Обыватель и Варвары. Часть 1

Алла Моисеенкова
На вопрос кто такой обыватель дает вполне исчерпывающий ответ Википедия.
Слово «обыватель» имеет несколько значений:
• в современном языке — ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года[2];
• житель какой-нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее, значение, образованное от обывать — «обитать, проживать» (см. также сословия ниже);
• в пассионарной теории этногенеза — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту, человек с нулевым уровнем пассионарности; Википедия.
А вот кто такие варвары, узнаем из великой пьесы М. Горького.
В маленький уездный город, похожий на «яичницу на сковороде», приезжают чужаки. Довольно странное сравнение городка с яичницей.  Обычно такие города напоминают старинные игрушки, сделанные с удивительным мастерством или оживленные места, где активно живут, производят товары, торгуют, любят, совершают преступления, жизнь кипит и волнует. А тут у Горького что-то, для голодного человека довольно аппетитное, привычное, как  домашний завтрак, небольшое по размеру. Но главное - уже приготовленное, сделанное, не подлежащее изменению.
 Кто они, эти приезжие? Новые люди, отличные от обывателей  по менталитету, это строители, создающее что-то новое, невиданное, свободные от предрассудков и нравственно-этических норм, знающие законы, очень уверенные в себе и своей правоте.
Итак, приезжают
 «Черкун Егор Петрович, 32 лет, инженер.
Цыганов Сергей Николаевич, 45 лет, инженер.»
Это люди по определению получившие высшее образование в большом городе, возможно, столице, проживавшие там довольно долгое время, то есть, эти люди умные, много знают, умеют, видели. При этом отношения между ними довольно демократические, равные, лишенные заискивания и чинопочитания.
«Цыганов. Мы оба начальники, - можете это представить?»
Приезжают инженеры не просто так для развлечения, а для того, чтобы построить железную дорогу. И вот возникает вопрос: а почему именно железная дорога, а не большой завод, фабрика?
Железная дорога воспринималась в начале 20 века как символ прогресса, величайшее достижение техники. Железная дорога олицетворяет движение вперед, продвижение во времени и пространстве, путешествие к неизведанному, новому, лучшему, к другим местам и событиям, перемены в жизни.
Таким образом, один из конфликтов в пьесе Горького сразу четко обозначен: в устоявшийся многовековой уклад уездного городка, в старые, неизменные привычки вдруг непонятно почему врывается что-то новое, непонятно какое, грядут великие перемены.
А какая это на вид такая спокойная и уютная жизнь городка?
«Цыганов. Вы! Здесь, в этой Огненной земле, у дикарей! Почему?»
 «Притыкин. Мы знаем! Это вам в диковинку, а мы очень даже хорошо знаем! Народ - зверье... и становится все хуже... Еще бабы - смирнее, а мужики сплошь арестанты!»
Критика критикой, а внешне все пристойно и прилично, открывшаяся панорама городка напоминает пастораль и идиллию.
И вот приезжают эти инженеры. А вот откуда?
«Черкун. Да, да!.. Среди них застывает энергия. В больших городах она кипит день и ночь. Там неустанно трение враждебных сил, там никогда не прерывается битва за жизнь. Горят огни. Звучит музыка. Там все, чем жизнь красна.
Лидия. Большой город, он - как симфония. Как сказочный зал волшебника, где всё есть и всё можешь взять. Там - хочешь жить!»
Вот кто противостоит друг другу. Дикари-зверье на Огненной земле и большой город развитой цивилизации.
 А зачем приезжают – понятно.
«Степан. Вот построим новую дорогу и разрушим вашу старую жизнь...»
Угрозы суровы, испугают любого.
Интересно: А готовы ли жители к этому затянувшемуся визиту и его последствиям? К попытке разрушить старое и построить новое?
Нет. Больше опасений, чем радости.
 «Павлин. Проведут железную дорогу – всё испортят…
Ивакин. Чем испортят? Каркай!
Павлин. Нашествием чужих людей...»
Есть сомнения и у приехавших, позднее они подведут неутешительный итог своей активной деятельности.
«Черкун. Надо строить новые дороги... железные дороги... Железо - сила, которая разрушит эту глупую, деревянную жизнь...
Степан. И сами люди должны быть как железные, если они хотят перестроить жизнь... Мы не сделаем этого, мы не можем даже разрушить отжившее, помочь разложиться мертвому - оно нам близко и дорого... Не мы, как видно, создадим новое, - нет, не мы! Это надо понять: это сразу поставит каждого из нас на свое место...»
Вот! Это важно! Это подведение итогов конфликта нового и старого, разрешения его нет, нет правых и виноватых. В этом конфликте разных образов жизни:  новом, деятельным, стремительным и старом, с вековым укладом и понятиями, человек не может притворяться, лгать. Он выбирает для себя то, что близко, знакомо, ему нужно. Сможет ли он что-то изменить в своей жизни, увидев и приняв новое, или измениться сам? И как? В лучшую или худшую сторону? Что произойдет в жизни обывателей, когда они начнут жить по-другому, не так как раньше? Что ценного, хорошего или наоборот порочного, плохого возьмут  жители из новой жизни?
А что это такое новая жизнь? Что принесли на своих плечах чужаки? Свободу! Свободу выбора. Человеку вдруг сказали, широко, этак по-Станиславски поведя рукой: можно всё!  Трудно, на медные деньги учиться, тяжело работать, создавать новое, делать карьеру, становиться свободным, знающим законы, никого не боящемся человеком или можно пить, воровать, прелюбодействовать, это намного приятней и полезней, не требует много силы и работы, легче и быстрее, и это не пороки, это было всегда и так будет впредь. Можно всё! Какие тут могут быть сомнения? Ну? Что вы на это имеете возразить, товарищ? Это чуть измененная цитата из Булгакова. Снялись многовековые запреты, державшие городок в сонном отупении.
Вот она пришла, эта новая жизнь, свобода и уже ничего сделать с ней нельзя, не отменить, ни уничтожить, только приспособиться. Это как стихийное бедствие, при котором выживает и приспосабливается не каждый. Но что произойдет с жителями городка? Посмотрим, М. Горький - гениальный автор, он с изумительной точностью показывает что и как происходит. Верить ему можно безоговорочно.
Но опасения опасениями, веселье весельем, а железная дорога строится вне всяких морально-этических терзаний, вне зависимости от чего-либо. На первый взгляд, если верить пословице, не так «страшен черт, как его рисуют». Встреча приезжих происходит радостно, даже подобострастно, с большим желанием обитателей  города узнать как и что, познакомиться, помочь, поддержать хорошие отношения.
«Надежда. А я жду их, как праздника...
Притыкина. И вдруг - они старые!
Лидия (тетке, негромко). Это похоже на торжественную встречу и смешно. «
Познакомимся поближе с гостями городка. Цыганов Сергей Николаевич интересный мужчина, холост, «изящно одетый барин, немного хмельной»,  Черкун Егор Петрович женат, его жена Анна Федоровна, 23 года, детей нет. То есть супруга Черкуна еще очень молодая женщина, не знающая и боящаяся ужасов жизни, каких-либо лишений, да и не желающая подобное узнавать.
«Черкун. Анна! Вот ей, вероятно, нравится эта милая картина…(панорама городка, прим автора) она у меня любит покой, тишину, любит мечтать…»
«Так же …прислуга с нею - девица франтовитая. В двух экипажах ехали, а третий с вещами и со студентом, племянником Ивакина.»
Приехали не только инженеры и супруга Черкуна, но и горничная Стёпа, 20 лет, старательная, благодарная, ищущая защиты от попрошайки-отца у хозяев. Девушка в 15 лет уехала или убежала из городка, спаслась от кошмарного пьянства и нищеты.
Студент Лукин Степан, 25 лет, служит у инженеров. Молодой человек, говорящий красивые фразы.
«…он (Степан прим автора) говорит - раньше все люди мужиками были, а потом, которые умные, господами сделались…»
«Отдайте хоть два-три года вашей юности мечтам о новой жизни и борьбе за эти мечты. Бросьте частицу вашего сердца в общий костер протеста против пошлости и лжи... «
«Притыкин. Вы обратите внимание: да! Он говорит - народ своей кровью...
Исправник. Ерунда!»
У Степана нет никаких особых убеждений, политических воззрений, нет плана конкретных действий, как-то все общие слова. Трескотня какая-то. Но вспомним, что пьеса была написана в 1905 году, а впервые напечатана в «Сборнике товарищества «Знание» за 1906 год. Так что вроде и деятельность какая-то есть, но непонятная, не определённая.
С приезжими чужаками стараются познакомиться, угодить им, пока ни о каких конфликтах и речи быть не может, тем более Цыганов Сергей Николаевич очень вежлив, остроумен, щедр, приветлив, добродушен, с удовольствием приглашает к себе в гости всех желающих, общается со всеми ровно. А из этой теплой встречи делается вывод такой:
«Ивакин. Завертелся город Верхополье!»
----
Цель написания данного текста – рассказать об интереснейшей пьесе, поделиться своими впечатлениями. Но вот так читать пьесу, наверно, достаточно сложно или времени нет.  Ну и что))))), ничего страшного! Можно посмотреть отлично снятый фильм с очень талантливыми актерами. Это просто чудо! Надеюсь, что фильм понравится! Драма "Варвары. Сцены в уездном городе" (часть 1) / 1953
https://www.youtube.com/watch?v=_Lm_AMhQhMc. И вторую часть   Драма "Варвары. Сцены в уездном городе" (часть 2) / 1953   https://www.youtube.com/watch?v=BOBC0xMUgU4
----
Цитаты взяты из пьесы М. Горького "Варвары".