Новый год

Наиль Нурулин
Не ошибусь, если скажу, что Новый год - это самый любимый праздник человечества. Ну а в нашей стране, лично для меня, главные праздники - День Победы, День пограничника, 15 февраля, день вывода войск из ДРА и конечно же Новый год. В далеком 1985 году под Новый год, забросили наше подразделение в местечко Ялькашан. Кругом одни горы. В место слияния трех ущелий, решило наше командование выставить новую точку под экзотическим названием Тутти. В январе 1986 года планировалось вводить туда новую Мотоманевренную группу, спецподразделение Пограничных войск, что бы было понятней, что-то вроде усиленного батальона, со своей малой артиллерией, БМП, БТРами и еще напичканной всякой военной лабудой.

Задачей нашего подразделения, было перед этим мероприятием облазить все горы вокруг и пошугать выявленных там душманчиков. Десантирование прошло удачно, мы оседлали южные высоты и стали обеспечивать вхождение передовых подразделений обеспечения. В нашем районе все было мало-мало тихо, а вот с северных высоток, как только передовая техника начинала выползать с ущелья, духи начинали бить со всех стволов. Мы пробовали подавить их огневые точки со своей стороны, но было далековато и даже выстрелы наших "Сапогов" ( СПГ-9) не могли их достать. Так продолжалось трое - четверо суток. Прилетали борты, бомбили, нурсовали, жгли все без толку. Северные горы огрызались и очень достойно. (В последствии, когда мы взяли этот опорный пункт, стало понятно: там были такие пещеры, что выкурить оттуда без ядерного взрыва, обычной бомбежкой было бесполезно, но об этом в следующем рассказе).

Итак, 22 декабря закрылась погода, пошел мелкий снег, облака, видимость 20 метров! В те времена, на операцию мы вылетали максимально затариваясь боеприпасами, с собой брали только сухой паек на три дня, так как затем обычно подкидывали "котловое". Погода закрылась, мы уже пятый день растягиваем этот запас сухпайка. Перед нашим "блиндажом", если можно так назвать наше убежище от не погоды (обычная вырытая яма, накрытая сверху сшитыми солдатскими плащ-палатками) росла одинокая корявая Арча, азиатское деревце, чем-то напоминающее нашу елочку. Так вот бойцы, "нарядили" ее под настоящую Новогоднюю елочку. Её украшали подвешенные на ниточке патроны всяких калибров, пару гранат, разные брелочки и всякая солдатская мишура. Главным украшением была неведомо откуда сохранившаяся красная свекла и две сырые картофелины.

До Нового года осталось три дня, из еды не осталось НИЧЕГО!!! Ладно еда, кончилось курево. Для курильщиков большей катастрофы не бывает! Пробовали найти под снегом пожухлую траву, делали из нее самокрутки, но кроме как горлодера вызывающего слезы со всех отверстий человека, никакого, даже похожего удовольствия от этого не получали. Большой проблемой стало вскипятить из снега кипяток: дров нет, все, что могло гореть, сожгли. Доставали заряд из осветительных ракет, поджигали под чайником, он бешено горел пару минут и успевал только делать воду чуть теплой.

Как то по радио с соседней позиции на меня вышел Юра Лапушко, командир Керкинского ДШМГ (живая легенда Пограничных войск!). Их позиции находились чуть ниже, примерно в паре километров от нас. Поплакался ему, что еще день, и мы опухнем от голода. Обещал принести немного сухарей и пару банок тушенки. Моей радости не было предела. Через пару часов, наблюдаю в бинокль цепочку солдат во главе с Юрой поднимающихся к нам. Обнялись, расцеловались и присев под скалой стали проклинать эту погоду и все что можно, что бы выпустить пар, накипевший в наших душах. Юра поделился со мной информацией, что крупная банда численностью до двухсот человек, выдвигается на помощь своим душманам, провели взаимодействие на случай боестолкновения. Мы с ним одногодки, но он уже был большим командиром и глядя на его оптимизм, у меня и моих бойцов поднялось настроение. Перед уходом на свои позиции, говорит мне, давай поприкалываемся над моим замполитом (Герой Советского Союза, ныне покойный легендарный Николай Лукашов, земля пухом брату!), его позиции были в самом низу, в русле сухой реки. А то он там говорит сидит внизу, без ветра, снега, облаков и сырости, пусть немного встряхнется.

Берем с ним две радиостанции, он переключается на частоту летчиков, я на частоту командования. Вызываю его на связь и сообщаю, что к нему на площадку вылетели борты и везут продовольствие. Пусть обозначит площадку и после приема бортов, примет меры по доставке продовольствия и на наши позиции. Что тут началось? Через две минуты эту радостную новость, он докладывает Юре Лопушко, визги и возгласы радости не описуемы!!! Через минут сорок Юра на частоте летчиков начинает вызывать его на связь и просит обозначить площадку, я рядом голосом ту-ту-ту-ту- изображаю шум работающих двигателей вертушки. Внизу вверх летят ракеты, по радио истерические возгласы и мат на летчиков, что они не туда летят, так как даже не слышно их винтов. В ответ Юра материт и возмущается, что площадка не обозначена и борты возвращаются на базу. Тут же переключается на свою частоту, где Лукашов истерическим голосом вопит, что борты до них не долетели! Мы в ответ орем ему, что он глухая контуженная тетеря, так как борты кружились полчаса над нами и не могли подсесть так как они не обозначили площадку. Все мои бойцы катаются по земле и корчатся от смеха. Насмеявшись с чувством исполненного долга мы распрощались и Юра пошел к себе на позиции. (Позже в Союзе на базе подскока в палатке мы взяли с Юрой две радиостанции и показали Лукашову, как к нему прилетали борты. Если бы мы не успели выбежать из палатки и отбежать на метров двести, Коля Лукашов нас бы пристрелил!).

Юра принес мне две банки каши гороховой, несколько сухарей и ЦЕЛУЮ пачку сигарет "Охотничьи". Из 24-х бойцов четверо не курящих! Каждому по СИГАРЕТЕ!!! Это была самая вкусная сигарета в нашей жизни!

На второй день наконец-то облака развеялись, выглянуло солнце. Я доложил "наверх", что с группой бойцов спущусь на разведку местности в ущелье которое выходило на наш пятачок. Получив "добро", снарядил группу, расчет ПК, РПГшника и еще человек 10 и мы потихоньку стали спускаться в ущелье. Наше маленько ущелье выходило в большое, которое простиралось до Северных вершин. Я решил проверить, можно ли скрытно выдвинуться и попробовать атаковать засевших там Духов. Приблизившись к нему на метров 100, выбрали подходящий "пятачок", залегли за камнями и стали наблюдать за местностью. Вдруг из за поворота появляется группа вооруженных духов!!! Мы затаили дыхание. Не замечая нас, они с осторожностью шли по дну ущелья в сторону Северных гор. Я стал считать: 1, 2, 3.., 10..., 20…, 50…, 100…, а они все идут и идут. Сперва в горячке хотел открыть по ним огонь со всех стволов, но нас 16, их уже более сотни. Абсурд!!! Тем более человек 8 бойцов первый раз на операции в нашем подразделении, как они поведут себя в бою, я не знаю. Лежим тише воды, ниже травы и продолжаем считать. Вдруг один из моджахедов поворачивает голову в нашу сторону и Я С НИМ ВСТРЕЧАЮСЬ ВЗГЛЯДОМ!!! Он истошно что-то кричит, сдергивает с плеча гранотомет и в упор целится в нас. Я первым успеваю нажать на курок! ЧТО ТУТ НАЧАЛОСЬ!!! Нас спасало то, что мы находились выше их и вход в наше ущелье был довольно узким, что мешало им развернуться. Под таким плотным огнем мне не приходилось быть ни разу. От свиста пуль, просто не возможно было поднять головы! Мой золотой пулеметчик выбрал очень удачную позицию и это нас спасало.

Стрельбу услышали все. И Подразделения обеспечения внизу и все кто был выше нас. Я вышел на связь по радиостанции на своих минометчиков и стал корректировать их огонь. В нашу сторону стали стрелять все кому не лень! Пятачок превратился в Ад! Били и моджахеды, били и свои! Ладно наши сверху еще как-то по направлению, а вот БМПшки с низу с обеспечения мочили куда угодно! Мои истошные вопли прекратить им огонь, до них не доходили, пока наш старший лейтенант Санька Кондратенко, "сидевший" со своими бойцами на позиции слева от меня, открытым текстом не предупредил их, что если они не прекратят пальбу, он начнет сейчас бить их из гранотомета!!! Мои "молодые" бойцы с очумелыми глазами смотрели на меня и орали, почему по нам стреляют свои?! Я говорю: «Так надо!». Что я им еще мог тогда сказать?!

Басмота, очухавшись от внезапности стала утюжить нас уже прицельно. Их сдерживали разрывы наших мин, не которые из них ложились чуть ли не на наши головы!!! Я уже осип и не мог орать по радио, стал понимать, что если мы не "свалим" с этого пятачка, нам всем придет "кирдык".

От нашего пятачка уходило ответвление во второе ущелье, которое выходило чуть правее нашей верхней позиции. Одно но, оно круто метров 150 уходило в низ. Участок абсолютно открытый, насыпь гальки, склон углом где то в 75 градусов. Вверх по своему ущелью хода нет, нас перестреляют как куропаток. Оставаться нельзя, 16 против 180-ти! Геройства Панфиловцев не уместно, позади Москвы нет! Один путь - прыгнув по этой насыпи убегать в ущелье и спасать жизнь. Собираю ползком всех под скалу. Коротко объясняю задачу. На меня смотрят, как на идиота, понять ничего не могут, кроме того, что надо бежать за мной. Расчет ПК прикрывает наш отход. Второму номеру даем где-то десять гранат. По моей команде он непрерывно начинает швырять их в сторону духов, пулеметчик истошно лупит из пулемета, а я как Рембо с криком: "Делай как я!!!», с матом, который есть в моем лексиконе, прыгаю по насыпи в ущелье. Это наверное надо было видеть! Очумевшие духи даже стрелять перестали, наблюдая, как кучка Русских солдат с воплями и криками неслись вниз по склону показывая мастерство лучших горнолыжных слаломщиков. Галька под ногами осыпалась и прыжки получались, ну точно метров по четыре-пять если не больше. Короче это расстояние мы преодолели секунд за десять. Я, встав за камень, орал, что бы бежали за поворот верх по ущелью. Последними пронеслись пулеметчики и я понесся за ними как самый настоящий архар! Пробежав метров триста, упали за камнями, просто задыхаясь. Бежать можно было дальше, но легкие выворачивались наружу. Пересчитались. Все на месте. У некоторых лицо, руки все в крови, но, слава Богу, ни одного раненного, просто побились не много.

Внизу стрельба пуще прежнего, но у меня отлегло на душе, нас там уже нет. Через минут десять, отдышавшись, мы поперли наверх к своим. Вскоре прилетело штук шесть "горбатых" и, встав каруселью, они стали утюжить ущелье. Ох и досталось же духам!!! Когда поднялись к своим, я доложил по радио, что все нормально. Услышал в свой адрес не мало "лестных" слов. Но все ерунда! Главное, что мы все живы!

У бойцов начался истерический смех. Все вспоминали, как кто орал, как кто молился, у кого какие гримасы были, у кого какие рожи, как я всех пинками в ущелье гнал. Нахохотались и смотрю, разрядка прошла. "Горбатые" улетая, сказали, что завтра привезут жратву! С нашей елочки сняли свеклу и картошку, отодрали кору и сварили на ужин супчик. Я достал две банки каши и каждому на второе досталось по две чайные ложки. А еще, кто-то обнаружил где-то в своих шмотках ЦЕЛУЮ ПАЧКУ МАХОРКИ!!! Сперва мы его чуть не убили, а потом расцеловали! Накрутили самокруток и дальше передать словами не возможно.

Кульминацией этой ночи было волшебное чудо! У меня был маленький транзистор "Нейва" и каждый вечер в 22.35 я включал его и мы все слушали затаив дыхание "Полевую почту юности". Это музыкальная передача по заявкам. И что вы думаете?! Голос диктора читает письмо девушки: «Дорогой Олег, я тебя очень люблю, поздравляю с Днем Рождения, с Новым Годом, и желаю тебе скорейшего дембеля!» Дорогой Олег - это мой сержант Пятков, командир первой боевой группы, который сидит рядом со мной и вместе со всеми слушает эту передачу. И когда диктор говорит: «Дорогой сержант Пятков, мы передаем для вас привет от вашей любимой девушки и дарим вам эту песню», он начинает неистово орать на весь Афганистан: «Ирочка моя любимая!!! Я тебя слышу, я живой, я люблю тебя, спасибо тебе родная, любимая, золотая!!!» 16 мужиков в этой вырытой яме, в забытой Богом Афганистане начинают обнимать и поздравлять рыдающего боевого сержанта, это не передать ни какими словами и не описать ни какими предложениями. ЭТО НАДО ПЕРЕЖИТЬ!!! И МЫ ЭТО ПЕРЕЖИЛИ!!! Вот такой у нас был Новый 1986 год!!!