Воспоминания солдата трех войн

Юрий Жданов 2
ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА ТРЕХ ВОЙН               


                Никто не забыт, ничто не забыто…


Это рассказ о моем отчиме- Израиле Залмоновиче Кано (09.05.1898-08.04.1975).                В 1945 году не стало нашего с сестрой Ларисой родного отца- Алексея Петровича Жданова (21.02.1914-10.09.1945)- летчика-разведчика и начальника связи 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи (82-я ОМРАЭ) и 30-го Отдельного морского разведывательного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка (30-й ОМРСКАП) ВВС Черноморского Флота (об отце- в рассказе «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Наша с сестрой Ларисой мама- Раиса Моисеевна Жданова (28.04.1914-27.09.2014), чтобы прокормить себя и нас, детей, стала работать в Евпатории буфетчицей: продавала газированную воду.                Через два года после того, как не стало нашего отца,  с мамой познакомился и предложил замужество Израиль Залмонович Кано- участник Великой Отечественной войны, работавший после увольнения из армии мастером парикмахерского дела- своей довоенной специальности. Во время войны он потерял свою семью: жену расстреляли немецко-фашистские захватчики, а сын погиб на фронте в 1944 году. Наша мама приняла сделанное ей предложение, и в 1948 году от их брака родился сын Семён- наш брат. Теперь наша семья состояла из пяти человек. Мы с сестрой сразу почувствовали и оценили доброту, сердечность и чуткость отчима, относившегося к нам по-отечески.


                В рассказе об отчиме воспользуюсь некоторыми сведениями из его кратких (не законченных) воспоминаний…  Написать о своей жизни, наполненной многими событиями, я предложил отчиму в 1970 году. Он согласился с тем, что эти воспоминания будут интересны не только нам, но и его внукам, правнукам, родным и близким. Он с большим интересом начал 23 января 1970 года писать воспоминания в тетрадке, согласившись с предложением назвать их «Воспоминания солдата трех войн». К сожалению, он написал лишь о периоде своей жизни до 1924 года. А ведь он был участником трех войн: Первой мировой (1914-1918), гражданской (1917-1922) и Великой Отечественной (1941-1945).  Ранее об отчиме я поведал в рассказах «Наша евпаторийская обитель», «Косы-парики», «Наша мама- Раиса Моисеевна Жданова», «Поход к маяку» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). К столетию со дня рождения отчима сделал о нем семейный видеофильм.   


                14 сентября 1972 года отчим написал свою краткую, но очень ёмкую автобиографию. Дополнить некоторыми сведениями моменты его жизни помогли прочитанные книги, семейные фотографии, рассказы его родных и близких…   
Вот его автобиография. 

                «Я, Кано Израиль Залмонович, родился 9 мая 1898 года в городе Витебске. Отец- столяр и плотник, мать- домохозяйка. Семья состояла из восьми человек (отец, мать, четверо сыновей и две дочери), сильно нуждалась, так как отец зарабатывал лишь 37 рублей в месяц. В одиннадцать лет меня отдали в ученики к парикмахеру. После трех лет учебы я начал работать парикмахером в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Работал только за питание, денег не получал. Когда мне исполнилось 16 лет, я стал жить в городе Витебске вместе с родителями. В 1916 году меня арестовали по подозрению в участии в революционных действиях, и под конвоем направили к военному начальнику, который отправил меня в Запасный полк города Осташково Тверской губернии. Здесь меня застала Февральская революция 1917 года, после которой меня отправили на Западный фронт в город Двинск. Из города Двинска направили на передовую, в Уфимский полк. Здесь я встретил Октябрьскую революцию. Наш полк выступил на защиту революции. В конце 1917 года я добровольцем вступил в отряд Красной гвардии в городе Саратове. Когда началось формирование Красной Армии, меня направили в город Покровск (так назывался город Энгельс Саратовской области в 1914-1931 годы- Ю.Ж.) в Чапаевскую дивизию в 1-й Туркестанский полк.   


                Наша Чапаевская дивизия была направлена в город Пугачёв. Вместе с дивизией я участвовал в ее боях. В 1918 году меня направили в город Витебск в 1-й учебный полк Западного фронта, участвовал в боях. До 1924 года я находился в рядах Красной Армии. В 1924 году я демобилизовался в городе Симферополе и уехал в город Евпаторию, где начал работать парикмахером. В 1927 году я женился. Имел сына. В 1935 году я вступил кандидатом в партию, а в 1940 году стал членом партии. Когда началась Великая Отечественная война, меня в составе отряда МПВО направили в город Севастополь. После выполнения задания наш отряд был направлен в город Батуми, затем в город Грозный в запасный полк, а оттуда на передовую в 36-й Гвардейский полк 14-й Гвардейской дивизии. В 1941 году я был ранен. После госпиталя был снова на передовой. Участвовал в боях на территории Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Во время войны я потерял семью- сын погиб добровольцем, а жену зверски расстреляли гитлеровцы. За участие в боях я награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «50 лет Вооруженных Сил СССР».
Демобилизовавшись в 1945 году, начал работать парикмахером в городе Евпатории, где непрерывно проработал до ухода на пенсию в 1967 году. В 1947 году я женился. В 1948 году родился сын. В семье вместе с двумя детьми жены от ее первого брака стало трое детей (два сына и дочь). Все дети успешно получили образование и работают в Москве. Младший сын сейчас служит в рядах Советской Армии.
                Подпись:    Кано          14 сентября 1972 года».



А теперь некоторые сведения из его рукописи «Воспоминания солдата трех войн».


«Пишет Кано Израиль Залмонович, родившийся в 1898 году в городе Витебске в семье рабочих. Отец по специальности столяр и плотник, работал на щетинной фабрике в городе Витебске у хозяина фабрики- Соболевича, и в имении пана под Полоцком в Витебской губернии. Семья отца состояла из восьми человек. Жизнь рабочего: получал 30 рублей в месяц, каждую неделю, по пятницам, по 7 рублей 50 копеек. В то время не было магазинов, а были лавчонки, где можно было купить сахар, черный хлеб, масло, продукты для рабочих. Из зарплаты 6 рублей приходилось отдавать в лавку. Такой была жизнь рабочего. Конечно, те, кто имел магазины и другие богачи, они жили по-иному. Бедные дети смотрели через решетки, как гимназисты и студенты из богатых семей занимались физкультурой и играли в игры. А бедные дети и взрослые каждую субботу и воскресенье собирались на кулачные бои, дрались и с ножами. Бедняки жили в грязи, без культуры, а у некоторых даже ламп не было, жгли лучины, об электричестве даже не имели понятия. В школы беднякам было невозможно поступить. В 1910 году родители отдали меня в магазин готового платья, мне было 11 лет, моей обязанностью было стоять и зазывать покупателей. Мне досталось от соседнего магазина-конкурента, меня побили, и я ушел домой, расплакавшись. Вот такая была моя первая работа. Меня отдали учиться на парикмахера в Витебске. Я учился до 1914 года. Нелегко было учеником, пока не стал подмастерьем. В 1914 году меня направили работать парикмахером в город Лебедянь Тамбовской губернии. Работал до 1916 года у хозяина парикмахерской только за питание, а денег не получал.



В 1916 году приехал в Витебск. Я побыл здесь всего три дня, как рано утром пришел городовой из полиции, спросил у мамы, где я. Она ответила, что да, я недавно приехал. Я только что встал с постели. «Одевайся!» В чем дело,- спросил я. «Одевайся, не разговаривай, пойдем». Я оделся, он повел меня в полицию. Там стоял исправник. «Ты что, не знаешь за что?» «Нет, не знаю». Напротив полиции была тюрьма. Вызвали двух конвоиров, в круглых фуражках, сабли наголо, один впереди, другой сзади, и повели меня под конвоем на вокзальную улицу. Там был воинский начальник, а во дворе были землянки, в них темно, грязные, худые люди. Назавтра конвой отвел меня к воинскому начальнику. Комиссия осмотрела и направила меня на фронт в пехоту. Так началась трудная жизнь. Через два дня конвой меня вывел. Я не знал, что так скоро меня отправят. Народа было много, провожали. Я только крикнул: «Передайте на Замковую улицу сестре. Сестра работает в магазине. Скажите, что меня отправляют». Моментально народ передал, и она меня проводила в город Осташково Тверской губернии во 2-й запасной полк. Через неделю- Февральская революция. Вдруг открылись двери бараков и оттуда закричали: «Братцы! Революция! Война до победного конца! Теперь не царь, а Керенский!» В этот день нам дали обмундирование, сводили в баню. Готов эшелон, и нас с оркестром отправили на фронт. Доехали до города Двинска, в Уфимский полк. Отправили на передовую. Нас встретил наблюдательный шар и огонь немецкой артиллерии. Когда мы шли по ходам сообщения, по нам сильно била артиллерия, когда мы зашли в землянки. Я был контужен, один солдат был убит. Когда контузия прошла, началась окопная жизнь: в землянке грязь, болезни, цинга. Каждый день выставляли секреты. С одной стороны реки здесь кладбища, наш блиндаж для секрета часовых. На другой стороне- немецкие секреты. Наше вооружение: ручные гранаты, коробочка с противогазом, русская винтовка, артиллерия, лошади… Часто секреты снимали друг друга, возникал бой. Днем солдаты забирались в лес, записывались сочувствующими коммунистам, кричали: «Долой войну, да здравствует мир!»
В окопах пели песенку «Германец объявил войну»:
Боже ты, Боже! Что за германцы, зачем объявили войну?
Зачем разлучили жену молодую, и взяли меня на войну?
Лежу я в окопах сырых и холодных, и с часу на час боя жду.
Как грохнут орудия, и сердце забьется, и с жизнью прощаюсь я….



Из Петрограда приезжали рабочие, вели агитационную работу, объясняли, что война   нужна капиталистам. Вскоре прибыл батальон смерти, в черных шароварах. Приехал воевать и женский батальон смерти. Солдаты в окопах заявляли: долой войну, да здравствует мир, мы голодные, не хотим воевать, мы больные… 1917 год. Итак, Октябрьская революция. Началось братание с немцами: «Капут войне!» Некоторые офицеры сами снимали погоны, а многим посрывали погоны. К нам приезжали и говорили держать фронт, пока перемирие. Заключили перемирие с немцами. А после перемирия они захватили Двинск. Началось: Колчак - в Сибири, Юденич - в Петрограде, Махно - на Украине, Антонов - в Тамбовской губернии, генерал Толстов - около Каспийского моря, Врангель - в Крыму и так далее. Началось формирование красногвардейских отрядов против усилившихся врагов, Антанты. В Германии революция. Многие немцы уехали в Германию с Украины. У нас - голод, нищета, неграмотные люди, грамотных- пять процентов. Один солдат в роте мог написать письмо, почитать.



Приехал в Саратов, просился в отряд Красной гвардии. Тогда начала формироваться Чапаевская дивизия в городе Покровске (так назывался город Энгельс Саратовской области в 1914-1931 годы- Ю.Ж.), и я попал в 1-й Туркестанский полк 25-й Чапаевской дивизии. После сформирования дивизии нас отправили в город Пугачёв против генерала Толстова, который руководил офицерскими полками. С Пугачёва мы освободили Уральск. Погибли наш командир и комиссар полка, многие замечательные люди. В Уральске наши войска находились недолго.



Примерно в 1919 году я попросил перевести меня на западный фронт. Я давно не виделся со своими родителями. Я попросил перевести меня в Витебск. Витебский военкомат удовлетворил мою просьбу и направил в 1-й учебный полк Западного фронта. В это время я похоронил отца и брата. Я стал проситься на фронт. Мой комиссар ответил: ты только что от Чапаева, отдохни, мы все скоро поедем на фронт. А пока мне поручили сопровождать роты солдат на фронт, как солдату медицинской службы. По дороге было много трупов умерших от тифа, от голода. Тогда был лозунг: все для фронта. Когда вернулся из командировки, комиссар мне сказал, что наш 1-й учебный полк отправляется на фронт. Но фронт перерезали, и нас послали в Могилев для формирования. В это время я услышал, что Чапаев погиб в реке Урал. Я кончил службу в мае в саперной части в городе Витебске в 1924 году. Демобилизовался в 1924 году в городе Симферополе и приехал в город Евпаторию. Начался мирный труд…»
На этом запись воспоминаний обрывается.


                День 22 июня 1941 года круто повернул жизнь всей страны: ВОЙНА!                Никогда не исчезнет память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов…  С чего началась и как прошла через нас война? Какие трагедии и лишения она породила? Какие раны и рубцы оставила в наших душах?
Мы многое знаем уже о грандиозных потерях всего человечества в результате этой чудовищной по размаху и последствиям войны. Это была самая жестокая и ужасная из всех войн. Она погубила не только миллионы человеческих жизней, каждая из которых является личностной Вселенной. Погибли все нереализованные возможности этих людей и всех их потомков, которых они могли произвести на свет! Общечеловеческие трагедии и лишения состоят из трагедий и лишений отдельных народов, конкретных семей и людей, составляющих это человечество.
Во время этой войны наиболее ярко проявились лучшие качества нашего народа. Каждый современник этой войны воспринимал ее в зависимости от того, на каком месте, на каком посту и в каких делах он участвовал, свидетелем каких событий оказался… Только из совокупности всех событий складывается реальная картина прошлого. А конкретные истории помогают лучше понять и правильно оценить величие подвига, совершенного всем народом.   


                С первого до последнего дня этой войны, завершившейся Победой, Израиль Залмонович Кано мужественно сражался с врагом.
Вот сведения из его наградного листа, подписанного начальником ГОПЭП 230 майором медицинской службы В. Поповым (ГОПЭП- Головное отделение полевого эвакуационного пункта; в 1941-1945 годы было сформировано около 400 эвакуационных пунктов с различным наименованием, включавших более шести тысяч эвакуационных госпиталей).
В наградном листе дан перечень приказов Верховного Главнокомандующего, которыми соединению и в том числе гвардии ефрейтору Кано Израилю Залмоновичу объявлена благодарность:    


                «1. Приказом от 25 октября 1943 года за освобождение городов Днепропетровск и Днепродзержинск.                2. Приказом от 6 февраля 1943 года за прорыв обороны немцев в районах северо-восточнее Кривой Рог и северо-восточнее Никополь.
3. Приказом от 8 февраля 1944 года за освобождение города Никополь                4. Приказом от 22 февраля 1944 года за освобождение города Кривой Рог.                5. Приказом от 9 марта 1944 года за форсирование реки Ингулец и освобождение городов Новый Буг и Казанка.                6. Приказом от 28 марта 1944 года за освобождение города Николаев.                7. Приказом от 10 апреля 1944 года за освобождение города Одесса.                8. Приказом от 22 августа 1944 года за прорыв обороны противника южнее Бендеры.                9. Приказом от 23 августа 1944года за овладение городами Бендеры и Белгород Днепровский.                10. Приказом № 163 от 26 августа 1944 года за овладение городом и крепостью Измаил.  11. Приказом № 166 от 27 августа 1944 года за овладение городом Галаци.                12. Приказом № 168 от 28 августа 1944 года за овладение городом Браилов.                13. Приказом № 177 от 9 сентября 1944 года за овладение городами Шумены (Шумла), Русе (Рущук), Варна и Бургас.                14. Приказом № 237 от 27 декабря 1944 года за овладение городами Секешфехервар и Бичке.
15. Приказом № 277 от 13 февраля 1944 года за овладение столицей Венгрии городом Будапешт.                16. Приказом № 306 от 24 марта 1944 года за овладение городами Секешфехервар и Веспрем.                17. Приказом № 322 от 31 марта 1945 года за овладение городами Вашвар, Керменд, Сентготтард. 
18. Приказом № 334 от 13 апреля 1945 года за овладение столицей Австрии городом Веной.»         


                Итак, вот боевой путь Кано Израиля Залмоновича на этом этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Днепропетровск-Днепродзержинск-Кривой Рог-Никополь-Новый Буг-Казанка-Николаев-Одесса-Бендеры-Белгород Днепровский-Измаил-Галаци-Браилов-Шумены (Шумла)-Русе (Рущук)-Варна- А до этого: Севастополь, Батуми, Грозный…                Наступило 9 мая 1945 года- День Победы! Страна приступила к мирному труду и залечиванию тяжелых ран войны…

Никто не забыт, ничто не забыто…
                Юрий Жданов      15.05.2016