Воронья Нога, вождь северных черноногих

Григорий Коротков
*ВОРОНЬЯ НОГА, ISAPO-MUXIKA (Блэкфут Issap;;mahksika, "Большая Воронья Нога", иногда известный по-французски как Pied de Corbeau), вождь черноногих; родился в 1830 году возле  реки Белли на территории нынешней южной Альберты, сын  индейца блад(кайна) Istowun-eh'pata (Упакованный Нож) и Axkyahp-say-pi (Наступает К Дому); умер 25 апреля 1890, около Блэкфут Кроссинг (Aльберта), от туберкулёза?
   Кроуфут родился в племени блад  Конфедерации Блэкфут, куда в то время также входили племена черноногие(сиксика) и пиеганы. В младенчестве он получил имя Astohkomi (Ближний Выстрел). Когда ему было пять лет его отца во время рейда убили индейцы кроу, и в течение года мать Вороньей Ноги вышла замуж за Akay-nehka-simi (Много Имён), члена племени черноногих(сиксика). Принятый народом черноногих, мальчик стал называться Kyi-i-staah (Дух Медведя), а позже получил имя своего отца Istowun-eh'pata.
 
    Как обычно, деятельность Кроуфута началась, когда в подростковом возрасте он отправился сопровождать старших воинов в набеги против вражеских племен. Во время рейда за лошадьми в лагерь кроу, он проявил храбрость и был ранен, за что получил своё взрослое имя Isapo-muxika - родственника убитого несколько лет назад. Собственно, название Isapo-muxika переводится как «БОЛЬШАЯ НОГА ИНДЕЙЦА КРОУ», но оно было сокращено переводчиками до Кроуфут(Воронья Нога). Хотя Кроуфут не был из семьи вождей и являлся представителем другого племени, он вскоре продемонстрировал свои лидерские способности среди черноногих(собственно сиксика) индейцев. Он продолжает создавать себя как грозного и уважаемого воина.
    За  20 лет Воронья Нога участвовал в 19 (по другим данным- 15) сражениях и был ранен  шесть раз. Наиболее серьезное ранение он получил во время зимнего рейда на индейцев шошони, его ранили выстрелом в спину и в последствии пуля не была удалена. В следующие годы эта рана затрудняла для него поездки верхом  на большие расстояния.  Достигнув зрелости, Кроуфут редко вступал на тропу войны. Вместо этого он стал участвовать в делах племени и заниматься увеличением табуна лошадей, которые сделали его богатым.

    В 1865 году, со смертью лидера его группы, ТРИ СОЛНЦА (No-okskatos), Кроуфут стал незначительным вождём племени черноногих, ведущим группу примерно из 21 палатки. Сначала его последователи были известны как община «Большой Трубки», но позже переименованы в группу «Мокасин».  В 1865 году Кроуфут также впервые привлёк внимание местного белого населения, после своей драматической роли в «Битве на Трёх Прудах», которая произошла с 3 на 4 декабря к востоку от современного поселения Хоббема, (Альберта). Миссионер отец Альберт Лакомб посещал лагеря черноногих, когда они подверглись нападению индейцев кри. Хотя их было значительно меньше, черноногие несмотря на потери, сдерживали рейдеров в течение нескольких ночных часов. Перед рассветом отец Лакомб пытался организовать между сторонами  перемирие, но кри его не узнали, и он был ранен срикошетившей пулей. Когда сражение казалось проигранным, прибыл Воронья Нога  с большим числом воинов и враг вскоре был разбит. 

     Кроуфут, как младший вождь, пытался установить дружественные отношения с белыми мехоторговцами и миссионерами. В конце 1866 года он не позволил большому отряду воинов  блэкфут  ограбившим обоз Компании Гудзонова Залива убить извозчиков-метисов. Тогда, вопреки многим военачальникам, Воронья Нога обеспечил безопасное сопровождение метисов  обратно в Форт Эдмонтон. Он также стал хорошим другом торговца Ричарда Чарльза Хардисти (КГЗ) который отвечал за Роки Маунтин Хаус.  В результате эпидемии оспы в 1869-70 несколько лидеров черноногих умерли, и Кроуфут превратился в одного из трех главных руководителей племени. В 1872 году, со смертью БОЛЬШОГО ЛЕБЕДЯ (Akamih-Kayi), руководство племени сократилось до Кроуфута и пожилого военачальника СТАРОЕ СОЛНЦЕ (Natosapi).
     В 1873 году старший сын Кроуфута был убит в ходе рейда на лагерь кри, и вождь возглавил крупный отряд мести, которому удалось убить вражеского воина. Это было последнее военное дело Вороньей Ноги. Через несколько месяцев в период временного перемирия между черноногими и кри, Кроуфут встретил индейца кри, который имел поразительное сходство с его умершим сыном. Он принял этого человека, который был известен среди кри как Строящий Загоны -Poundmaker (Pрtikwahanapiwрyin), и дал ему имя своего мертвого сына, Makoyi-koh-kin (Волк Тонкие Ноги). Затем Паундмакер вернулся к родному племени, где стал вождём, и на всю оставшуюся жизнь остался близким другом Кроуфута. 

    В 1870-е годы американские торговцы начали вторжение в западную Канаду, продавая индейцам виски и многозарядные винтовки. В результате сотни краснокожих умирали от алкоголя и межплеменных войн. Когда Кроуфут узнал, что в 1874 году была организована Северо-Западная Конная Полиция (NWMP) и, что она движется к его охотничьим угодьям, он приветствовал её, как необходимую для решения серьезной проблемы. В декабре 1874 Кроуфут впервые встретился с Джеймсом Фарквхарсон Маклеодом, помощником комиссара NWMP, и они стали друзьями. В основном под их влиянием,  поселение белых на территории черноногих произошло без насилия. Маклеод настаивал, чтобы права черноногих уважались, а Кроуфут призвал своих людей  поддерживать дружественные отношения с полицией.
Хотя на самом деле он был одним из двух главных вождей племени черноногих, полиция считала его лидером всей нации Блэкфут. На самом деле, блады были больше, чем племя черноногих, и все три народа Конфедерации управлялись независимо, но имелась путаница между понятиями- «племя Блэкфут» и «нация Блэкфут» – (в том числе племена кайна, пиеган, черноногие и их союзники сарси и гро-ванрты). К тому же впечатляющая роль Кроуфута как дипломата и политика, часто вызывали желание белых поставить его в положение, которое он на самом деле не занимал. Со своей стороны, Воронья Нога был достаточно осторожен, чтобы консультироваться в таких ситуациях со своими товарищами-вождями.
 
   В 1876 году, в период, когда в США велись войны с равнинными индейцами и американской кавалерией, в лагерь Кроуфута пришёл посланник сиу, чтобы предложить черноногим присоединиться к их борьбе. Посланник сказал, что после победы над американцами, сиу помогут черноногим истребить канадскую Северо-Западную Конную Полицию(NWMP). Воронья Нога не только отклонил предложение, но также сказал, что сам присоединится к полиции по борьбе с сиу, если они когда-нибудь придут на север. Новости об этом высказывании Кроуфута была направлена в Оттаву и в конечном итоге в Англию, где королева Виктория похвалила вождя за его лояльность.
    Некоторое время спустя, когда сиу бежали в Канаду после битвы у реки Литл Бигхорн, Кроуфут понял, что они пришли в качестве беженцев. Он встретился с СИДЯЩИМ БЫКОМ(Татанка Йотанка) во время изгнания вождя в Канаде, и когда он узнал на совете племени, что Бык стремится к миру с черноногими он с удовольствием принял от вождя предложенный  табак. Великий вождь сиу был настолько впечатлен им, что назвал своего сына Кроуфут. 
 
   В 1877 году Дэвид Лэрд, новый губернатор Северо-Западных Территорий, предложил черноногим, бладам, пиеганам, сарси, и стони провести переговоры с правительством Канады по Договору № 7. Эти племена включали людей, живущих там, где сейчас южная часть провинции Альберта. №7 был последним из договоров заключенным канадскими властями в 1870-х годах в программу для получения сдачи всех индейских притязаний на западные канадские прерии. В начале возник спор о месте встречи по проведению переговоров, блады и пиеганы предпочитали Форт Маклеод, а Кроуфут настаивал на Блэкфут Кроссинг в центре его собственной территории. Правительство присоединилось к требованиям Кроуфута, но ведущие руководители кайна и пиеганов  угрожали, что не придут туда. Переговоры начались 16 сентября, Кроуфут считался главным из присутствующих вождём, и в течение следующих четырех дней вел дискуссии. Когда блады с пиеганами наконец прибыли, они присоединились к Вороньей Ноге и совещались всю ночь. К рассвету, все ведущие руководители согласились с условиями договора, а из-за роли Кроуфута во время переговоров и его благоприятного отношения к пакту, ему было предложено ответить за весь народ черноногих.
    Вскоре после заключения договора, многие индейцы начали сомневаться в мудрости своих действий. Гибель трёх видных вождей, уничтожение обширных пастбищ  прерийными пожарами и исчезновение бизонов считались жестокими приметами. К лету 1879 охота стала настолько бедной, что многие из черноногих голодали и были вынуждены следовать за последними стадами бизонов в Соединенные Штаты. Кроуфут привёл своё племя в Монтану, где без присутствия NWMP, они вновь подверглись проблемам распространения  виски, кражи лошадей и межплеменным войнам. В течение этого времени договор черноногих с сиу был нарушен налетом конокрадов на лагерь Вороньей Ноги.

    Нестабильности добавил Луи Риель и его последователи, которые посетили зимний лагерь черноногих и делали попытки распространить среди них недовольство. После уничтожения последних стад бизонов, черноногие столкнулись с голодом, который в 1881 году заставил племя вернуться в Канаду. 
    Вернувшись, Воронья Нога узнал, что государственное учреждение «NWMP» отвечавшее за его народ было изменено в недавно созданный «Департамент по делам индейцев». В течение следующих месяцев он пришёл к выводу, что новые администраторы оказались черствыми в своей заботе об индейцах. Злой и разочарованный, в первый раз он открыто бросил вызов полиции в начале 1882 года, когда они попытались арестовать незначительного вождя племени черноногих. Кроуфут стал недоверчив к правительству и NWMP, а когда кри и агитаторы-метисы  начали посещать его лагерь, он узнал, что такие же проблемы распространены по всей территории Запада.

     В 1884 году после того, как один из последователей Риеля был арестован в лагере черноногих, индейский комиссар Эдгар Дьюдни пригласил Кроуфута и других вождей черноногих посетить города Регину и Виннипег. Комиссар надеялся, что вид большого белого поселения разрушит убеждение индейцев , что их больше, чем белых.
    Видимо это оказало большое влияние на поведение Кроуфута во время Северо-Западного Восстания 1885 года. Несомненно, его симпатии находились на стороне кри, во главе с БОЛЬШИМ МЕДВЕДЕМ(Mistahimaskwa) и собственного приёмного  сына «СТРОЯЩИЙ ЗАГОНЫ», но он считал, что те не смогут победить. Кроме того, ни пиеганы ни блады не стали бы поддерживать своих наследственных врагов кри, а племя кайна даже предложило направить воинов, чтобы сражаться за правительство. На самом деле, в течение первых нескольких дней восстание, Кроуфут был уклончив с правительственными чиновниками и с гонцами восставших, которые посетили его лагерь. Только после того как он установил, продолжавшуюся враждебность бладов и пиеганов, а также услышал обещания правительства, вождь, наконец пообещал свою верность короне.
     Тем не менее, во время восстания выражалась значительная тревога в отношении лояльности Нации Блэкфут. В какой-то  момент жители Калгари  испугались, что будут атакованы, и отец Лакомб отправился в лагерь Кроуфута для расследования. Он сообщил, что несмотря на частые сообщения от индейцев кри и тот факт, что Паундмакер находился в центре этих событий, Воронья Нога с черноногими не намерены присоединяться к конфликту. Когда эта новость была передана в Оттаву, генерал-губернатор, господин Лансдаун, от имени королевы выразил благодарность Кроуфуту, а кабинета сэра Джона А. Макдональда аплодировал вождю черноногих.
    В следующем году (1886) в знак признания их лояльности, Кроуфут и его названный брат ТРИ БЫКА (No-okska-stumik) совершили с отцом Лакомбом турне в Монреаль и Квебек. Кроуфут  восхвалялся прессой и общественностью, его высокий величественный вид и классические индейские особенности создавали романтический образ «благородного индейца». По возвращении из Квебека, Воронья Нога остановился в Оттаве, где встретился с Макдональдом и дал ему индейское имя «Названный брат». 
 
   Хотя Кроуфут стал заметной канадской фигурой, но в течение последнего десятилетия своей жизни не был счастливым. Он сильно разочаровался в помощи своему народу от государственных служащих и должностных лиц. Его собственное здоровье ухудшалось, а личная жизнь была поражена серией трагедий. В течение жизни у Вороньей Ноги насчитывалось в общей сложности десять жен - как правило, одновременно три или четыре - его любимой женой была Sisoyaki (Режущая Женщина). Она сопровождала его в поездках в другие резервации и занимала в типи почетное место, рядом с ним. Но, несмотря на большое количество жен, только четверо из детей Кроуфута достигли зрелости. В племени, где мальчики были благодатными, у Вороньей Ноги был только один слепой сын, Kyi-i-staah (Дух Медведя) и три дочери,  выжившие в свои детские годы. Многие другие дети умерли от туберкулеза. Вдобавок ко всему, его приемный сын Паундмакер отправленный в тюрьму за участие в восстании 1885 года и выпущенный в 1886 по просьбе Вороньей Ноги, скоропостижно скончался в его лагере четырьмя месяцами позже. Последние три года жизни Кроуфута прошли спокойно в посещении старых друзей в соседних резервациях. В 1887 году он помогал КРАСНОЙ ВОРОНЕ (Mekaisto), главному вождю бладов, в предотвращении набегов его воинов на гро-вантров, а в следующем году он отправился в Монтану, где безуспешно пытался организовать мирный договор с ассинибойнами. Из-за сильного  ухудшения зрения зимой 1889-90 гг. Кроуфут оставался в своей резервации и умер весной. Воронья Нога скончался от туберкулеза в Блэкфут Кроссинг 25 апреля 1890 года. Его обязанности вождя взял на себя названный брат Три Быка, но ни он, ни последующие руководители не достигли престижа или влияния Вороньей Ноги.
Hugh A. Dempsey

Can., Parl., Sessional papers, 1876, VII, no.9: 23–24. Morris, Treaties of Canada with the Indians. Macleod Gazette and Alberta Livestock Record (Fort Macleod), 22, 29 May 1890. H. A. Dempsey, Crowfoot, chief of the Blackfeet (Edmonton, 1972). C. E. Denny, The riders of the plains: a reminiscence of the early and exciting days in the north west (Calgary, 1905). Katherine Hughes, Father Lacombe, the black-robe voyageur (Toronto, 1911). J. [C.] McDougall, On western trails in the early seventies; frontier pioneer life in the Canadian north-west (Toronto, 1911).
http://www.biographi.ca/009004-119.01-e.php?id_nbr=5604

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте*