Ялькашан

Наиль Нурулин
Наверное оттого, что "Духи" стали активно шевелиться в округе, атаки на Северный склон Афганскими сарбозами, результатов не давали, наше командование решило "взять" эти склоны силами нашего и Керкинского ДШМГ. 28 декабря прилетела куча "вертушек", "Горбатые" стали утюжить Северные склоны и как только они закончили, мы, прыгнув на "Восьмерки" стали десантироваться на позиции "Духов". Естественно "Духи" очередной раз укрылись в своих пещерах и не ждали от нас такой прыти. На перелет с нашего склона до позиции "духов" максимум 5-7 минут, мы и вправду "высыпались" прямо им на голову.

Высадка была тяжелой, так как все же постреливали, летчики зависли высоковато. Я орал им, что не сможем прыгать с такой высоты, а бортмеханик уже начал выкидывать наши шмотки и в свою очередь орал, что бы мы тоже прыгали. Я схватил его за грудки и говорю, что прыгнем вместе. У него глаза из орбит повылазили. Наконец, летчики сообразили, что к чему и спустились пониже. Но все равно было высоковато. Я прыгнул и приземлившись, почувствовал, как что-то хрустнуло в ноге и страшная боль чуть не затуманила мозги. Матеря все и вся на свете, мы закрепились на "пятачке" и стали колошматить "духов", которые пытались выскочить со своих нор, но попадали под наш огонь. Один, выскочив из какой-то щели, лупанул по нам с гранотомета, бросил его и стал убегать по тропе вниз по ущелью. Мы били по нему со всех стволов, а он бежал и бежал как заговоренный. Оттолкнув от пулемета бойца, я прицелился и стал стрелять по нему длинными очередями. Было видно, как пули разрывают его халат на спине, а он продолжал бежать и скрылся за поворотом. (После боя, за поворотом на тропе, бойцы нашли его труп, на нем было 14!!! пулевых ранений и только наверное пуля, которая попала ему в затылок, отправила его на тот свет).

На позициях, куда "прыгнули" Керкинцы" и вторая застава, бой шел "жесточайший", духи огрызались очень яростно. У нас все духи были в катакомбах, не могли вести прицельный огонь, а лишь высовывали стволы из щелей и палили куда попадя. Мы закидывали эти щели гранатами, не давая им высунуться. С нашей стороны потерь не было, а мы завалили уже девять духов.

Боль в моей ноге стала невыносимой, я привалился между валунами и позвал к себе "доктора". "Доктор" - это наш санинструктор, сержант Бронислав Коновал, которого мы ласково называли БрОня! Он подполз ко мне, разрезал мой сапог и стал колдовать над моей ногой, которая опухла как бревно.

На нашей позиции стрельба почти затихла, бойцы собирали трофейное оружие и досматривали убитых духов. Ко мне подошел боец по фамилии Волк (Что удивительно, родом он был с Тамбова и при такой фамилии всегда "страдал" от шуток сослуживцев). Так вот, он мне говорит: «Товарищ старший лейтенант, здесь мешки какие-то, что делать?» И показывает мне на щель, в метрах 3-4 от меня. Я говорю: "Волк, ну посмотри потихоньку, что это за мешки?" Он, осторожно спустился к щели, осмотрел, чтобы не было сюрпризов, зацепил за лямку мушкой автомата и потихоньку стал вытаскивать наружу. Вдруг из щели с пронзительным визгом "вылетает" душара с пулеметом Дегтярева наперевес, разворачивается и лупит очередь в сторону Волка. Волк!!!!! ДЕЛАЕТ ОКРУЖИТЕЛЬНОЕ ЗАДНЕЕ САЛЬТО, ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ НА КОЛЕНИ И ЛУПИТ ОТВЕТНУЮ ОЧЕРЕДЬ В ДУХА!!!!! Мы со своей стороны вместе с БрОней, валим в духа из своих автоматов. От наших пуль, того отбрасывает на скалы метров на пять!!!

С того момента прошло 28 лет, но я и сейчас закрыв глаза вижу тот прыжок! Очередной раз убеждаюсь о безграничных возможностях человека в экстремальных случаях! Посудите сами: как солдат, в полной амуниции с автоматом в руках , с места смог сделать заднее сальто и запрыгнуть на скалу выше себя где-то на 1,5 - 2 метра!!! Когда в нашей стране появилось видео, я видел в фильмах про Ниндзя, Брюса Ли и еще всяких Рембо, когда они запрыгивают на крыши, деревья и т.д. Но это в кино, а это в реальной жизни. После этого случая мы "издевались" над Волком, заставляя его запрыгнуть задом на армейскую табуретку. Он ни разу не смог это сделать.

То, что Волк родился в рубашке, я убеждался не раз. Пули духа прошили ему куртку справа и слева, но ни одна не попала в тело!!!! Как-то на операции, война - войной, а обед по распорядку. Мы после боя, когда еще шла вялая стрельба, разогрели тушенку и, сев на корточки, уминали ее за обе щеки. Вдруг Волк как заорет и стал кататься по земле и орать, что его ранили. Мы схватили его, пытаемся рассмотреть куда ранило, а он показывает на щеки! Я вижу две дырочки и желтый жир, пару капелек крови. Представьте себе, шальная пуля пролетела, через рот !!! Пробила обе щеки, не задела ни челюсть, ни зубы, а слегка поранила язык. Что ж ранение есть ранение и мы его отправили в госпиталь в Союз. После возвращения из госпиталя, ему вообще жизни не стало от шуток товарищей. Все над ним подтрунивали: "Волк! Ну ты и хавальник при обсосе раскрываешь, что даже пуля со свистом пролетает!!!" Злая солдатская шутка.

 Но вернемся к событиям на Ялькашане. На нашу стрельбу подбежали бойцы, узнав, что произошло, рассредоточились и лупанули по щели с подствольника. Бросили пару гранат. Вроде все тихо. С осторожностью вытащили четыре мешка, полных набитыми патронами. Мешки лежали в широкой расщелине, откуда вниз уходил узковатый пролаз. Кинули в этот пролаз еще пару гранат. Тишина. Я даю команду одному щупленькому бойцу (Жаль не могу вспомнить фамилию, но вспомню!) осторожно пролезть в щель и посмотреть, что там? Ведь дух оттуда выскочил! Боец осторожно начинает туда спускаться. Проходит пару минут, мы кричим ему: «Ну что там?», он орет: «Темно, без фонарика не видно». Я ему ору: «Вылазь, сейчас фонарь найдем». Он начинает вылазить и вдруг мы слышим истошный вопль и какую-то возню. Вот в проеме появляется его голова с искаженным от ужаса лицом и очумелыми глазами, он пытается что-то сказать, но его опять кто-то утягивает вниз. Опять вопли, опять появляется голова, мы хватаем его за руки и выдергиваем его оттуда. Он еле приходит в себя и вопит, что там кто-то есть. Мы опять рассредотачиваемся и лупим в эту щель. Наконец-то всеми правдами, не правдами я добиваюсь от солдата доложить, что произошло. Оказывается, что пещера оборудована двухярусными нишами. Он пролез туда, стал шариться в темноте, а его кто схватил и пытался задушить. Он развернул автомат, нажимает на курок, а патроны кончились. Тогда бьет прикладом и ломится на выход, а тот хватает его за ноги и тянет обратно. Он отбивается и ломиться опять к выходу, ну мы тогда его и успели вытащить. Сколько их там, он не знает. (Можно понять солдата. В последствии он стал заикаться и на дембель уехал седым).

Я осторожно подобрался к щели и стал орать на узбекском, полуафганском и таджикском, что бы все выходили и сдавались, гарантируем жизнь. В ответ тишина. Тогда закидали щель гранатами, после освещая с помощью фонаря с осторожностью забрались вовнутрь. Там лежал убитый дух. В последствии оказалось, что это был супер-дзот, а духи были расчетом пулемета. С него был виден участок дороги, которая проходила по руслу сухой речки. Поэтому мы неделю до этого наблюдали, что откуда-то бьет пулемет, но понять откуда, никак не могли и вот его обнаружили и то случайно. Убитые духи были не местными, а были какими-то наемниками, так как были одеты в шикарный по тем временам "камуфляж". У одного были золотые зубы. С пулеметчика мне сняли трофейный кожанный "лифчик" морского пехотинца. В нем я пролазил всю Афганскую эпопею и семь лет в Таджикистане.

К вечеру все утихло. Мы оборудовали позиции, поужинали и легли спать под открытым небом. Под утро мне приснилось, что меня кто-то душит, я не могу повернуться и задыхаюсь в своем спальнике. В ужасе проснувшись, обнаружил, что темно и я вправду не могу повернуться. Кое-как выбравшись из спальника, понял причину. За ночь выпало полметра снега и меня просто завалило им. Бойцы смеялись и шутили. Говорят, как тепло в берлоге товарищ старший лейтенант?! Это было 31 декабря. В обед нас сняли в Союз. Ту радость конечно не передать. А через 5 дней мы уже обратно высадились на тот же пятачок, уже без боя. Под нашими позициями перед кишлачком на кладбище, насчитали около 60-ти свежевырытых могилок, тех кто защищал эти скалы. Внизу под нами кипела работа, там обустраивалась новая Мотоманевренная группа с экзотическим названием Тутти.