Грамотность вчера и сегодня

В настоящее время российское педагогическое сообщество обеспокоено снижением уровня грамотности выпускников школ.
Прежде всего, необходимо выяснить, какое содержание вкладывается в понятие грамотность и  какие изменения претерпело это понятие в историческом развитии.
 
Термин грамотность в культурной жизни и  в образовательном процессе в последние десятилетия используется достаточно часто.  При этом в содержание понятия нередко вкладывается разное значение.

В начале ХХ века были приняты в употреблении производные от термина грамотность в следующих значениях: грамотный - владеющий грамотой, полуграмотный – умеющий только читать, безграмотный - не умеющий читать и писать. В 20-30-е годы находим употребление термина малограмотный и следующее пояснение: «Неграмотный может стать грамотным после 3-4 месяцев занятий на ликпункте (пункты ликвидации безграмотности – Е. П.), где он только-только овладеет техникой чтения и письма и шести месяцев в школах малограмотных при 6-8 часах еженедельных занятий». Малограмотных учат «беглому  чтению и письму,  чтобы  могли  пользоваться  книгой   и газетой,  владеть письменной и устной речью». В 20 – 30-е годы ХХ века в Советской России были подготовлены ликвидаторы безграмотности и малограмотности.

Конкретное   содержание   понятия   грамотности на протяжении ХХ века расширялось  с ростом общественных  требований к образованию и развитию человека – от элементарных, начальных умений читать,  писать, считать  и  т. п.  к  владению минимумом необходимых  знаний и навыков.
Долгое время четкого определения понятия грамотности не существовало, хотя сам термин активно употреблялся с 1922 года. В связи с изучением русского языка чаще использовались термины грамматика и грамота.

Сразу же после революции в России была объявлена борьба с безграмотностью и поставлена задача – добиться всеобщей грамотности. При этом подчеркивалось, что останавливаться на простой грамотности нельзя, а нужно стремиться к получению более высокого образования для всех граждан.

Это стало исторической вехой в России, т. к. произошел перелом в социальных задачах образования, расширились границы грамотности.

 В 20-е годы была проведена всероссийская перепись, во время которой определялся уровень грамотности населения. Здесь снова употребляется термин простая грамотность. Записано это следующим образом: «Эта перепись дает представление о степени культурности населения нашей страны, поскольку эта культурность может быть выражена знанием простой грамотности».
 
В 30-е годы известный педагог и организатор народного образования С. Т. Шацкий достижение грамотности ставил первейшей задачей, которую необходимо решить педагогическому обществу. При этом он связывал овладение грамотностью с повышением производительности труда.  Он вел полемику с проф. Струмилиным. С. Т. Шацкий считал, что тот слишком узко рассматривает проблему грамотности. С. Г. Струмилин под грамотностью понимал умение читать, писать и считать, а С. Т. Шацкий предлагал расширенное понимание: элементарные навыки как формального (учебного) характера,  так и навыки трудовые, гигиенические, организационные  и общественные, с одной стороны, и элементарные знания, которые нужны ребенку для того, чтобы ориентироваться в современной жизни с ее основными нуждами и потребностями – с другой стороны.
С. Т. Шацкий связывал проблему грамотности с воспитанием и считал, что «силами Наркомпроса ее решить нельзя: это задача не специальная, ведомственная, а именно общая».
 
Методист П. О. Афанасьев в 1947 году употребляет термин элементарная грамотность  и поясняет его как умение читать и писать.   Фактически элементарная, простая грамотность приравнивается к понятию грамота.

В  1952 году  в Большой советской энциклопедии авторами И. М. Богдановым и В. Д. Черменским впервые было дано определение грамотности, которое приравнивалось к грамоте.  Ими было подчеркнуто, что «содержание и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического, политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя».  Здесь важно отметить, что изменения, происходящие в культурной жизни страны, потребовали как изменения содержания  понятия грамотности, так и повышения требований к уровню грамотности.

В 1954 году в Академическом словаре современного русского языка  отмечено новое употребление термина в таких сочетаниях: техническая грамотность, политехническая грамотность и появляется новое значение этого термина - «знакомство с необходимыми сведениями из какой-либо области».
 
В последнее десятилетие ХХ века в Словаре русского языка (1985) определение содержания грамотности дается в двух значениях: как «умение читать и писать» и как «наличие знаний в какой-либо области». При этом остается возможность отождествления  понятия грамотность с понятием грамота. Правомерно в связи с этим дать следующий исторический комментарий: к концу ХХ века приравнивать понятие грамотность к понятию грамота неверно, поскольку это означало бы не замечать тех историко-образовательных изменений, которые произошли на протяжении более полувека: от борьбы с безграмотностью ко всеобщему среднему образованию.

Можно отметить такую закономерность узуса в сфере разговорной речи – термин грамотность употреблялся значительно раньше, чем появилось его  определение.
Проблема уточнения и определения    понятия    грамотность  рассматривалась не только в России, но и на  международных  совещаниях  по  статистике  и  программам переписи населения. Так, Генеральная конференция ЮНЕСКО  (10-я сессия, Париж,  1958) рекомендовала всем странам при проведении переписи населения считать   грамотными   лиц,   умеющих   читать   с   пониманием прочитанного и написать краткое изложение фактов своей повседневной жизни.
На   Всемирном   конгрессе   министров   просвещения   по ликвидации неграмотности  (Тегеран,  1965)  был предложен термин  функциональная  грамотность. Значение грамотности расширилось до продуктивного использования грамотности в интересах общества.
 
Согласно  новой  редакции  этого  документа,   грамотным считается   тот,   кто   может   участвовать   во   всех   видах деятельности,    в   которых   грамотность   необходима   для эффективного функционирования его группы или общины и которые дают  ему также  возможность  пользования чтением,  письмом и счетом для своего собственного развития и для развития группы или общины.  Это означает, что в мировой культуре общения произошло существенное изменение  понимания роли грамотности в жизни всего общества в целом и отдельных лиц.

В последние годы уходящего тысячелетия Россия дважды принимала участие в международном исследовании функциональной грамотности, проводимого Центром оценки качества образования Института общего среднего образования РАО и, к сожалению, результаты не радуют.
 
Функциональная грамотность в этом исследовании подразделялась на грамотность чтения, математическую грамотность и естественнонаучную. Необходимо подчеркнуть, что грамотность чтения – это лишь одна составляющая общей грамотности. В проведенном исследовании не рассматривались вопросы овладения письменной и устной речью в целом. Можно констатировать, что это исследование по грамотности было проведено не в полном объеме.
 
Термин грамотность в современной культуре употребляется достаточно широко: компьютерная грамотность, экологическая грамотность, изобразительная грамотность, математическая грамотность, начальная грамотность и т. д. Необходимо отличать широкое употребление термина грамотность от аналогичных более специфических терминов, более узких по сфере бытования.

Для того чтобы выявить более полное содержание понятия грамотность, сравним имеющиеся общие определения грамотности и функциональной грамотности:

Грамотность.
1958г. – Чтение с пониманием, умение написать о своей жизни
1985 г. - Обладание необходимыми сведениями, знаниями в какой-либо области
1993 г. – Степень владения навыками чтения и письма в соответствии с нормами грамматической речи.

Функциональная грамотность.
1978г. – Использование чтения, письма, счета для функционирования соц. группы и собственного
развития.
1991г. - Понимание смысла чужих мыслей и передача собственных.
1993г. – Уровень образованности достигнутый в основной школе.

Можно выделить ключевые слова из этих определений:
Понимание, знания, степень владения и нормы грамматической речи, собственное развитие и развитие соц. группы, понимание смысла, уровень образованности.

Из сопоставления видно, что до настоящего времени существуют разные  толкования грамотности. В одном случае на первое место выдвигается понимание смысла, в другом – грамматические нормы языка. В третьем варианте учитываются цели грамотности.
 
Для составления полного определения общего понятия грамотности необходимо учесть все точки зрения и расставить их по значимости. На первое место выдвигается цель – образование и развитие человека,  социальной группы и общества в целом; на второе место можно поставить  понимание смысла читаемого, воспринимаемого и передаваемого сообщения; на третье место – степень владения грамматическими нормами языка.

На основании проведенного анализа дефиниций оказалось возможным дать определение грамотности: степень осмысленного   владения навыками устной  и  письменной речи, обеспечивающая общее образование, развитие человека, социальной  группы и общества.

Начальная грамотность имеет свою историю, тенденции развития, изучение которых позволяет полнее рассмотреть обозначенный феномен с разных сторон.
 
Изучая различные стороны этого феномена в исторической ретроспективе удалось рассмотреть начальную грамотность, как целостное явление, включающее все виды речевой деятельности (слушание – говорение – чтение – письмо), и рассмотреть речевую деятельность с двух позиций: как речевую деятельность, которая структурирует информацию, и, как деятельность, которая характеризуется ценностно-ориентационной или целе-мотивационной интенцией.

 Информационный компонент рассматривается как индивидуальный стереотип, а интенционный как аксиологическая направленность речевой деятельности.

Проведенное исследование феномена начальной грамотности позволило дать описательное определение начальной грамотности и сформулировать те уникальные свойства, которые присущи этому явлению.

Начальная грамотность  - это степень осмысленного владения  навыками устной и письменной речи, обеспечивающая общее образование, развитие ученика и социальной группы, а также начало и возможность осмысления себя как человеческого существа, проявление в речи своего внутреннего мира и становления практического отношения к окружающему.
 
Уникальность явления начальной грамотности состоит в следующем:
1. Начальная грамотность рассматривается как целостное явление, сторонами которого являются  четыре модальности речи: слушание – говорение – чтение – письмо (индивидуальный стереотип речевой деятельности) и аксиологическая направленность речевой деятельности.
2. Активное взаимодействие всех видов речевой деятельности становится возможным при поступлении ребенка в школу, когда происходит изучение  устной и письменной речи одновременно.
3. Количественные характеристики начальной грамотности определяются закономерностями возрастания темповых характеристик видов речевой деятельности от письма, слушания-говорения до чтения молча.
4. Начальная грамотность представляет начальный этап осмысленного самопознания: своего внутреннего мира и становления практического отношения к окружающему при помощи речи.

В исследовании были выделены аксиологические основания  речевой деятельности как одного из главных механизмов образования и определены такие ценности, как  активное отношение к внешнему     миру;    творческая   деятельность;   умение  в речи передавать свой внутренний мир; изменение личностных качеств за счет формирования самооценки; качественное владение грамотой; изучение своеобразия детской жизни; детское мировоззрение; человеческое достоинство. Их можно рассматривать как ценностно-целевые установки для детей и педагогов.

Ж. Личность и культура. №3. - 2008. Можно подписаться на этот журнал. Индекс в Каталоге Агенства "Роспечать" 72265


Рецензии