Роман Святыня Книга 3 Глава 8 Часть 1

Владимир Кудрин
           КНИГА ТРЕТЬЯ
            Глава восьмая
              Часть первая
  Год 2016 января 11-го
  В село Жадово, где расположен Жадовский мужской монастырь построенный Григорием Аблязовым, Барышского района Ульяновской области, ранее Симбирской губернии, пытался попасть не раз, но всё попутно. Охотился под Сосновоборском в районе ныне заброшенных сел Соляновка и Пилюгино. От них, как говорят местные, напрямки, через село Архангельское, Озёрки и Годяйкино, что уже в Ульяновской области до Жадово не более 50-ти километров.
  Сёла эти пришли в полный упадок, пашня зарастает лесом, работы в сёлах нет. Живут, кто остались, порубкой леса, разборкой брошенных коровников и ферм, сбором металлолома, охотой, рыбалкой и приработком в Москве и крупных городах.
В ноябре месяце ездил в Пензу по охотничьим делам и в одной из бесед услышал рассказ председателя одного из охотобществ;
-Раз наехали в деревню, а там дед местный лося разделывает. Мы ясное дело милицию хотели вызвать, мясо реквизировать, да оружие изъять. Но набежали бабы и старухи с детьми со всего села и давай нас уговаривать, чтобы мы от деда отстали. Один он де на село остался и 15 баб и старух с внучатами. Мужики поспивались поголовно, а кто и сбежал, ни магазина, ни почты, ни дороги. Живут с огородов, с нищенских пенсий и пособий по безработице.
Зимой вообще всё переметено, ни трактора своего, ни машины, ни связи какой. До райцентра больше 50 километров, нет властям нынешним до них никакого дела. Случись, что помирай на месте.  Просят оружие оставить и деда не сажать. Он ведь не продаёт, делит кому сколько по справедливости. Иначе говорят, перемрём тут все. В прошлом году только благодаря ему и выжили.
Отдали ружьё, все припасы, что с собой были и патронами поделились. Извинились, поклонились старику и старухам и уехали.
 
       Дом с «выходом» из камня

  Часто в брошенных сёлах стоят одни «выхода». Это полуподвальные сооружения, сложенные из камня или саманного кирпича. Где они даже стоят рядами, дома попалили, а «выхода» остались.
 
            «Выхода» без домов

  Об этом мне поведал бывалый местный охотник Сергей Викторович Тарасов. Хорошо знающий зверя, уважающий природу кормилицу, рачительно относящийся к её ресурсам И, самое главное, заботливо хозяйствующий на ней для сохранения потомкам. На фотографии дом его бабушки и дедушки, в селе Соляновка, с «выходом» на переднем плане. Раньше верилось людям, сгорит дом, а в «выходах» инструмент и скарб, да и перебиться можно до возведения нового дома. Жило село, а сейчас в село веры не стало, обескровилось оно без земледельца, ни до него властям нынешним. 
Но не получилось «напрямки» доехать, полями и заросшими просёлками добрался до села Архангельское. По местному его ещё называют Чертовка и видно не зря. Заплутал там так, что не только в Ульяновскую область не смог попасть, не говоря про Жадовку, но и обратную дорогу-то потерял. Пришлось выезжать с просёлочных заброшенных дорог на асфальтированную трассу и окружным путём вернуться  в Сосновоборск. Поехал уже специально по маршруту - Сосновоборск, Базарный Сызган, Никольск, Инза, Барыш, Жадовка. И не пожалел об этом, видно помыслы должны были быть другие, для посещения храма с охотой не совместимые. Соответственно и открытия явились совершенно особенные. На фоне полной разрухи больше всего меня поразили храмы и церкви. Опишу некоторые из встретившихся мне храмов, а на некоторых задержусь поподробнее.
 
             Храм Тихвинской иконы Божией Матери с. Вороновка

  Вороновка, это старинное село расположилось на самой границе Ульяновской и Пензенской областей. Образовано оно было ещё в XVII веке, как охранная слобода на тракте, проходящем между Карсуном и Кузнецком, и долгое время оно относилось к Городищенскому уезду Пензенской губернии.
  Своё название село получило из-за многочисленных нападений и грабежей разбойников (воров). Название настолько укоренилось в губернии, что даже помещики, впоследствии проживающие в уже мирном селе, так и не сумели его переименовать. В память о лихой вольной жизни до сих пор остались названия улиц: Карауловка — от слова «караулить», Березнявка — от бывшего здесь прежде березняка, Загубиловка – место, где проходили ограбления и иногда убийства, Мазановка — от мазанки из глины.
  Самая длинная улица села носит название Долгого порядка. Храмов в Вороновке было два. Один был построен в честь Святой Великомученицы Варвары, от него остался к сожалению только фундамент. Но сохранился второй храм, действительно редчайшее произведение зодчества, одна из первых работ знаменитого архитектора Поволжья Коринфского (Варенцова) Михаила Петровича, среди работ которого был и Троицкий собор в Симбирске, и Воскресенский собор в Арзамасе. Местный храм в честь Тихвинской иконы Божией матери был построен в 1817 году. Он имеет три престола: главный, в честь иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, другие пределы – в честь апостола Иоана Богослова и в честь Святителя Тихона, епископа Амафунтского.
Храм имеет круглую форму. К нему с запада, северо-востока и юго-востока под углом 120 градусов относительно друг друга были построены три прямоугольных притвора, обрамленных колоннадой. Рядом с церковью располагается отдельно стоящая колокольня.
Столь странное архитектурное решение было совершенно нетипично для православного храма. К сожалению, сейчас такое решение невозможно объяснить. Недалеко от церкви находится источник, который ранее почитался как святой. Интересно ещё и то, что он впадает в реку Инзу фактически у самого его истока. Так что можно сказать, что вода реки находится под покровом Тихвинской Пресвятой Богородицы.
 
                Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
                с. Старая Измайловка

 
                Церковь Николая Чудотворца п. Инза

  Главной достопримечательностью райцентра п. Базарный Сызган является храм во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского. Место под храм было освящено 14 августа 1865 года, а его возведение завершилось в 1875 году. Относительно причин строительства существует две версии. Первая гласит, что у владельца картонной фабрики Щербакова в возрасте 14 лет умер сын Дмитрий, в память о котором была построена и именована церковь. В пользу неё говорит то, что при восстановительных работах был обнаружен склеп с гробом подростка.
 
                Храм Димитрия Солунского п. Базарный Сызган

  Согласно другой версии, строительство церкви связано с памятью князя Дмитрия Донского, поскольку пятисотлетие Куликовской битвы совпадает с датой начала строительства. Так или иначе, но именно семья Щербаковых внесла основной вклад в строительство храма, которое длилось 10 лет. За это время была построена величественная крестово-купольная церковь с ярусной колокольней. Особенно потрясала великолепнейшая храмовая роспись, которую осуществили выдающиеся русские живописцы Рукавишников и Полетаев, а чуть позже художником Дубовым был расписан иконостас. При храме была церковно-приходская школа и библиотека.
Храм закрыли в 1932 году, и новые власти использовали его как хозяйственный склад. В 1988 году было принято решение о восстановлении церкви, и вскоре было проведено первое богослужение. Особой гордостью восстановленного храма стала чудотворная икона Божией Матери «Троеручница». Средства на храм собирали всем миром. Теперь эта церковь вновь стала гордостью Ульяновской области. Реставраторам даже удалось полностью восстановить старинную систему отопления.
Задержусь и на селе Новая Ханинеевка. Главной достопримечательностью является каменный храм, построенный в изысканном русско-византийском стиле. Церковь была заложена в 1885 году. Однако, из-за болезни попечителя, строительство было приостановлено, и вновь начато только в 1890 году на всенародные пожертвования, а также на пожертвования фабриканта Шатрова и прокурора Священного синода Победоносцева. В 1898 году храм был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, а близ храма был возведен каменный молитвенный дом для проведения Богослужений в зимнее время. В 1937 году церковь была закрыта, последний ее священник зверски замучен в застенках НКВД.
 
  Храм Николая Угодника с. Новая Ханинеевка

  Более шестидесяти лет храм был в запустении, и местные жители начали потихоньку разбирать его по кирпичику. В 1990 году в селе появился священник Игорь Ваховский, который и занялся восстановлением погибающей церкви. Поскольку на реставрацию денег не было, отец Игорь пошел на хитрость: он выдвинул свою кандидатуру в депутаты от Ханинеевки в противовес местному бизнесмену. Почувствовав серьезную угрозу своим амбициям, коммерсант «откупился» от батюшки, выделив средства на ремонт храма и оказав помощь с передачей приходу сельского клуба. В здании этого клуба, бывшего до революции молельным домом, был образован дом милосердия, для проживания женщин преклонных лет, в котором их бесплатно обеспечивают питанием, необходимыми вещами, духовной и медицинской помощью. Так, небольшая хитрость спасла один из красивейших храмов и помогла десяткам одиноких стариков выжить и достойно существовать.
  В 90-е годы храм был переименован в честь пророка Божьего Илии.
  11 июля 2013 г. указом Преосвященнейшего Филарета епископа Барышского и Инзенского при храме организовано архиерейское подворье. Теперь это Архиерейское подворье храма Николая Угодника. Чуть не уничтоженная церковь вновь заблистала в былой своей красе, храм обзаводится новыми куполами, территория облагораживается


               Продолжение    http://www.proza.ru/2016/05/16/204