Большой заказ

Михаил Рыбаков 1
     - Куда тебя занесло, зараза? Ишь повадилась, что морду воротишь? - Выводя из огорода, белесую козу, ругался подросток - На минутку нельзя отлучиться...
А минутка та, поболе часа поди тянулась... Он успел в речке покупаться,подрался, от души - синяк добрый, под глазом красовался... Как он не старался, а Люська бекнула недовольно и за плетнём показалась голова деда Яшки.
- Привет, шкода! Придётся тебе, казак, отрабатывать потраву или к батьке сходить, ась?
- Не, дедушка, не надо бати... Я отработаю, зуб даю! Плетень новый ещё, не закончили - помогу.
- А шо... Со вшивой козы, хоть... Как говорять... Отведи энто чудо рогатое, на лужок, да припни добряче! И приходь!
Дед уже забыл, что выучил пацана плести плетни и корзины.. Минька забил кол, привязал козу и вернулся к деду.- Ну, казак, чего нужно? Да не бреши, я энтого, не уважаю...
- Так я плетень пришёл доплетать...
- Э-э, сынку, а я чем буду заниматься? Скажешь тоже... И меланья, поди, лаять станет... Вот баба строгая стала, того и гляди - в разнос пойдеть!
Иди, голуба, под дичку, там столько груш нападало! Страсть. Иди, собери в кошёлку, да отнеси Нюре, хай высушить - во зимою взвар будет. Иди-иди...
Ты ж Нюрин будешь, Мишка? Гляди ко вымахал! Давно ли под стол пешком хаживал? Да приходи ишшо, за грушами...
Вышла бабка Меланья.
- Мишка, ты что ль?
- Я, бабушка...
- А как там Ульяна?
- Так...
- Ты, старая, совсем рехнулась? Поминки когда справляли?
- Не помню, Яша...
- Гляди... не забыла ещё как кличуть?  Иди, посиди рядком, поговори ладком... Погрей старые косточки...
- И-и, старый, сам грей, я лучче за клубком да списами схожу, чего бы ото
 бездельничала?
   Мишка выбрал момент и шастнул, за калитку...  Увидел, что Люська, снова направилась  к огороду, гаркнул, на неё, завернул, за угол, высыпал груши в обрез и подался, за козой. Снова привязал к колу и понёс кошёлку деду.


- Эй, люди добрые, тут дед Яков проживает?
- Ась! Тут-тут, мил человек, заходь, не кусаемси. Садись, говори, кто будешь?
- Я завхоз совхоза "Знамя Ильича", а к вам по делу... Требуются корзины...
- Так вам две, пол десятка?.
- Нет, мне, как минимум полста, а лучше бы сотни полторы...
- Так, миленький мой, вам в  артель инвалидов надо-ть
- Я от них, к вам... Посоветовали...
- Ладно, постараемся, есть помощники, только лозы вобмаль. Артель повырезала...
- Вот тут, мы вам поможем.. Вчера только площади чистили - болота осушать. Лозы гора! Отобрать бы нужную..

- Нюра, бери соседок и поедем в совхоз, за лозой. Обещают увезти и привезти - зачастил дед, ещё за калиткой. Минька ей конечно рассказал, потому собрались скоренько и совхозный газик запылил дорогой.
Потом привезли лозу и дед Яша руководил корзироплетением. Было боязно... Для себя получалось хорошо, а тут - целый заказ, но постепенно пришла уверенность и дело пошло, корзины получались крепкие и довольно приглядные, на вид. Иные принялись соревноваться с дедом, только, где там... Он вроде бы и не спешил, но руки знали своё дело...
                14.05.16