Зарево 1-й мировой и гражданской войны гл. 12

Владимир Коркин Миронюк
                ЗАРЕВО
1-й  Мировой и Гражданской войны в Сибири и в Зырянском крае (ныне Республика Коми),
или
ПРИКЛЮЧЕНИЯ Александра Миланюка
 
*историческое повествование*


глава 12

Зал постепенно вступал с ним в дискуссию. Вот тогда ему здорово пригодился блокнотик с записями о боевых действиях в Поволжье и Сибири. Самый настырный слушатель в лоб спросил, дескать, будут ли их усилия на благо возрождения России поощрены, не останется ли незамеченным их участие в борьбе с большевистской заразой? К такому вопросу Миланюк не был готов. Потому честно сказал:
- Я не представитель Ставки. И не имею полномочий давать некие обещания. Однако, напомню, адмирал Колчак, являясь самой авторитетной фигурой в Белом движении, признанным Верховным правителем России, располагает золотым запасом империи. Это позволяет нашему движению вести деловые переговоры с Антантой о приобретении всего необходимого для нужд армии. Так что мы выполняем все взятые на себя обязательства.
Упоминание о золотом запасе благотворно повлияло на собравшихся. Ну, а на просьбу рассказать подробнее о самом известном сейчас военачальнике в здешнем регионе, подпоручик Миланюк дал обстоятельный ответ.
- На дворе берёт разбег 1919 год. Позади были  весьма бурные события. Одно время Красная армия брала верх, наш Восточный фронт было попятился вспять. К сожалению, даже дискутировался вопрос о передислокации Ставки из Омска в Иркутск. Однако, Белое движение сумело преодолеть трудности и теперь власть так называемых большевиков крепко пошатнулась. Мы упрочили своё положение, армия контролирует огромную территорию – от дальневосточья до отрогов Урал. Как офицер штаба одной из дивизий могу сказать, что самые достойные офицеры и солдаты движения удостоены Георгиевскими крестами и Георгиевским оружием. Завидна карьера наших талантливых военачальников, они пополнили генеральский корпус, среди них вы можете найти даже в недалёком прошлом штабс-капитанов и ротмистров. Временное правительство Сибири учредило, к слову, два ордена – это «Освобождение Сибири» и «Возрождение России». Эти награды имеют несколько степеней. Дамы гордятся кавалерами, на чьих мундирах новые ордена, где благородные металлы прекрасно сочетаются с драгоценными камнями.
Кто-то из зала с усмешкой бросил ему на чешском языке:
- На вашем кителе что-то не видно наград.
- Откуда же им взяться,- парировал Александр Миланюк,- на русско-австрийском фронте я пробыл недолго, меня ранило и контузило. Валялся в госпиталях. А потом, как владеющий  тремя европейскими языками – польским, чешским и венгерским, понимаю и немецкий, оказался здесь. Поверьте, я не штабная крыса, у меня немалый объём работы.
Другой голос из зала:
- Будет вам, не обижайтесь. Вы хотя и молоды, но уже понюхали пороху. Лучше расскажите нам про вашего генерала Каппеля, что он за человек и военный. Сейчас о нём ходят разные толки, вроде бы, даже якшался с большевиками. Так ли? Что он вообще за птица?!
- Тогда по порядку. Владимир Оскарович Каппель родился в апреле 1883 года в Тульской губернии в семье офицера, родом из Швеции, соратника знаменитого Скобелева, был награжден орденом святого Георгия. Владимир Оскарович гордился дедом по линии матери, тот также был русским офицером, участником героической обороны Севастополя. Он мечтал о военной карьере: за его плечами петербургский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище. Произведен в корнеты, служил в драгунском Новомиргородском полку. Затем успешно окончил Академию Генерального штаба. С 1914 года – фронтовик, от  капитана, вырос до подполковника, удостоен нескольких орденов. А потом в России началась вакханалия.
- Про то мы знаем, и далее, как он себя проявил? – голос из зала.
- В Поволжье, в Самаре  Каппель оказался в конце 1917 года. Естественно, как патриот родины, остро переживающий за развал России, он не мог быть в стороне от происходивших событий. И не мне рассказывать вам, как весной 1918 года вспыхнуло восстание чехословацкого корпуса, влияние которого распространялось вдоль Сибирской железной дороги, от Пензы до Дальнего Востока. Благодаря вашим решительным действиям большевики сыпанули вон из Челябинска, Омска, Сызрани, Самары, Владивостока. Такую ситуацию в Самаре не упустили представители разогнанного большевиками Учредительного собрания, создав правительство - так называемый Комуч - Комитет членов Учредительного собрания. Комитет сумел заявить о себе: формировалась армия. Правительство учло фронтовой опыт  Каппеля, предложив ему командовать ей. Владимир Оскарович  согласился, хотя взгляды эсеров ему чужды. Он твёрдо решил  воевать с большевиками. Под его началом тогда были небольшие отряды ваших подразделений и добровольцев-офицеров. А затем – бои.
- Господин лектор,  нельзя ли обрисовать ход военных операций? Мы знаем лишь о тех боях, где сами участвовали.
- Я не против. Приятно рассказывать о таком талантливом военачальнике, как Каппель. Значит так, внезапным ударом его отряд вышиб красных из Сызрани. Отряды Каппеля росли. Расширялась сфера боевых действий, в которых приняла участие Волжская речная флотилия. Власть правительства Самары упрочилась, а каппелевцы продолжали победное шествие. Так, 22 июня 1918 года они овладели Симбирском. А самая заметная победа каппелевского  Самарского отряда Народной армии и частей вашего чехословацкого корпуса относится к 7 августа 1918 года – это освобождение от большевиков Казани. Здесь в руках доблестного белого движения оказался золотой запас России.
- Это воодушевляет. Но насколько велики были потери частей Каппеля?
- Вы не поверите: безвозвратные потери составили чуть более двадцати добровольцев. Сослуживцы отзываются о нём, как о храбреце и умном военачальнике. Это один из самых толковых командиров на Самарско-Волжском фронте, или, условно говоря,  на всём Юго - Западном фронте Сибири. Да и с пленными бойцами красных сил он поступал по-божески, обезоружив, отпускал на все четыре стороны.
- И што жа, подпоручик, он всегда держал победу?
- Увы, успехи не всегда сопутствовали Каппелю. Особенно после того, как противник получил весомое подкрепление. После прихода в ноябре 1918 года к власти адмирала Колчака, генерал Каппель не был востребован до начала нынешнего, девятнадцатого года. Убедившись в преданности Каппеля присяге, что он помогал эсеровскому Комучу в силу обстоятельств, учитывая его успехи в борьбе с большевиками, адмирал  Колчак присвоил ему звание генерал-лейтенанта, назначив командиром 1-го Волжского корпуса. Вот, господа военные дружественного нам чехословацкого корпуса, на этом я и завершу свою небольшую лекцию. До встречи на полях сражений с большевиками!
Откровенно говоря, Миланюк хотел расспросить слушателей о том, как живут чехи, об их военачальниках, как они воспринимают своё участие в борьбе с большевиками. Однако надпоручик Свиящ, сидевший в первом ряду, подал ему условный знак, дескать, пора закругляться. По дороге в офицерскую казарму, Александр поинтересовался, почему надпоручик предложил завершать лекцию.
- Господин надпоручик, я что-то сделал не так? Беседа протекала живо.
- Что вы, подпоручик. Я не ожидал, что вы столь блестяще справитесь с заданием. Но буквально несколько минут назад мне передали записку, что вам следует отправиться в штаб своей дивизии. Причём, налегке. Я выделю вам своё авто. На нём вы и вернётесь к нам.
                (продолжение следует)