Гл. 4б. Словарно-энциклопед опредиление Д-ти

Владимир Молчанов 2
             Книга: "Что такое "Человек" и что такое
                "Духовность"?.
                (Определение понятий "Человек"
                "Духовность" через их существенные
                и общебытийные признаки)

     Глава 4б. Словарно - энциклопедические         
                определения "Духовности".(Группа А)

             "Под духовностью подразумевается
             постоянство, неизменность, например, и
             вечная способность материи жить."
                К. Э. Циолковский

             "Наука ХХI века (вслед за религией и
            философией) признает наконец-то главенство
            духовного в человеке: душа творит и
            организует жизнь тела (скафандра).
            Человек - это душа! Человек - духовное
            существо. Значит, что для человека
            главное в жизни? Это жизнь ума и души.
            Это духовные условия жизни. В этом нужно
            убедить каждого ребенка. Уже в школе он
            должен ясно понимать, что он - духовное
            существо. Поэтому для него здоровье ума
            и души во много раз важнее материальных
            благ. И для общества духовное развитие
            в миллион раз важнее материально-
            технического прогресса. Когда мы это
            поймем, мы будем жить счастливее.
              Христос считает, что все богатства мира
            не могут сравниться со здоровьем души.
            Он говорит: "Какая польза человеку, если
            он приобретет весь мир, а душе своей
            навредит?" Это же объясняют нам  и
            философы. Эпиктет утверждает: "Лучше
            человеку иметь возвышенную душу и ютиться
            в хижине, чем жить во дворце и иметь
            низменную душу."
                К.пед.наук С.А.Равинг. "Как надо
                жить." ("Природа и Человек. Свет",
                №6, 20007, с.16

   Да, дорогие Читатели! Увы, но только к концу ХХ - началу ХХI вв наука, в том числе и философия, и даже психология, стали обращать внимание на значимость духовного в человеке и обществе.
   Ни в "Толковом словаре живага великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, ни в "Большой Советской Энциклопедии - Вы, по существу, не найдете определений нонятию "ДУХОВНОСТЬ".
   Даже в "Краткой философской энциклопедии", М., "Прогресс", 1994г(!) много говорится о "Духе", "Душе", "Душевности" и не слова о духовности. Этим же грешили и первые "Современные словари иностранных слов", выпускаемые сразу после антисоветского контрреволюционного переворота.

   "Толковый словарь русского языка", составленный в свое время, С.И.Ожеговым и дополненный его ученицей  Н.Ю.Шведовой (М.,1994,с.179) определяет "Духовность" как свойство души, состоящее в ПРЕОБЛАДАНИИ духовных, нравственных и интеллектуальных ИНТЕРЕСОВ над материальными.
   Самое большое справочное издание в России: "Толковый энциклопедический словарь", М..2006, говорит уже о ПРОТИВОСТОЯНИИ духовной и интеллектуальной природы человека его физической, телесной сущности и СТРЕМЛЕНИЕ к совершенствованию и высоте духа.

   Закономерно, что почти в каждом определении "духовности" присутствуют ссылки на  духовность, одухотворенность, присутствие Духа. Как заметил, во время нашего разговора о дефинировании "Духовности" профессор Ю.А.Урманцев, - любое определение понятия, не связанное с его основой ("спиритус" - лат., дух) - не корректно.
   Эта теза, как мы увидим далее, хорошо проявлена в христианском подходе, который связывает духовность, именно с проявлением Духа Святага, с рождением в Духе.То есть, с проявлением свойств Божественных, идущих к человеку от Бога, по образу и подобию которого человек и создан, как самое последнее и высшее Его Творение.
   Но если в данном религиозном подходе все более-менее ясно с используемыми в определении понятиями, то у многих авторов иных подходов или вообще определяемые присутствуют как само собой разумеющееся, или разъясняются весьма условно и расплывчато...

   Сам Юнир Абдулович Урманцев, как ученый один из видных систематизаторов науки и создатель "Общей Теории Систем (Урманцева)", в том же нашем разговоре представил такое обще-философское, методологическое
определение:
       "Духовность - ПРОЦЕСС выработки и РЕЗУЛЬТАТ   
       постижения бытия; создания идеального "образа"
       "прообраза" и его ("образа") материального
       и/или материально - идеального воплощения...
       Сколько форм постижения бытия, - столько и
       основных ТИПОВ духолвности."
              Частные беседы с Ю.А.Урманцевым.
              Москва, январь,2000

   В упомянутой нами, выше, статье: "О формах постижения бытия" ("Вопросы философии". №4, 1993, с.89 - 105) профессором Урманцевым Ю.А. показаны  9 основных форм постижения: научные, технические, художественные, философские, религиозные, мифологические, народные, парапсихологические или экстрасенсорные, эзо- и экзотерические...

  В преддверии ХХI века, наряду с отмечеными изданиями и авторами, делающими упор в предлагаемых нам дефинициями "духовности", на нравственные интересы и не материальные, от Бога идущие, ценности - вышло много других словарно - энциклопедических определений.
   Так, В.Кемеров в "Философской энциклопедии", "Панпринт". 1998 показывает на следующие определители духовности: нематериальность, наполненность творчества творящим духом; Д - как процесс развития духовных способностей человека. Бездуховность - как покинутость человека Богом.

   Закономерно стал все шире проявляться гуманизм и гуманистическая наука и это не могло не проявиться в филологии.
   В.Зорин в "Евразийская мудрость от А до Я" (толковый словарь) связывает духовность с ОРИЕНТАЦИЕЙ на ВЫСШИЕ общечеловеческие ценности: любовь, доброту, милосердие, сострадание, мудрость человеческую...
   Вобщем-то, не противоречитят им Некрасов Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. в своем "Тематическом философском словаре", М.,2008, утверждающие приоритетными нравственные основы духовности и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленную на достижении истины, добра, красоты и самосовершенствования.
   В.Галкин в монографии "Теоритические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений" - рассматривает духовность как СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА понимать других людей и проникаться к ним сочувствием, не имеющую к религии ни малейшего отношения...

   Мы посмотрели лишь некоторые исходные или, условно говоря базовые (точнее,предлогаемые нам в базовые) дефиниции "ДУХОВНОСТИ". Поверьте, их сотни. Да, и каждый человек, как уже говорилось, способен составить еще одно, свое собственное. Только даст ли это весомую прибавку  к решению  задачи, которую мы перед собой поставили - поставили, а именно показать существенные и общебытийные признаки понятий "ЧЕЛОВЕК" и "ДУХОВНОСТЬ"?
   И, все же "с миру по нитке".


Полный текст смотрите на странице автора.