Больше нельзя молчать...

Маргарита Сан
Из воспоминаний.
  (пишу, стараясь вспомнить рассказанное моей бабушкой до буквы, до каждого звука, слыша её певучий голос и величайшее мужество пережитого, оставшееся в памяти сердца... о чём узнала только в последние годы её жизни.О чём не хотела говорить, может таким образом хотелось унять неутолимую боль - память.
Лечит ли время?! Кто-то может ответить...) Вот отрывок из услышанного.
                ***
  ...Каждый раз вспоминаю, как ранним утром, вырвавших из своих домов полуодетых и босых мужчин, женщин и детей согнали рыть... Этими нежными руками мамы, сильных и твёрдых рук мужчин, привыкших трудиться от зари до зари, в молитвах за жизнь и здоровье, невероятно огромных размеров яму - МОГИЛУ!
Только слышался этот Шнэль! Шнэль!
Исход!!!
- МАМА! Мама, Мамэлэ!
Я ХОЧУ ЖИИТЬ!!!!! Мне всего 17! Сделай что-нибудь!
- Доченька! Молчи и больше в нашу сторону не оборачивайся, а то дети за тобой побегут. ( 4-го детей)
-Эй!!! Господин ПОЛИЦАЙ ! Эта дивчина украиньска нянька мОих дИтэй! Она по ошибке тут с утра...
И яростно оттолкнула меня! От себя! От моих любимых братиков и сестёр!
Господин полицай быстро накинул мне на плечи шалинку, не смотря мне в лицо. Что-то сказал офицеру фюрера.
- Беги отсюда! Шнэль!!!
Меня перевели в другую группу, которая стояла не вдалеке...
    У неё были две длинные и толстые косы, но сейчас тяжелые волосы были распущенны и свободно развивались по ветру.
Немцы стали трогать волосы и говорить, что это волосы не юды, и вместе с другими украинками  отвели в сторону. Слёзы стекали по щекам, плача Этя кричала одними губами:" Мама, мамочка!"
   Но мама одними ГЛАЗАМИ умоляла её не выдавать себя.
В это время людей продолжали отводить на гору и бросать в ямы.
Две ямы уже были заполнены. А люди ещё оставались. Украинских жителей заставили выкопать третью яму. Её заполнили буквально живыми людьми. Ещё целую неделю земля дышала и стонала. Вот он какой миг расставания с мамой- Брухой Ходинецкой, двумя братьями Илья и Хаим, сестричка Рухалы.
  Ещё много пройдёт времени: октябрь 1942 года, гетто в с. Миньковцы.побег. снова гетто в городе Дунаевцы, где образовали лагерь смерти, побег, скитание по лесу босиком, прятали украинские жители, снова самый большой лагерь Печора, снова побег, тиф и лес.В лесу её нашёл лесник. который её выходил от тифа...
     Из воспоминаний моей бабушки.


Продолжение следует.