Обыватель и Варвары. Часть 2. Надежда

Алла Моисеенкова
 «Монахова Надежда Поликарповна, 28 лет, его жена.»
«Надежда - женщина очень красивая, большая, с огромными неподвижными глазами.»
«Неподвижна, как статуя, лицо у нее каменное.)»
Речь героев это одно, а очень важны ремарки автора. Вот он описывает героиню и как? Она каменная, застывшая, холодная, как статуя, на лице нет ярких, теплых эмоций, улыбки. Даже огромные глаза неподвижны! Но это уже какой-то монстр! А ведь речь-то идет о молодой, прекрасной женщине, в которую влюблены, причем безнадежно страстно не только муж, но и все мужчины, ее знающие. Имеется целый список жертв несчастной любви, некоторые просто трагично погибали. Роковая женщина, но какая-то совсем не живая, но и не мертвая. Странно. А почему так? И мы находим ответ.
«Притыкина. А я вам завидую, милая вы моя... Сколько вы любовных историй знаете, и какие всё хорошие истории! Как сны девичьи...»
Вот! Это больше похоже на сон, чем на реальную жизнь с ее жаркими волнениями, легкомысленными увлечениями, настоящими страданиями, неподдельной болью и долгожданными радостями, счастьем. А что это за такие очаровательные и прекрасные сновидения, когда не хочется просыпаться? И Горький, великий реалист, нам показывает и рассказывает эти порочные грезы во всех подробностях.
«Надежда (садится на бревно). Француз неверен, но любит страстно и благородно... Испанец в любви доходит даже до свирепости, а влюбленный итальянец обязательно ночью на гитаре играет под окном женщины, в которую влюблен.»
«Надежда. Не люблю черного цвета. Самый важный, самый внушительный цвет - красный. В красном королевы ходят и разные аристократки...»
Бредятина полная! Надежда постоянно пребывает в этом состоянии, ничто ни в силах ее разбудить. Что значит, человек спит? Его тревожат или радуют собственные фантазии, а вот реальность он не воспринимает совсем никак. Эта реальность и настоящая жизнь проходят мимо, а ведь Надежде не 12-15 лет, а 28! Она замужем, давно и довольно счастливо. Ее муж Маврикий Осипович, 40 лет, видит это, знает, что происходит, а потому совершенно не ревнив, несмотря на большое количество поклонников супруги. Он понимает эту проблему и даже сочувствует им. Ну вот мучаются они, несчастные, страдают, кончают жизнь самоубийством, стреляются. Это ужас какой-то! Невинные люди! И потом их много! И они ни в чем не виноваты! А предмет воздыханий смотрит на это с отвращением. Мерзость какая! Лицо красное, носом сопит, пьяный! А то, что умер, это ерунда! Да их тут кучи навалены! Что на это внимание обращать? Бытовуха, а тут высокий романтизьмь! Даже говорить не о чем!
Какой небывалый цинизм и абсолютное отвращение!
Маврикий Осипович, муж Надежды, уже и не надеется самостоятельно пробудить ее от кошмарного сна, но тут приезжают инженеры, это что-то новое и очень интересное, эмоции живые и непосредственные начинают появляться в спящей душе. И вот нелюбимый муж, но любящий, все прекрасно понимает, что инженеры приехали ненадолго и Надежда им никак не нужна, и не такое они видели, и не Бог весть что эта Надежда есть, а вот может быть разбудят они ее окончательно, станет жена настоящей женщиной, живой, веселой и любящей его. Он-то готов ради нее на все! Буквально! Что же его не любить?! Почему? И вот Маврикий Осипович говорит безнадежно влюбленному в Надежду доктору:
«Монахов (таинственно). Чтобы она - несчастье испытала… чтобы удар дали но не - я! И не вы, батя… Вас мне жалко… я ведь добрый… и я вижу… все вижу. От  удара она мягче будет… несчастье смягчает… поняли батя?»
Но Надежда не проснулась, а когда совершенно невинное ухаживание Черкуна, которого она соблазняет своими грезами,  заканчивается диким скандалом, и герой возвышенных грез отказывается от нее буквально: берите ее! Да не нужна! Вот никак! Надежда кончает жизнь самоубийством, не в силах пережить даже не разочарование в герое, а разочарование в себе. Она не такая, как хотелось, как мечталось! Ее нельзя любить!
«Надежда. Нет... не надо! (С глубоким убеждением.) Как вы можете любить, если он не может? Он! Он испугался... сам он! Никто не может меня любить... никто. Никто не может любить меня...»
И это крах и гибель, выхода нет! И вот когда она это понимает, то очень спокойно, просто стреляет в себя  без всяких сомнений. 
Это какой-то беспрерывный, жуткий кошмар!

Цыганов, сам циник и развратник
«Ты знаешь, Жорж... такая странность! У меня, видимо, начинается... отрыжка, что ли. Вдруг сегодня вспомнил эту... брюнеточка такая... как ее звали? Хористка из оперетки... она потом утопилась в Мойке... ты знал такую?
Черкун. Нет...
Цыганов (задумчиво). Маленькая... милые глазки... И вот сейчас одна муха, которой я поджег папиросой крылья, почему-то напомнила мне эту девочку... как ее имя?»
Оказывается очарованным Надеждой и ее снами. Он умный человек, понимает, что это плохо и ничем хорошим не закончится. И ужасается, но против искушения устоять не может. А почему? И вот тут есть загадка.
«Надежда. Нет, похож (доктор похож на мужа прим автора). С лица - не похож, а по душе они родные. Оба рыбу ловить любят, а кто любит рыбу удить - он все равно что полумертвый: он сидит над водой, как будто смерти ждет...»
«Надежда. А у здешних мужчин у всех глаза одинаковые, и даже… как будто нет у них глаз…
Анна (негромко). Какая вы... странная!
Цыганов (медленно). Д-да-а... Я бы даже сказал - страшная...»
Странная фраза: нет  глаз. Это говорит героиня, а у Горького таких указаний нет. То есть это нормальные люди без таких ужасающих физиологических дефектов. Но мы вспомним цитату Л. Толстого: « Глаза — зеркало души.»  Косвенно  это подтверждает и
«Доктор. Что - имя? Здесь души не замечают...»
И вот тогда становится ясно, Надежда, находясь в своем сне, не видит живых людей, а видит она вокруг и всюду покойников. Живые, реальные – это во сне, а в реальности покойники, у которых нет глаз, нет души. Во кошмары-то! Стивен Кинг отдыхает! И это Максим Горький, великий реалист! Какая мистика! Какой размах! Поистине великий талант, безбрежный как океан! Гений, что же тут еще скажешь? Снимаю шляпу и преклоняюсь! К слову сказать, «Начиная с 1918 года, был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.» Википедия
Поклонившись пару сотен раз, вернемся к пьесе.
Цыганов пугается, но именно это дикое сочетание красивейшей женщины и ощущение небытия его и завораживает.
 «Цыганов. С вами, моя дорогая, приятно и страшно, как над пропастью»
«Цыганов. Вы - дивная, вы - редкая... страшная! И я люблю вас, поверьте мне! Люблю, как юноша... Вы... сила! Сколько счастья, сколько наслаждений ждет вас...»
Он готов ради Надежды на всё! Буквально! И обещает ей что угодно! И Париж, и красные платья королев! Любое! Только бы она согласилась стать его женой. На его страстные тирады следует совершенно парадоксальный в наше время ответ:
«Надежда. Сергей Николаевич, ну зачем же все это? И разве можете вы любить, как юноша, когда вам скоро пятьдесят лет, и через два года, может быть, вы совсем лысый будете? И что же это за езда по Парижам, если я вас не могу любить? Вы очень интересный мужчина, но пожилой и мне не пара. Обидно даже, извините меня, слышать такие ваши намерения... «
Страстные уговоры продолжаются.
» Надежда. Не все ли это мне равно? Ведь важен мужчина, а не что-нибудь другое...»
Очередная попытка заканчивается ничем, Цыганов разочарован, но когда Черкун отказывается от Надежды, радуется и берется снова ее уговаривать, понимая, что после такого разнузданного скандала в уездном городке, где сплетни есть самое главное и интересное в жизни, Надежде оставаться здесь никак нельзя. Но она его и не слушает, она вообще о будущем и не думает. Жизнь кончена.
Снятся Надежде эти грезы, а почему она вдруг заинтересовалась Черкуном?
«Цыганов (наливая вино). Она - эпическая женщина...
Исправник. Вы всё про нее?.. Н-да... зверь! Я вот два года за ней ухаживаю... Мужчина не урод, как видите, военный и прочее. Вы, говорит, не герой... А почему я не герой? Неизвестно. И, наконец, что такое - герой? В уездном городе и вдруг - герой! Смешно...»
«Веселкина.  Она только и ждет, как бы влюбиться в кого-нибудь…»
«Цыганов. А вдруг она нашла героя, а?»
Надежда нашла героя Черкуна, похожего на факел. Представьте факел в темноте ночи на кладбище! Настоящий герой, без всяких сомнений! Надо же как-то действовать! Что же время терять? Вот герой! Хватай, держи! А то убежит! Но Надежда ждет, когда он сам обратит на нее внимание, а тот всячески увлечен перипетиями семейной жизни и любовью к Лидии, и Надежда-то ему совсем не нравится! Про нее он говорит: глупая баба! А почему? Что там не так? И как видят ее окружающие?  Ну, мужчины, понятно, влюблены, а дамы?  Спокойный, трезвый взгляд, не одурманенный дикими грезами.
Уже звучало, что Надежда зверь, прозвучит и еще несколько раз. А ведь речь идет о дивной романтической красавице с возвышенными идеалами. Довольно странно. Но послушаем женщин.
«Анна (с отвращением). О... вы - зверь! Вы - гадкий зверь...
Надежда (спокойно). Это потому, что полюбила?»
«Анна. Молчать? Как низко ты упал... Я поняла бы... если б не эта... если б - другая... но - эта! Это животное...»
«Черкун. Она... сама же разбудила во мне зверя... ну, я поцеловал ее... не мог сдержать себя... Сильна - эта женщина!»
До этого ужасающего скандала в доме Богаевской окружающие дамы находили ее странной, жалкой, невоспитанной, любящая Надежду Богаевская  называет ее «дуреха», постоянно говорит ей, что надо больше молчать, не рассказывать глупые грезы.
«Богаевская. Не ври! Подумай - ведь кроме любви этой твоей... ты ни о чем не можешь говорить...
Надежда. Ни о чем не могу...»
Навязчивые повторения одного и того же уже переходит границы приличия, это было до знакомства с Черкуном. А потом и вовсе Надежда прекращает обращать внимание на условности, она опекает Черкуна, назойливо заботится о нем и ждет.
Дамы законно возмущаются, ну что это такое? У рокового рыжего красавца имеется влюбленная  супруга! В наличии платоническая возлюбленная! А тут еще такая кошмарная страсть (в смысле – ужас) откуда-то вылезла! Хоть караул кричи!
То есть действительно страсть. Разум и рассудок спит, занятый волшебными грезами, а инстинкты, вот они! Открыто проявляются, заявляют свои права, не считаясь ни с чем, готовые уничтожить все и всех, ради достижения цели. Эта открытость, это животное начало отталкивает Черкуна, он не может принять то, что вызывает глубокое отвращение. Черкун сам с великим трудом, с неимоверными жертвами ушел от этого, поднялся с самого дна до состояния свободного, сильного  человека и назад у него дороги нет. И не может быть. Нет, принципиально. Или это будет не он. Поэтому он так легко и, не напрягаясь совершенно, отказывается от Надежды. У него нет выбора, по-другому быть не могло бы ни при каких обстоятельствах.
Ну, было там! А что было? Начало глупой интрижки, поцеловал он Надежду, да это ерунда! Секундное увлечение и не больше того! И это понимает он сам, его жена Анна Федоровна, и Лидия, все. А вот для Надежды, поставившей всё на кон, даже свою жизнь, предательство становится катастрофой. И она умирает.
Еще один момент был упущен. Сама фамилия Надежды Монахова и ее мужа достаточна понятны. Открываем Википедию и читаем:» Мона;х (греч. ;;;;;;; — одиночный, единичный), жен. мона;хиня — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии[1]), либо в одиночестве, отшельничестве.
Для нас важны последние строки. Надежда Монахова одинока, слепа и глуха,  она и ее супруг обречены вести аскетическую, лишенную радости, но и бед, жизнь, довольно однообразную и унылую. Но только так они и могут жить, попытка начать жить по-другому оканчивается катастрофой.
Надо сказать, что у хорошего автора, как правило, в тексте есть несколько идей, которые он бы хотел рассказать, обсудить, показать. М. Горький великий автор, и в его пьесах таких идей заложено десятки. Это такой объем, как гранитная гора, грызи, сколько хочешь, еще больше останется!  А написано о его работах крайне мало. И все муссируется одна тема: вот революция, большевики, одобрял, не одобрял, поддерживал, не поддерживал! Террор, репрессии, перековка старого человека в нового! Да не об этом он писал! Вы почитайте! О человеке, о его душе, животном начале речь идет, о свободе, о выборе! Я искренно надеюсь, что Вы прочитаете нового, фантастически удивительного М. Горького, полюбите его бесконечно и беззаветно.