(Большее количество иллюстраций см. на сайте http://olgutsol.livejournal.com/2016/05/15/ )
В г. Годалминг (Godalming) в графстве Суррей (Surrey ) мы поехали специально, чтобы увидеть сады, созданные Гертрудой Джекилл.
И мы увидели один такой сад.
Первое впечатление было: ничего особенного, сад похож на все английские маленькие сады.
И только через какое-то время я вспомнила, что такое же впечатление у меня было от фильма «Бриллиантовая рука», который я вздумала посмотреть еще раз через много лет после его премьеры. Все шутки в нем мне показались шаблонными. Все эти «Эм и жо», «клиент созрел», « не виноватая я, он сам пришел», «управдом – друг человека» и т.п. И только через какое-то время я догадалась: да это же первоисточник! Все эти фразы впервые были произнесены именно в этом фильме! И из него уже разошлись так широко, что стали поговорками.
Так и тут – я стояла посреди первоисточника, приемы которого разошлись так широко по миру, что уже стали для всех привычными. Ведь Гертруда Джекилл ( Gertrude Jekyll), классик ландшафтного дизайна, умерла еще в 1932 году на 90-м году жизни!
Вот это деланье поляны, игра в то, что вокруг не высокая стена, за которой шумит город, а поляна среди деревьев, которые спускаются к тебе ярусами, как лес спускается к траве опушкой. Эта игра формы и цвета – все это первой проделала она.
Гертруда Джекилл писала: «Небольшой сад, окружённый деревьями, обладает необыкновенным очарованием, он имеет характер спрятанного сада….. и между ним и его собственником всегда присутствует красивая небольшая игра — делать вид, что там вовсе нет сада, и быть в большей степени удивлённым, и получить большой восторг при обнаружении не только того, что он существует, но и что он очень мил».
Это только одна маленькая цитата из огромного числа написанных ею книг и статей.
Гертруда вдохновлялась импрессионистами, да она и сама была художником, и что интересно, живописные приемы она переносила в свои ландшафты как раз в то время, когда в своем саду недалеко от Парижа то же самое делал Моне. Идеи витали в воздухе…
В Годалминге есть музей, посвященный Гертруде Джекилл. Ей и ее архитектору …. Да, именно так я читала в англоязычной литературе: «Г. Джекилл и ее архитетор»… Совершенно невозможное для россиян сочетание профессий.
А было так: в 1889 г., в возрасте 46-ти лет она заказала Эдвину Лютиенсу (Edwin Lutyens) проект своего дома, который сразу сделал известным тогда еще двадцатилетнего архитектора. И дальше до самой смерти Джекилл они совместно разрабатывали проекты. Она вводила свои идеи в его здания, он - в ее сады. Так были придуманы многие приемы, которые у нас пока применяться не могут из-за совершенно другого коллективного сознания. Они свое сотрудничество сформулировали так: «Дом для сада, сад для дома».
К сожалению, в музее Гертруды Джекилл нельзя было фотографировать. А увидеть там можно было много любопытного. Например, восковые фигуры Джекилл и Эдвина, ими рисованные шаржи друг на друга.
Кстати, Эдвин Льютиенс строил в Англии не только частные дома, но и большие здания в центре Лондона, и даже вошел в число великих архитекторов Британии. Правда, об этом в музее Г. Джекилл ничего нет.
Но музейные работницы нас направили посмотреть памятник великой ландшафтнице. Есть, оказывается, и такой в г. Годалминге. И мы его увидели. Им оказался… бассейн. Так уж распорядились жители этого маленького города с 21 тысячей жителей: увековечили мемориалом своего соотечественника – погибшего радиста с Титаника, а в центре этого мемориала построили бассейн в память о Гертруде Джекилл.
Другой сад Г. Джекилл нам не удалось увидеть: у его хозяйки был неприемный день. Но сейчас одним из садов, сделанных великой ландшафтницей, владеет бывший россиянин Борис Березовский. Так что может быть, вам повезет, и он пустит вас, своих соотечественников, его посмотреть даже и в неприемный день…
Опубликовано в журнале "Проект Байкал" 2012\32.