Это позволяет выбратьА - продолжение

Владимир Шилин
АНЕМОГРАФИЯ – разновидность гипотенузы (от гр. «тянущая»), иллюзия движения ветра и звуков ветра, часто создаваемых с помощью ономатопеи и ритма.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.            А. Пушкин
АНИЗОМЕТРИЯ –  использование ассиметричных речевых единиц (слов, фраз, стихотворных строк), не равных в метрическом отношении или по количеству слогов. А. лежит в основе вольного и разностопного стиха.
АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ метафора – метафора, где что-то сравнивается с животным: голоден как собака.   
АНИМИЗМ – наделение природы или природных сил человеческими качествами:
«Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои» (Н.Некрасов).

АНИМЛЕТ  — твёрдая поэтическая форма двухрифменная, написанная ямбом с мужскими рифмами. Рифмовка ааабба, стихотворение состоит из трёх частей – терцет, дистих и моностих. Первое –  мысль Героя  (А. не может быть безличностным, пишется от первого лица) или описание происходящего с ним. Второе –  что ему нравится, что ему не нравится, неприятное или отражается ненависть к мыслям и поступкам. Третье – то,  что, по мнению героя, победит опасность. А. обязательно должен быть наивным, искренним, с яркой мыслью в конце.
Всё было для тебя – цветы,
Их мёд и нежные листы
В объятьях сонной темноты
Ты вырос, смог меня забыть,
И вот пришёл, пришёл срубить.
И пусть, ведь это будешь ты…        В. Иванова

АНКИТ-НАТ – в Индии сиамский жанр одноактной драмы.
АН-НАХДА – в Египте социальное и культурное обновление в начале XIX в.
АН-НАХДА аль-адабийя – в сирийской литературе XIX в. период подъёма. В поэзию стали пробиваться ростки просветительского мышления.
АННАЛЫ – запись событий по годам.  Соответствуют русским летописям.

АНОНС – предварительное краткое сообщение о предстоящих публикациях прозаических, поэтических, публицистических и других произведений того или иного писателя в журнале, альманахе. Как правило,  А. носит рекламный характер с целью привлечь внимание читателей.

АНТАПОРИЯ – ответ вопросом на вопрос.
АНТАНАКЛАЗА – повтор слова в разных значениях. (См. также ЭПАНОД).

АНТГИПОФОРА – фигура, где приводится положение противника, для дальнейшего опровержения его возражением:
«Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл я, но исполнить».  («Евангелие»).

АНТЕНАНТИОЗИС – преуменьшение через двойное отрицание:
   Сын
И дама к нему не без склонности.
    Советница
Ах, душа моя, не без склонности! Скажи лучше,
влюблена  до безумия.                Д.Фонвизин

АНТИДАКТИЛЬ – в античной метрике простая стопа, четырёхморная: краткий+ краткий+ долгий. А. тождествен анапесту.
АНТИЙСКИЙ дух – в Бирме песенные стилизации, свойственные творчеству Мьявади У Са (1776-1852), известного литератора XIX в.

АНТИКАТЕГОРИЯ – возражение, в котором обвинение противника оборачивается против него.
    Дорина
Послушать  проповедь настырного святоши,
Так плохи будут все, лишь он один хороший.
С утра до вечера он поучает нас.
    Г-жа  Пернель
И он, конечно, прав. В грехе ваш дом погряз.
Вас этот человек ведёт на путь спасенья…                Мольер   

АНТИМЕРИЯ – 1. Употребление одной части речи вместо другой:
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит.                В. Жуковский
 2. Замена одной части речи другою.
Когда могущественный ром
С плодами сладостной Мессины,
С немного сахара, с вином,
Переработанный огнём,
Лился в стаканы-исполины!                Н. Языков

АНТИМЕТАТЕЗА – антитеза, элементы которой повторяются в обратном порядке:
Деньги есть – товаров нет, товары есть – денег нет.
АНТИПЕРСОНАЛИСТСКАЯ концепция – эта концепция в литературе отвергает личностное начало. Она тяготеет к тому, чтобы воспроизводить человеческую реальность как чудовищную. Авторы концептуализируют объект как ничем не контролируемую «машину желаний».
АНТИПРОЗОПОПЕЯ – уподобление живого неживому: человека в виде неодушевлённого предмета: старый пень.  «Я сам – уста твои, безгласные как камень!» (М. Волошин).

АНТИПТОЗИС –   замена одного падежа на другой.
Сказать ли вам моё несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье
Вы собираетеся вдаль?                А. Пушкин
АНТИРЕЗИС – аргументированное отрицание какого-либо авторитета, критика чьего-либо мнения.
АНТИСАГОГА -- противоположение, выведение, против, усиление антитезисным противопоставлением: Почему ты не пришёл? А разве я обещал прийти?
АНТТИСОВЕТСКАЯ литература -- одно из проявлений антисоветизма, т.е. система взглядов, направленных против советской власти, советского образа жизни. К таким
произведениям относятся книги, написанные как в нашей стране, так и за рубежом.
Сюда можно отнести произведения З.Гиппиус, стихотворение О.Мандельштама "Мы живём, под собою не чуя страны", книги И.Бунича и Т.Каэнси.
АНТИТЕТИЧЕСКИЕ созвучия -- неравносложные рифмованные стихи:
                Начало виршем
                Ятежным вещам,
                Их же разумно почитаем
                И слагателя книги потом уразумеваем (С.Шаховской 1603).

АНТИСТАСИС – состоит в комбинации с контрастным противопоставлением: 
«У одних поэтов есть имя, у других – только имя и отчество»   (В.Ситков).
АНТИСТЕКОН – состоит в замене одной буквы в слове. Может быть: описка, опечатка или нарочитость: афёра вместо – афера.
АНТИТЕТИЧЕСКАЯ  анноминация –  противопоставление понятия, выраженного другим словом того же корня. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».  (А. Грибоедов).

АНТИТЕТОН1 –  антитеза, определяющая композицию произведения: «У сильного всегда бессильный виноват…» (И.Крылов).
АНТИТЕТОН2 –  1. Противопоставление предметов друг другу. «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.» (А.Сумароков). 2.Объединение противоположностей. «Если же в боренье огонь и вода, –  жар влажный, возникнув,/Всё создаёт: для плодов несогласье согласное – в пользу…»  (Овидий).
АНТИТРАДИЦИОНАЛИЗМ –  отрицание некоторыми литераторами и литературоведами  принципа преемственности в литературе как эпигонства. Это сейчас составляет своего рода парадоксальную традицию (по Б. Грейсу).

АНТИЧНАЯ литература – древнегреческая (VIII–V вв. до н.э.), эллинская (III–I  вв. до н.э.), римская (V в. до н.э.– V в. н.э.).
АНТИЧНАЯ поэтика –  Гораций (65-8 до н.э.) в стихотворной форме выразил суть античной поэзии – услаждать, трогать и учить. А.п. – впервые разделила литературу на роды. Она не была нормативной и учила описывать произведения поэзии.
АНТИЧНАЯ эстетика –  для неё характерен подчёркнутый космизм. Он выступал как воплощение наивысшей красоты. Все предметы должны были соответствовать ему в той или иной мере. А создаваемая человеком вещь рассматривалась как подражание природе. Период расцвета  А.э. V-IV вв. до н.э.

АНТИЧНОСТЬ –  время греко-римской культуры от VIII в. до н.э. до VI в. н.э.
АНТИЧНЫЕ строфы – строфы из логаэдических стихов. Обычно четверостишия или сдвоенные двустишия, не рифмованные, алкеева или сапфическая строфа, асклепиадова строфа, гликонов стих.
АНТИЧНЫЙ реализм – античность объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно-фантастический взгляд на мир, содержащий стихийную диалектику. Для реализма античности характерны героическая концепция человека, утверждение единства личности и общества, гармония внутреннего мира индивида.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ аспект тематики –  включает в себя собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчуждённость и причастность, гордыня и смирение и т.д.);  сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека как либидо, жажда власти, материальные блага, комфорт и т.д.; то, что определяется в человеке его полом – мужество, женственность;  и возрастом – детство, юность и т.д.; и, наконец, надэпохальные ситуации человеческой жизни, устойчивые формы существования: труд и отдых, будни и праздники, мирная и военная жизнь и т.д.

АНТРОПОМОРФНАЯ метафора –  основана на сравнении предметов, растений, животных с человеком.  «Лесных котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов» (Н.Гоголь).
АНТРОПОНИМИКА – раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, их происхождение, развитие и функционирование – имя, отчество, фамилию, прозвище.
АНТРОПОНИМИЯ  –  раздел ономастики; выясняет смыслы, которыми «чреваты» и «лучатся» имена героев, персонажей (например, Адам – человек). В последнее время предметом специального филологического внимания стали и судьбы авторских имён.

АНТЭПИФОРА – кольцевой повтор стиха, словосочетания или  фразы.
АПАДЬЯ – своеобразный жанр, прозопоэзия, созданный в Индии Р.Тагором (1861-1941).
АПАГОРЕЗИС -- текст, содержащий запрет, отговаривающий, иногда со скрытой угрозой: Огуречик, огуречик, НЕ ХОДИ НА ТОТ КОНЕЧИК.
АПЛЯТИВНАЯ перифраза – перифраза имени: «певец Фелицы» (А.Пушкин) вместо Державин.
АПОГРАММА  –  раскрытие точного смысла слова или словооборота, а так же намёка на него (М.Горте).
Мы кой в чём поднаторели:
Мы тарелки бьём весь год.
Мы на них  собаку съели, –
Если повар нам не врёт            В. Высоцкий

АПОДИОКСИС –  отклонение неугодного аргумента как ложного или не ко времени сказанного.
   Григорий  (читая указ)
«И царь повелел изловить его…»
   Пристав
И повесить.
   Григорий
Тут не сказано повесить.
   Пристав
Врёшь: не всяко слово в строку пишется.
Читай: изловить и повесить.               А. Пушкин

АПОДОСИС – алогизм, парадоксальное утверждение: «возлюбите врагов своих».
АПОКОЙНУ – анациклическое чтение, дающее тот же смысл:  На гимнастов посмотри,/ Это «ТРИ Петровы ТРИ» (С.Маршак, 1887-1964). На А. основаны анациклические тексты.

АПОКРИЗИС – опровержение возможных подозрений с помощью вопросов и ответов:
Будет сердиться?  Смолчи. 
АПОМНЕМОНЕСИС – фигура цитирования как разновидность аргумента.

АПОПЛАНЕЗИС –  уклонение от логического развития окончания путём перехода к другой теме.
АПОПЛИКАЦИЯ – приём, когда для построения текста используется устойчивый оборот: мели, Емеля, про свет в конце тоннеля. Фрагмент текста, без указания, откуда он взят.

АПОРИЯ – притворное недоумение,  когда автор как бы борется сам с собой, считая своё предложение очень важным, но помочь ему должны слушатели. «Как тебя обозвать, я не знаю: «простец» или «глупый», или «безумец» – в любом имени виден твой нрав» (Эберхард,  1909-1931).
АПОСИОПЕЗА – прерывание фразы на середине, оставляя не высказанное на суд читателя.
Плыть. / Но куда ж нам плыть?..       А. Пушкин

АПОФЕОЗ – торжественное прославление лица или события.
АПОФОНЕМА -- скрытое, явно не выраженное поучение.
АППЕЛЯТИВНЫЙ перифраз -- название вместо фамилии автора его самогд известного произведения: автор "Войны и мира".
АППЛИКАЦИЯ – использование в тексте произведения в качестве цитаты пословицы, поговорки, прозы или стихов в прямом или переделанном виде:
На критиков я еду, не свищу,
Как древний богатырь, а как наеду…
Что ж? поклонюсь и приглашу к обеду.    А. Пушкин

АППОЗИЦИЯ – использование уточняющего, характеризующего или поясняющего оборота.
АПТРОНИЗМ – уточняющая фамилия: полковник Майоров.
АРАБО-МУЧУОТМАНСКАЯ эстетика -- совокупность эстетических идей  в эпоху средневековья, созданных мыслителями Востока, принявшими ислам. Эстетика развивалась в русле естественно-научных, философских, теологических, филологических, литературно-критических и искусствоведческих теорий  и отражала культуру, характеризовавшуюся большим удельным весом светских элементов. Прекрасное -- это качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, также проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу. Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их близостью  "человеческой природе". Специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определённому кругу объектов эстетического созерцания психофизиологические основы восприятия видимых форм. Писалось о красоте мироздания.
АРАБСКАЯ поэзия --  делится на два основных типа: рифмованная или размерная проза. Причём первая (рифмованная) значительно предшествует. Она находится в пределах пятнадцати различных метров, собранных и объединённых аль Фарахади в своём труде "Наука аруда". Чуть позднее аль Ахфаш добавил ещё один метр. Процедура изменения стихотворения очень строгая. В рифмованной поэзии каждый бейт должен оканчиваться одной и той же рифмой (монорим). А.п. делят на категории: классическая и современная. Доисламская поэзия большое внимание уделяла красноречию и формулировке стиха, чем стихотворению в целом. По этому
строки были плохо связаны между собой. Они также были романтическими или ностальгическими. В них поэт вспоминал о своей любимой. Вот некоторые поэтические темы: модих -- панегирик, хиджа -- пасквиль, ритха -- элегия,
васф -- описательные стихи, хаваль -- гомилетика (искусство беседы), фахр -- хвастовство, хамас -- винные (застольные) стихи.
АРАБСКАЯ проза (тюркская)-- в поэтике предусматривалось по по правилам НАСР три вида: наср мурадджас -- соблюдает метр, но не имеет рифмы; наср мусадджас -- рифмованная проза; наср и ари -- свободная проза.
АРАГОНСКАЯ школа поэтов -- ренессагсно-классицистическое течение в испанской поэзии 16 в., созданное братьями Ахенсоло. Для  неё характерно стремление в
поэзии сохранить традиции Возрождения, решительное неприятие как культизма, так и кончерватизма.
АРАКИНЫ – в Нигерии каста сказителей и музыкантов.
АРАНЬЯКИ – в Индии «Лесные книги», в них большое внимание уделялось созерцанию природы.

АРБЕРЕШСКИЕ поэты – жившие на юге Италии и на Сицилии итало-албанские поэты. Их творчество вдохновлялось идеями национального освобождения, а поэзия  развивалась
в русле романтизма. На А.п-ов влияла европейская романтическая поэзия, в частности, итальянская. Но основой для них, всё же, оставался национальный романтизм, культ исторического прошлого  албанского народа.

АРГО – жаргонное выражение, принадлежащее узкой группе людей: Редиска – плохой человек.
АРГОЛОГИЯ – ненужная пространность речи, использование слов-сорняков: вот, ну, как бы.
«АРГОНАВТЫ» —  кружок студентов Московского университета, созданный в 1903 -1905 гг. А.Белым, разделявших его взгляды на символизм. В кружок входили: Эллис (Л.Кобылянский), В.Владимиров, С.Соловьёв и др. «А» воспринимали не только идеи Вл.Соловьёва, но и Ницше.

АРГОТИЗМ – жаргонное выражение, заимствованное литературным языком.
АРГУМЕНТАЦИЯ – фигура мысли, состоящая в приведении доводов для доказательства чего-либо.
ARGUMENTUM – повесть, рассказ;  предмет, содержание, тема; сценический показ, театральный спектакль.

АР ДЕКО – художественный стиль, преимущественно в дизайне.  Ориентировался на формы, существовавшие до Первой мировой войны. Тяготел к салонной роскоши.
АРЕИТО – кубинские народные танцы и песни на самые разные темы их истории.

«АРЗАМАС» —  Арзамасское общество безвестных людей – литературный кружок в Петербурге (1815–1818 гг.), сторонники литературных реформ Н.М.Карамзина. Писали речи, сатиры, пародии, послания. Участники «А.» носили прозвища. Например, В.Жуковский – «Светлана», А. Пушкин – «Сверчок», Д.Давыдов – «Армянин».
АРИЭЛИЗМ (гений духовности и идеальности) – философско-культурологический контекст латиноамериканской литературы ХХ в. Модернистские концепты Х.Кортасара (1914-1984).

АРКАДИЯ – в идиллической поэзии «счастливая страна пастухов».
«АРКАДИЯ» – итальянская академия литературы. Основана в Риме в 1690 г. Её задачей стала  борьба против маринизма и сечентизма,   искоренение дурного вкуса и  возрождение  великой итальянской поэзии. Однако поэты «А.» сознательно  устранились от разработки нравственной и политической тематики, что  увеличило разрыв между литературой и жизнью. Но в духовной жизни XVII- XVIII вв. «А.» сыграла большую роль. Крупнейшая фигура «А.» – Джан Винченцо Гравина (1664-1718).

АРМЯНСКОЕ возрождение – период в развитии армянской культуры X–XIV вв.  обновляются  старые жанры, возрождается историография, возникают значительные исторические труды. Большой подъём испытывает поэзия (Г.Нарекаци, Г.Пехлавуни, В.Анеци и др.).
АРМЯНСКОЕ средневековье --  древняя армянская литература начала своё развитие с 406 г. В этот период создавались как светские, так и религиозно-церковные произведения -- трактаты, речи. В литературе V в. лидирует историография, создаются жития. Но уже Давид Кертог создаёт стихотворную обработку эпоса
"Давид и Аждаак".
АРОКАН – у нигерийцев  сказитель. Он составлял и передавал из поколения в поколение дворцовые хроники.
АРОМАТЫ в литературе -- "движущей силой обонятельности является также переосмысление, когда переосмысление, когда представление о мире не разрушается, а обогащается новым содержанием. Смысл запахов вносится извне, как внешнее принудительное начало. Они самовозникают в сознании субъектов культуры (А.КОСТЮКОВ). Так у А.Гончарова запахи -- это ароматический рай на земле Природные запахи сопровождают важнейшие собыытия в жизни героев.
АРОМЕДЕЛЬЮШ – в Португалии романсовые персонифицированные сценки.

АРТЕФАКТ1 — внешнее материальное произведение, материальный объект. В литературном произведении можно различать  А. и эстетический объект. Художественное творчество в целом – единство эстетического объекта и артефакта. Первый составляет сущность произведения, второй гарантирует его стабильность, сохранность. Литература относится к авторскому типу культуры, поэтому может также называться А. Термин предложен в 1834 г. С.Т.Кольриджем (1772-1834).
АРТЕФАКТ2 – в художественной культуре первоначально обозначал объекты, специально созданные для существования в сфере искусства. Использование предметов, для искусства не предназначенных: техника, утиль, предметы быта и т.д.  В модернизме искусственно созданный продукт.

АРТИЗАЦИЯ – театрализация  событий политической, общественной, культурной жизни, отношение к действительности как к искусству. На Западе А. считается высшей формой массовой культуры.
АРТИСТИЧЕСКИЙ кружок – существовал в Москве в 1863-65 гг. во главе с А.Островским, В.Одоевским, Н. Рубинштейном, и др. В  А.к. читали новые произведения, обсуждали их. Его целью было сближение членов организации, расширение их знаний в области искусства, помощь молодым авторам и оказание материальной помощи нуждающимся.

АРТИСТИЧЕСКОЕ письмо – одно из требований Гонкуров к писателя – это живописное письмо. Ему свойственны метафоричность, насыщенность образами,  сравнениями. Должна быть игра красок, умение передать неуловимые оттенки в природе и характере человека.

АРТ-ПРАКТИКА – в искусстве  модернизма придание старым вещам нового смысла.
АРТУРОВСКИЙ роман – романы Круглого стола, разновидность рыцарского романа, возникшего на основе легенд и латинских хроник в XIII в

АРТЭСКАПИЗМ (АРТЭСКЕЙПИЗМ) – осознанный или бессознательный уход от художественного творчества. А так же сопротивление по отношению к образному освещению действительности. Во французской литературе бегство от искусства.
АРТХАУС – характеристика художественного творчества, ориентированного на подчёркнуто субъективное авторское видение, нестандартное.
АРУЗ -- система стихосложения стран Ближнего и среднего востока. Теория впервые
была разработана в трудах арабского филолога Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди.
По своему количеству слоги А. распределяются на две группы -- краткие(открытый слог с кратким гласным u)и долгие (открытый слог с долгим гласным или закрытый слог с кратким гласным). Комбинация долгих и кратких слогов образует стопу --
ритмообразующий элемент стиха насчитывает до восьми стоп. Различные сочетания 
этих стоп создаёт 16 основных метров:
U --]U -- -|U --- тавиль   
-- U -|-- U -|- U - басит
- U --|- U --|- U --мадид
U - UU -|U - UU -|U -- вафир
UU -U -|UU - U -|UU-U - камиль
U ---|U ---|U ---|U ---хазадж
- U --|U ---|U ---|U --- рамаль
--U -|--U -|-- U -|-- U - раджаз
-- U -|-- U -|---U- сари
--U|---U|--U- мунсарих
- U--|--U-|-U-- хариф
U---|-U-- муари
---U|---U- муктадаб
--U-|-U-- муржатас
U--|U--|U--|U-- мутакариб
-U-|-U-|-U-|-U- мутадарик
Стопы могут подвергаться метрическим изменениям (так наз. зихафы),которые сводятся преимущественно к тому, что некоторые слоги могут иметь произвольную
длину(Х). С учётом данного обстоятельства общая схема, например, метра тавиль
может быть приблизительно записана таким образом:
        U-X|U-XX|U-X|U-XX

АРХАИСТЫ и НОВАТОРЫ – сторонники древних и новых языков в литературе, борьба за  создание  литературного языка в стране.
АРХЕОГРАФИЯ – вспомогательная наука по отношению к литературе. Изучает древние письменные памятники.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип сознания -- слово не утратило магической функции. Этическая функция лишь осмысливалась, завоёвывала позиции. Влиятельна фольклорная традиция, распространено коллективное творчество. Преобладает мифическое художественное сознание. Отсутствует критика творческих штудий, художественно-творческих программ.
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ сюжет –   сюжет единого действия, в котором события движутся от завязки к развязке и выявляются конфликты преходящие, локальные.Это позволяет выбрать нужный фокус, заострить нужные детали Сюжетом может быть образ-символ ( камень, море, дом), великая личность(А.Македонский, В.Ленин),тип героя(мать, дитя)ЭЬ ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ(фАУСТ, ДЕМОН).

АРХИВ – в культурологии это сильно дифференцированная общая система формации и трансформации высказываний.
АРХИТЕКТОНИКА стиха -- особенности структуры строения стиха: стихотворный размер, композиционное развёртывание, строфическое членение,строфическое или не строфическое построение, ритмический рисунок, количество строф, стихотворные окончания. Выделяется несколько видов архитектоники стихотворной речи:  строфический стих, парной рифмовки, сплошной безрифменный, одиночные строфы.
Есть также представление о стихе, как целостности, включающей все эстетические составляющие и личность автора, его самоощущение.
АРЬЯ – стихотворный размер в индийской литературе. Первая строка состоит из тридцати матр, во второй – цезура после двадцатой матры. Затем краткий слог, такт в четыре матры и полутакт в две матры.
АСКЕТИЧЕСКИЙ стиль – стиль польского поэта Т.Ружевича (1921-2014), писавшего после второй мировой войны. Его стиль лишён метафор и излишней образности.

АСКИЯ (острословие) – жанр узбекского народного творчества: комический импровизационный диалог.
АСПЕКТ сравнения – сходство основного и вспомогательного субъекта метафоры: золото волос.
АСПЕКТЫ художественного творчества – опираясь на классическую эстетику и работы современных теоретиков искусства, выделяют три А.х.т.: эстетический, познавательный и миросозерцательный (аспект авторской субъективности).

АССИМУЛЯЦИЯ – притворное испытывание затруднений в речи: Как бы это получше сказать.
АССОЦИАТИВНАЯ поэзия -- невольное подсознательное нанизывание мельчайшего бисера
чувств и восприятий на мимолётно застывшего в небе ангела, и этот сон неба, воплощённый словаит, ибо влюблённость с её распростёртыми крыльями и летящим взглядом, невольная устремлённость в высокие горы, этажи, крыши. В А.п. нет логики, продуманности строф и строк, философской простоты.
      Мой голос -- выпитый сосуд
      Который египтянки плечи
      К бассейну чувственно несут   Немо
Поэзия призвана вызывать эмоции, следовательно она является ассоциативной. Термин признан в конце ХХ вв. Поэты мыслят не только образами, но и ассоциациями -- это нечто непроизвольно возникающее Порой пишут то, что приходит в голову --
образы формируют поэзию, которая у читателя может создавать образы. Для А.п. существенен семиотический способ существования превентивных текстов. В данном случае знаком текста служит цитата, аллюзия и метафора.
АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОЕ мышление -- высшая степень познания человеком действительности, чувственных ощущений и представлений в образах.
АССОЦИАТИВНЫЙ образ – образ, возникший в результате неожиданного сочетания далёких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью.
АССОЦИАЦИЯ вольнодумцев – группа поэтов имажинистов. Организована в Москве в 1919 г.  В неё входили С.Есенин (председатель с 1920г.), А.Мариенгоф, Р.Ивнев,  В.Шершеневич, М.Ройзман и др.  А.в. явилась хорошей творческой и культурно-просветительской школой.  Её задачей было изучение новой жизни, создание стихов о ней, организация лекций, выставок митингов. А.в.  ликвидирована в 1924 г.
АССОЦИАТИВНЫЙ символизм -- такую поэзию связывают с творчеством И.Анненского.
По сорвам В.Иванова, это поэтика недосказанного намёка.

АССОЦИАЦИЯ пера – ливанское литературное объединение. Создано в 1920 г. в США писателем Амином ар-Рейхани (1876-1940). Целью А.п. было превратить национальную литературу в активную общественную силу, связанную
с жизнью народа.
АСТРОТЕЗИЯ – образное описание звёзд.
АСФАЛИЯ – приём, состоящий в том, что человек клянётся сам собой: даю голову на отсечение, что всё так.

АСХЕМАТОН – сознательное или случайное отсутствие в речи тропов и фигур.
АТАБА –  жанр арабской жалобной песни-диалога.
АТОНИЧЕСКОЕ ударение -- перестановка ударения в слове: мУзыка -- музЫка
АТТИЧЕСКАЯ комедия -- пользовалась типичным комплексом масок: хвастливый воин, учёный-шарлатан, пьяная старуха, шут. В основе сюжета лежала окружающая жизнь. Рер могла затрагивать политику, культуру, свободно обличала конкретных людей.
АТТИЧЕСКАЯ соль – тонкое остроумие.
АТЕМШИ, ТАРХИУЛ, ИЗЛИ – марокканские короткие песни, состоящие из фразы, разделённой ритмически  на два полустишия без рифмы и ассонанса.

АТРИБУТИЗАЦИЯ – нанизывание эпитетов.
АУДИОКНИГА – озвученное литературное произведение. Упрощённый способ восприятия художественной литературы.
АУКСЕЗИС – упорядочение слов или отрезков речи в порядке возрастающей силы: «В глазах потемнело, дух захватило, умираю, умер, похоронен»    (Мольер).
АУКТОРИАЛЬНЫЙ-АКТОРИАЛЬНЫЙ –  такой тип повествования, когда в первом случае центром ориентации для читателя в «фиктивном мире» становится сам автор. А во втором случае читатель воспринимает мир через сознание одного из персонажей.

АУРА – атмосфера, которую как бы излучает произведение искусства, в которой происходит его восприятие.
АФЕРЕЗА – опущение звука или слога в начале слова: Лизавета вместо Елизавета.      
АФРОАМЕРИКАНИЗМ – тенденция на Гаити в области литературы: обращение к социальным и национальным темам, героике и фольклору.

АФФЕКТИВНЫЕ влечения – состояние крайнего возбуждения, вызванного чтением. Бывает намеренным и злонамеренным.
АФФИЛИАЦИЯ – отнесение текста к жанру, направлению.
АФФИРМАЦИЯ – подтверждение, утверждение: «Нет, я не Байрон»  (Лермонтов).
АФФИЦИРОВАТЬ – возбуждать, влиять. Для того, чтобы о чём-то написать, надо чтобы это что-то произвело на душу сильное влияние.

АХУЗЫРТХЬЮ  (обличитель) – абхазский народный певец, обличитель царских  чиновников.
АЦИРОЛОГИЯ – неточность речи, смешение близких по звучанию слов: Как ныне собирает вещи  Олег.
АШТЫРТ – модный жанр иракской поэзии XVI в.
АШ-ШИР АЛЬ-МАНСУР – новый литературный жанр сиро-американской школы. Жанр стихотворения в  прозе, близкий к верлибру.
АЭТ – автор экранных текстов. Такие тексты составляются для актёров, которые дублируют иностранные фильмы.