Понять - значит, выразить в понятиях

Зуев Андрей Яковлевич
             Понять – значит, выразить в понятиях.

       Лет 15 тому назад я выступал с лекцией о здоровом образе жизни в городе Березники Пермской области. Руководством городской больницы мне для этого была предоставлена возможность и большая аудитория, вмещавшая около 500 человек. Все места в зале были заняты.  Люди, которым не досталось свободных кресел, стояли в проходах и вдоль стен. Опыт публичных выступлений, приобретенный мною в период сотрудничества с Всесоюзным обществом «Знание», к тому времени был достаточно большим. Мне без особого труда удалось завладеть вниманием людей и удерживать его в течение 2-х часов. Мероприятие завершилось одобрительным рукоплесканием.

        Некоторое время я отвечал на вопросы слушателей. В ближайшем ряду поднял руку среднего  возраста мужчина, примерно лет сорока, и задал ничуть не удививший меня вопрос. Он сказал, что выступление моё ему очень понравилось, но он сомневается в необходимости таких лекций, поскольку можно почерпнуть всю полезную информацию из других источников. Многое из того, что он услышал от меня, он уже видел по телевидению, слышал по радио, или где-нибудь читал. Тогда я спросил: «Вы курите и употребляете алкоголь?». – «Да» - ответил он. Обратившись ко всем присутствующим на лекции, я ответил так: «Лучше бы он нигде и никогда не слушал передачи о здоровом образе жизни, не смотрел их по телевидению, и нигде ничего об этом не читал. Почему? Да потому, что лучше от этого он не стал». Есть замечательные и мудрые русские   пословицы, подходящие к ситуации: «Слышал звон, да не знает, где он», «В одно ухо влетело, а в другое ухо вылетело», «Не в коня овёс».

       Почему так бывает? Дело в том, что знание должно быть
систематическим. Понятие должно быть сформировано до уровня убеждений, составляющих индивидуальную мировоззренческую концепцию с философией и идеологией здорового образа жизни, с саногенным мышлением – мышлением, рождающем здоровье. Такое знание (понятие) требует систематического труда и самосовершенствования. У человека не стремящегося к тому, чтобы создать себя самого и к высокой истине, не возникает волевого потенциала к избавлению от вредных привычек, но создаётся ложное впечатление о том, что он уже знает всё. Между тем, понять – значит, выразить в понятиях. Истинное, глубокое, а не случайное и поверхностное,  знание дисциплинирует сознание, утверждая «культ понятий и определений».

      Не надо забывать и о том, что у знания и убеждения есть материальная основа. Академик И.П. Павлов утверждал: «Мысль – двигательный рефлекс с задержанным концом». Таким образом, в основе мышления  и познавательного процесса находится функционально-рефлекторное анатомо-физиологическое образование мозга, передающее и закрепляющее поток психической энергии сознания (мысли). Всякий орган человеческого тела для поддержания высокой работоспособности требует регулярной тренировки. Мозг человека не является исключением. Его нужно постоянно тренировать думать правильно. Только тогда возникает высокий потенциал готовности к волевому действию – к решительному отказу от вредных привычек. Понимание возникает тогда, когда человек может хорошо выразить свою мысль в понятиях, для чего необходима развитая способность к чётким оценкам и суждениям.