Беглец из плена

Александр Кучуро
              Октябрь месяц 1942 года.

             По дороге из станицы Курской в западном направлении следовала колонна военнопленных советских солдат.

               Концентрационный лагерь временного содержания в станице Курской,  поставлял дармовую рабочую силу для различных работ, в которой теперь очень нуждались войска вермахта.

           Прошли те времена, когда за две декады августа фашисты практически без ожесточённых боёв прошлись по ставропольской земле от западной части и до окраины восточной, где наткнулись на мощную преграду советских войск.

              С большими потерями им удалось завладеть городом Моздок и каждый занятый метр земли к городу Грозному, давался большими материальными и  людскими потерями.

             На войне случается разное, всё зависит от случая, в который попадают солдаты. 

          Могли ли молодые ребята, курсанты Ростовского артиллерийского училища, державшие оборону между  Воронцово –Алесандровского (ныне Зеленокумск) и Ново – Павловской сдержать с винтовками - трёхленейками  технически вооружённого врага.

            Фашисты сконцентрировали свои силы в нескольких направлениях, вскоре прорвали оборону и устремились  на манёвренных танкетках в степи.

            Ни кому из этих ребят не хотелось попадать в плен, видя в своём тылу вражескую технику, с криками:
                - Немцы окружают!

           Начинается беспорядочное отступление.

           Приходится бежать по тридцатиградусной жаре, бежали на восток, к своим.

          Не знание обстановки и местности, где теперь кто, многих ребят  охватывает паника, вскоре выбрасывается всё лишнее.

           Долго по жаре не набегаешься, тем более без воды, остаётся одно временно спрятаться на неубранных полях.

              А затем дождаться ночи и пробираться к своим.

              Но то, что предстояло увидеть и услышать на дороге, идущей  вдоль хуторов, шокировало, движущийся свет от фар и грохот  военной вражеской техники, которой не было видно не начала не конца.

             Словно огненная змея двигалась немецкая техника.

         Прошли мучительно сутки, сложно в степи без воды, а не знание местности, где можно было найти колодцы на бывших хуторах, удручало положение.

            За ненадобностью выбрасывались тяжеленные винтовки, плутали отдельными группами курсанты, не зная, что делать и как быть.

         Приходилось выходить к жилью, а без риска  уже не  выжить, если погрызть можно было на полях кукурузы или подсолнечника, то жажда преследовала постоянно.

             Везло тем, кто случайно набрел на бахчи.


            Немецкие солдаты,  зная сложившуюся обстановку, выезжали в степь, выставляли посты,  на которые и выходили бродившие по степи советские курсанты и солдаты.

            Пленение оказывалось неизбежным, да и этим ребятам уже было всё равно, попасть в плен или умереть от жажды, ведь среди них  были и  раненые, которым требовалась любая помощь.

           Пленных приводили в одно из охраняемых мест, где набиралось определённое количество человек и затем их направляли в концентрационный лагерь временного размещения в станицу Курскую.

              Здесь после морального подавления личности, отбирались самые крепкие физически военнопленные и отправлялись на тяжелые принудительные работы.

          Советская авиация наносила массированные бомбовые удары во вражеском тылу, выводя из строя мосты, железнодорожное сообщение, технику, всё это требовало спешного восстановления.

            Колонну военнопленных сопровождала охрана, уже слева позади, остался небольшой хуторок в одну улочку Пригон (историческое название Прогон).

                Как уж получилось, что охрана не заметила, как потеряла одного пленного, который спрятался в канаве у дороги.

              Колонна проследовала дальше, а молодой не русский паренёк, решил сменить своё место на более надёжное.

           Здесь по дороге в любую минуту могут проехать немцы на машинах, заметят, расстрела не миновать.

            Побег из плена большой риск, но паренёк решается, не хочет он работать на фашистов.

            Одно из мест, где можно временно спрятаться, это  не далеко от  дороги прокапанный ещё 1928 году канал, парень не заметно пробирается к тому месту, где имелся шлюз.

              В низу шлюза место глубокое, его здесь не увидеть, если не подойти на край берега.

            Дождаться здесь  ночи решил беглец, а затем уйти степью, всё правильно и логично, если бы не одно но.

              Когда колонну пленных пересчитали в соседней станице, вот этого я не знаю, может здесь сменялся конвой, одного пленного не досчитались.

              Конвоиры не стали долго допытываться, где и когда сбежал пленный, вывели из колонны несколько пленных, предъявили ультиматум, в случае отказа те будут тут же расстреляны.

           Место побега названо, двое немецких солдат на мотоцикле направляются из станицы Советской  в сторону места побега.

              Мотоцикл и два немца на нём  следовали по дороге вдоль канала, затем напротив хутора Пролетарского, это в полутора километрах от хутора Пригона, сворачивают и едут вдоль канала, который уходит от дороги в сторону степи.

           Доезжают до моста через канал, обследуют его, никого там не находят, едут дальше.

                На их пути шлюз, останавливают мотоцикл, немецкие солдаты заглядывают вниз, как ни старался паренёк вжаться в берег, но был замечен.

            Его под дулом винтовки заставляют вылезть наверх, что там конкретно происходило сложно теперь восстановить, но по рассказам хуторских жителей:
    «Молодой паренёк очень упрашивал немцев не убивать его, кричал и просил его простить».

           Умирать молодым противоречит самой матушке природе, мозг не может осознать кончину бытия, тем более, когда здесь нет твоей вины, но так трагически сложились обстоятельства. 

            Фашисты следовали инструкции, и ни на какие уступки не пойдут, они должны исполнить приказ и они это сделают без сожаления.

            Молодого парня застрелили, затем сели они на мотоцикл и укатили обратно в станицу, доложить, что беглец найден и убит.

           Вот ещё одним неизвестным солдатом пополнилась наша земля, а ведь у этого парня были родители, для которых он остался пропавшим без вести.

              И ожидали они его не один год, надеясь и веря на чудо, что тот вернётся живым с войны домой, пусть израненным или инвалидом, но вернётся.



14 – 15 мая  2016 г.