду, чтоб все было хорошо».
«Тыко Вылка – президент Новой Земли.   
Кадры из фильма «Великий самоед».

Фото.
















Ледков. 07.25.-07.37
Такие герои, позитивные, положительные, даже исторические личности, не выдуманные, любому народу они нужны. Это пример для подражания. Потому что человек живет не только для того, что б поесть и поспать. А что-то еще сделать на этой земле. И пример Тыко Вылки в этом  огромен.
Полнометражный художественный фильм «Великий самоед»  о  ненецком самородке был снят на киностудии «Мосфильм». Премьера состоялась  в 1981 году в Нарьян-Маре. К широкому зрителю он пришел на  год следующий. 
 История о талантливом и благородном Вылке,  полюбилась не только жителям Ненецкого округа, где снимались многие эпизоды фильма, но и всему многонациональному Советскому Союзу.
Фильм привлек внимание и профессионального сообщества. В год выпуска, на XI фестивале молодых кинематографистов в Москве он получил призы «За лучшую мужскую роль» (актер Нуржуман Ихтымбаев),  и «За лучшую музыку» ( композитор Софья Губайдулина). 
А годом позже на международном кинофестивале в Маниле  фильм удостоился высших наград: «За режиссуру» (Аркадий Кордон) и «За лучшую мужскую роль», а так же приза кинокритики.
Так о Тыко Вылке узнал весь мир.







Сегодня, в год «Российского кино» и 35-летия выхода «Великого самоеда» на экраны страны,  мы расскажем, как создавалась эта замечательная кинолента, в которой наряду с профессиональными артистами в эпизодах и массовых сценах, снимались обычные жители Ненецкого автономного округа – дети и взрослые.
Для многих из них и сегодня, участие в таком большом кино, остается в памяти,  одним из самых ярких событий в жизни, о чем они рассказывают детям, внукам, родным и знакомым.    

 Синхрон.  Виктор Явтысый.
5893 02   05.02-05.12
Я тут понял, что кино, это не так как показывают в кинотеатре. Это адский труд – тяжело.
Синхрон. Иван Ледков.
8712  02    05.29 - 05.49
Вот я был в больнице как-то, случайно девушка, которая обслуживала в буфете, говрит, Иван Егорович, вы меня помните? Я говорю, извини, не помню. Мы с вами ездили на фильм «Великий самоед» снимались. То есть хорошие воспоминания у людей остались. Я думаю, на всю жизнь это осталось. 
Кадры из эпизода.
В школе.
Фото.
Но, все по порядку.  Однажды в середине 70-х годов прошлого столетия молодой тогда еще, но вполне уже известный режиссер Мосфильма Аркадий Кордон, давно  мечтавший снять что-то о мореплавателях полярных широт,  в поисках идеи нового фильма прочитал очерки одного из лучших советских писателей Юрия Казакова  «Северный дневник».  В одном из очерков с названием «и родился я на Новой Земле»,  рассказывается о фантастической судьбе новоземельского ненца Ильи Константиновиче Вылке – Тыко Вылке. И эта история  его просто потрясла.
Синхрон. Кордон.
 0294  01  06.33 –07.16
Тыко Вылка заинтересовал, как художник. Мне это напоминает Маркеса «Сто лет одиночества». Вот эта уединенная деревенька где-то на отшибе. Изобретают велосипед, не зная, что человечество его давно изобрело. Так и Тыко Вылка учился рисовать не зная, что существует большая живопись в мире, какие-то карандаши, краски. Он доходил до всего своим умом. Замешивал глину, дробил порох и так далее, и так далее. Вот это меня потрясло. Я увидел перекличку с Маркесом, которого я тогда прочитал уже.

И Кордон поспешил познакомиться с Юрием Казаковым, чтоб предложить ему написать сценарий картины. Но приехав на дачу писателя в знаменитое Абрамцево, автора на месте не застал. Пришлось оставить записку. Ответ, к  удивлению Кордона, не заставил себя ждать.      

Синхрон. 0294  02   02.00-02.37
Письмо. Перекрывется фото Казакова. (в том числе фото актера сыгравшего Казакова).
- Уважаемый Аркадий Самойлович, я весьма польщен, что вы обратили внимание на северный дневник. Но, по правде сказать, я не представляю фильма о Тыко Вылке, то есть  фильма  сделанного по очерку. В очерке нет диалогов, нет сквозной сюжетной линии, то есть писать сценарий на мой взгляд нужно заново. Изобретая разговоры Вылко с Русановым и прочими. Это скорее всего станет для меня непосильной работой.
Синхрон. 0294  02   02.57-03.06
Тем не менее, я был бы рад, если бы фильм о Вылке появился, ибо этот человек достоин не только фильма, но и памятника.