На Везувий. Часть 1

Борис Готман
   На единственной свободной от шкафов стене нашей комнаты в коммунальной квартире висели репродукции двух картин.
    
   Над письменным столом, за которым отец написал два своих толстенных строительных справочника, висел "Последний день Помпеи".
      
   Картина очень соответствовала обстановке вокруг папиного рабочего места: высокие стопки возвышающихся над столом, и, особенно, над стоявшим вплотную к нему самодельным книжным шкафом книг грозили в любую минуту "шатнуться", как написал Александр Сергеевич в своём "Везувий зев открыл…"
      
   Тогда цензура вымарала две строки из его "Везувия…", написанного как раз по поводу картины Карла Брюллова:
         
  "Земля волнуется — с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом…" - но сажать его за них никто не собирался.
      
   А моя семья чуть не отправилась в места не столь отдалённые из-за другой картины, висевшей  над родительской кроватью.

   На ней, безобидной картине Шишкина четвёрка медведей играла на поваленном стволе. Как-то моя старшая сестра (мы вчетвером жили в этой комнате) попросила меня поправить "мишек на лесозаготовках", как она назвала картину.
   
   До этого случая картину с мишками никто никак не называл, и в свои шесть лет я решил, что это и есть её название.
   
   Через некоторое время на Крещатике открылся новый гастроном, мы пошли посмотреть его.
 
   В кондитерском отделе в первый раз я увидел знаменитые шоколадные конфеты со знакомой картинкой на обёртке.

   -Смотри, смотри! – громко сказал я сестре, - мишки на лесозаготовках,   как на нашей картине!

   Около прилавка толпился народ. Кто-то, было, засмеялся, но на него зашикали. Люди стали быстро расходиться, сестра потянула меня прочь, шепнув в самое ухо, чтобы я больше не смел рта раскрывать…

   Вдогонку раздался голос кого-то из работников магазина:
 
  -Мальчик, это ты сказал?!
 
   Сестра не растерялась и, обернувшись к нему, переспросила:
 
  -А что мальчик сказал?
 
   Повторить крамольную, как мне потом объяснили, фразу он не решился, и мы с сестрой благополучно ушли…
 
   Но я сейчас не об этом.
 
   А о том, что в те мрачные времена мне и в голову не могло придти, что когда-нибудь в моём кармане будет лежать билет в Неаполь, столицу простирающейся вдоль Тирренского моря итальянской области Кампания, где находятся и грозный Везувий, и погибшие Помпеи…
   
   Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/05/18/1820