В душу нам глядят цветы земли

Анастасия Павленко
«С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою».
Расул Гамзатов.

Весной, с наступлением погожих деньков, тянет на природу, в горы. В Самарканде это обычно Аманкутан, перевал Тахтакарача. Здесь всё приводит в восторг: седые валуны, стрекот цикад, посвист пичуг и, конечно, муравые травы. Но вдруг - что это? Что за алое пятно зашевелилось у обочины дороги? Через секунду это пятно заполняет окно машины и раздается: «Тётя, купи. Всего пять тысяч». «Одна штука?» - выдавливаю из себя. – «Нет, всё!»

В букете, который держит смуглый паренёк, штук двадцать тюльпанов, значит, один идёт по 200-250 сумов (меньше 10 центов по гос.курсу). В столичном магазине один французский тюльпан стоит от 15 тысяч сумов и выше. Но то – гордый иностранец, выращенный в теплице, выведенный селекционерами, купленный за валюту. А этот – наш, природный, зачастую бесхозный. Никто его не сажал, не поливал, никто за ним не ухаживал. Поэтому рви, сколько душе угодно, продавай подешевле и побыстрее, а то товар скоропортящийся.

Впрочем, букеты долго не залеживаются. Горожане, выезжающие оптом на природу, по дороге охапками скупают  дикие цветы для романтического антуража. Тюльпаны, конечно, не дожидаются окончания пикника и вянут. А что делают с поникшей красотой? Правильно, выбрасывают…

В одной из статей горячего защитника природы, биолога Валерия Мосейкина читаю: «Почему нельзя рвать дикие тюльпаны? Потому что продолжительность жизни каждого тюльпана сопоставима с продолжительностью жизни человека и в норме составляет около семидесяти лет! Потому что дикие тюльпаны, в отличие от культурных сортов, луковиц-деток не образуют и размножаются только семенами, а цветы из этих семян впервые зацветают через 10-15 лет! Потому что после срыва стебля оставшаяся в земле луковица тюльпана не может набрать необходимых питательных веществ и погибает! Собирая цветочные букеты, неискушенные люди, сами того не ведая, совершают геноцид!»

Геноцид… Страшное, жестокое слово. А ведь это не просто громкая метафора. У нас на глазах, действительно, происходит массовое истребление тюльпанового племени, причем тюльпанов редчайших – эндемиков.

В свое время за тюльпанами Фостера и Грейга (тогда, в начале ХХ века, они  были просто «лола») отправляли целые экспедиции из Европы, да и сейчас селекционеры из Голландии для выведения новых сортов охотятся за местными, дикими «золушками», которые в англоязычной литературе известны как Emperors («императоры»). А всё потому, что наделены они природной силой, практически не болеют, в отличие от оранжерейных, и, говорят, очень устойчивы даже к вирусу пестролепестности. Не знаю, что это за вирус, вот только против человека нет иммунитета у краснокнижных цветов. Да-да, большинство произрастающих у нас видов тюльпанов – а их более 15 – занесены в Красную книгу Республики Узбекистан.

Однако, что сегодня для людей, которым нужно «деньги делать», Красная книга? Ну, проводят регулярно в сельских школах энтузиасты-экологи, такие как преподаватели СамГУ Лейла Билялова и Семён Фундукчиев, семинары для ребят, оформляют стенды с местными учителями, говорят, что надо беречь природу, а результата пока мало. По словам Л. Биляловой, надо сознание взрослых менять, а это долгий процесс…

Согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности (статья 81), за самовольный сбор растений, занесенных в Красную книгу РУз, обычного человека могут оштрафовать от одной второй до двух, а должностных лиц - от двух до пяти минимальных размеров заработной платы. Но вот кто их будет штрафовать? Наоборот, пожалеют, мол, люди выживают, как могут. И остается только смотреть с болью на уничтожение дикой флоры, которая, дай-то Бог, останется у нас где-нибудь в совсем уж не доступном человеческой ноге закоулке природы…

P.S. В лесу Эйн-Сарид в районе Ха-Шарон (Израиль) местные юннаты нашли в прошлом году дикорастущие тюльпаны, которые сразу можно узнать по заостренным листьям и немного меньшим, в отличие от культурных сортов, соцветиям. Ребята позвонили в ближайший районный совет и попросили разрешения оградить это место, чтобы отдыхающие случайно не затоптали редкие цветы. Разрешение было получено, и юннаты вместе с лесником натянули вокруг тюльпанов веревки с предупредительными надписями. Теперь никто не растопчет чудо природы и не нарвет из него букетов, а значит, тюльпаны имеют шанс вырасти снова в будущем году. Может быть, и в отечественных СМИ когда-нибудь появятся такие ободряющие новости, а пока приходится пожимать плечами.

Фото автора.

Областная газета "Самаркандский вестник".