Инклюзия по-уральски

Алексей Боровиков
Пролог
«До отправления скорого поезда №43 Хабаровск – Москва осталось 5 минут. Просьба пассажирам…». На последней фразе я уснул так, что разбудить меня способно было либо обледенение планеты в целом, либо падение второго Тунгусского метеорита. Но, так как ни того ни другого не намечалось…
«Вставай, скоро Екатеринбург!»
Ох уж эта проводница вагона и волонтер Алена, разбудившие меня в 4 часа утра. А вставать и правда было надо.

Глава 1. Путешествие в Уральскую столицу
День выдался на редкость пасмурным и дождливым. Учиться не хотелось жутко, но надо. Институт педагогики и психологии Тюменского государственного университета располагался в 75 километрах от моего родного Ялуторовска.
Выпив кофе в вокзальном кафе, я поспешил на посадочную платформу, и 15 минутами спустя погрузился в легкую дрему.
3 учебных часа пролетели незаметно, и я вместе с моим коллегой Степаном отправился на вокзал, где нас должны были ждать волонтеры из нашего института.
Шло время. Как оказалось, спать нам придется едва ли более 4 часов, а грядущий инклюзивный день обещал быть насыщенным.
Позволю себе небольшую авторскую ремарку. Как вы уже догадались, дорогие читатели, с вами по-прежнему я – неугомонный Алексей Боровиков – студент Уральского института коммерции и права, участник проекта переподготовки специалистов общественных организаций инвалидов «Менеджер по работе с гетерогенными группами».
На сей раз мне предстояло побывать в Уральской столице - г. Екатеринбурге, где 11 мая 2016 года на базе дворца молодежи должны были пройти международные инклюзивные игры.
Вот, я все говорю об инклюзивных играх, но не поясняю, что это такое. – непорядок. Самое время рассказать поподробнее. Слово «Инклюзия» означает включение, а в профессиональном смысле подразумевает создание условий для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями посредством взаимодействия с обществом.
Мне, как специалисту по работе с инвалидами, предложение Степана принять участие в международных инклюзивных играх в Екатеринбурге показалось весьма заманчивым и интересным.
- Здравствуйте, я – Алексей.
- А я – Алена.
Я – Ксения.
- Я – Лена.
С волонтерами я познакомился. До отправления поезда оставалось чуть более часа, а это значит, что у всей нашей дружной команды было время, чтобы перекусить перед дорогой, зайти в социальные сети или прогуляться по привокзальной площади.
Ночь прошла незаметно, но как-то уж слишком быстро. Утро в Уральской столице застало меня за чашкой крепкого кофе из сразу двух пакетиков. Поезд прибыл без опозданий. Слегка поежившись от холода, наша дружная команда направилась на поиски какого-либо кафе, чтобы хоть как-нибудь позавтракать.
Вокзальные котлеты оставляли желать лучшего. Степан привез с собой колбасу, которая оказалась как нельзя кстати к привокзальному картофелю.
Следующие минут 25 прошли в поисках трамвайной остановки. Ура, мы едем во дворец молодежи!!! Солнце нехотя поднималось из-за Уральских гор. Большое количество достаточно неудобных ступеней, бордюров и просто различных спусков доставляло мне определенное неудобство. Несколькими трамвайными остановками позже мы оказались на месте.

Глава 2. Инклюзивные игры
Я с радостью для себя отметил, что у меня есть еще некоторое время, чтобы вздремнуть на гостеприимных стульях.
10 утра – начало игр. У микрофона один из организаторов данного проекта Олег Колпащиков.
Директора специализированных школ, общественные и политические деятели, зарубежные гости из Израиля и многие другие люди, неравнодушные к проблеме инвалидности собрались в этом замечательном зале, чтобы погрузиться в атмосферу инклюзии и новых знаний.
Наше инклюзивное погружение началось с прослушивания докладов, посвящённых применению инклюзии на практике. Я с открытым ртом от удивления слушал зарубежных гостей, рассказавших о создании образовательного центра для всех категорий инвалидов, на базе которого абсолютно каждый человек с теми или иными ограничениями мог получить бесплатное образование и шанс на дальнейшее трудоустройство.
«Что же тут такого особенного? – спросите вы. – ведь и в нашей стране образование доступно для каждого желающего, тем более, сейчас, когда проблеме инвалидности уделяется так много внимания».
Возможно, вы и правы, дорогие читатели, но я все-таки с вами не соглашусь. Конечно, в средствах массовой информации можно найти огромное количество всевозможных заметок на тему, как у нас все хорошо и замечательно, и что чиновники всех уровней 24 часа в сутки заботятся об инвалидах. Но посмотрите вокруг себя – где вы видели преподавателей аутистов, слепых дикторов новостных программ, ученых в инвалидных колясках.
Я не говорю, что за рубежом все так уж совершенно, ведь в том же Израиле есть инвалиды, которых вообще не принимают в общеобразовательные школы, но вместе с тем, у них есть альтернативный шанс на то, чтобы стать полноценным членом общества.
Теория – это, конечно, хорошо, но практика, как известно, лучше. Так, стоп, кажется я опять настроился на полемику, а ведь уже время обеда.
Макароны с котлетой остались позади. Довольная и явно сытая делегация нашей области спешит занять место на мастер-классе по изготовлению ароматических свечей вручную.
«Сперва мы берем вот это вот сукно, - поясняет преподаватель. – затем мы выбираем понравившиеся ароматические масла и натуральные травы, а после изготавливаем фитиль, раскладываем все специальным образом и сворачиваем нашу свечу в форму трубочки. Каждый запах эфирных масел или трав может сказать о вас так много, что вы себе даже не представляете». Я чувствовал, как сукно в моих руках начинает приобретать форму свечи. Какое-то странное ощущение: не то теплое покалывание, не то крошечный разряд тока, будто струящийся по пальцам, чтобы передать часть моей внутренней энергии будущему источнику света.
«Ух ты, а у меня получилась!»
«И не у одного тебя», - сказала одна из сопровождавших нас девушек-волонтеров.
Что ж, идем дальше.
А дальше мы посетили мастер-класс живописи для незрячих, где выяснилось, что если бы я был художником, то термин, обозначающий мою профессию, происходил бы от слова «Худо»; имели возможность побоксировать вслепую. Невероятно, но незрячие люди тоже могут быть первоклассными спортсменами не только в беге, шашках, шахматах, но и в самой настоящей борьбе. По воле моего желудка меня, а следом и всю остальную команду потянуло к столу с вкусно пахнущим мясным рулетом и свежими овощами.
Кулинарное шоу для незрячих предназначалось для тех, кто был неравнодушен к еде не только с точки зрения пищеварения, но и приготовления.
«Не слушайте вы его, он и так все умеет», - сказал Степан повару. Однако я уже держал в одной руке нож, а в другой – свежий и сочный помидор. Кстати, бутерброд получился вполне вкусный.
Ну а для тех, кто хотел научиться писать по системе Брайля или же познакомиться с технологиями письма других стран, проводилась мастерская письма для незрячих. Мне было жутко интересно познакомиться с техникой Брайлевского письма за рубежом. Оказалось, что, например, во Франции строчка в Брайлевских приборах подвижная, что для меня достаточно непривычно.
Немаловажным остается вопрос ориентирования тотально слепых людей на местности. Скажу вам, дорогие читатели, без всякого преувеличения о том, что на сегодняшний день созданы 3D-карты, позволяющие незрячим людям строить маршрут своего передвижения, не выходя из дома.
Для того, чтобы поразить ваше воображение окончательно и бесповоротно, расскажу вам, что незрячие люди вместе с волонтерами способны управлять самой настоящей яхтой.
Честно говоря, я и сам не представляю, как это возможно, но если мне доведется побывать на, не побоюсь этого слова, уникальном проекте некоммерческой автономной организации «Белая трость» «Паруса духа» в г. Екатеринбурге в июне этого года, то я обязательно вам расскажу.

Глава 3. Вечерний Екатеринбург
Золотистый закат разлился по вечернему небосклону, словно гигантское море.
Мой поезд был несколько позже, чем у остальных участников нашей делегации. Некоторое время осталось у меня, что называется, в запасе, чтобы погулять по столице Северного Урала. Весенний воздух отдавал автомобильными газами и запахом не то женского, не то мужского парфюма. Дико хотелось спать. Делать нечего, мобильные телефоны моих знакомых, с которыми можно было бы встретиться, как это обычно бывает в подобных случаях, находились вне зоны действия сети. Делать нечего – и я, еще пройдя пару сотен метров, отправился на железнодорожный вокзал.

Глава 4. Дорога домой
Скорый поезд номер 70 прибывает… Эх, стоило мне задремать на невероятно неудобных стульях, как уже опять приходится вставать. Да, мне не угодишь, тем более, в плацкарте, в котором на мою беду ехало 3 вагона юных археологов, которые то и дело пели песни под гитару и ели лапшу быстрого приготовления, а посреди ночи прямо под моей полкой уселась какая-то крайне голодная семья с ребенком и давай жевать.
Утро 12 мая было из серии «Поднять подняли, а разбудить забыли», и потому я, заблаговременно вызвав такси, отправился домой, где спал до обеда.
Сон был крепким и, как мне показалось, долгим. И снилось мне, нет, не рокот космодрома и даже не ледяная синева, хотя слетать, например, в Москву я был бы непротив, а мой рабочий ноутбук, за которым я, собственно говоря, и писал эту статью. Но, к величайшему стыду, совершенно забыл выразить благодарность сопровождающим нас волонтерам.
Проснувшись, я тут же решил исправить это недаразумение, выразив слова признательности нашим замечательным помощницам.
Большое спасибо Алене, Лене, Ксении за то, что на протяжение все нашего пути и инклюзивного семинара вы были рядом с нами со Степаном и оказывали нам всю необходимую помощь.