Дворянство в xviii веке. - 1974-о рангах

Людмила Коншина
 История разработки Табели о рангах

Та;бель[1] о ра;нгах — таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. Учреждена указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был»[2]. В дальнейшем с многократными изменениями применялась в Российской империи и Российской республике.

В тексте указа присутствовало более естественное для современного русского языка словосочетание «табель рангов», однако в историю прочно вошло словосочетание «табель о рангах», использованное в заголовке указа.


Вопрос соотношения чинов был предметом внимания Петра I задолго до учреждения табели о рангах. В записке Петра I от 18 (29) декабря 1713 года указывалось: «Выписать из шведских и протчих порядок градусов[3] всех чинов, кроме воинских»[4].

Пётр лично принимал участие в редактировании указа, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского[5] королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената[источник не указан 83 дня]. Указ рассматривался также в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В работе над окончательной редакцией указа принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.
Петровская табель о рангах насчитывала 263 должности, каждая из которых с момента издания указа являлась также и ранжированным чином, и один статус, не связанный с должностными обязанностями — «кавалеры Св. Андрея» — в составе сухопутных военных чинов 3-го класса. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не «породой».

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и в официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ; штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Табель в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить», — гласил 3-й пункт указа.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы при сравнении с жёнами лиц, имеющих чин, считаются на 4 ранга ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Пётр I, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса.

Относительно низкий ранг (4-й класс) полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.

Генерал-адъютант состоял в 6-м классе (на одном уровне с сухопутным полковником и гвардейским майором), генерал-адъютант при генерал-фельдмаршале — в 7-м классе, генерал-адъютант при «генералах полных» — в 8-м классе. В дальнейшем чин генерал-адъютанта трансформировался в свитское звание, для получения которого необходимо было иметь военный чин не ниже 4-го класса.
Влияние на общество и дворянствоПравить
Пиратский К. К. Чиновники Военного министерства 5-го и 8-го классов. 1863 г.[6]
Гражданские чиновники военного ведомства. Артиллерийский чиновник штаб-офицерского звания, топограф обер-офицерского звания, чиновник учебно-воспитательной службы военно-учебных заведений не имеющий военного чина. 1883 г.[7]

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Петровская табель о рангах менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.Дальнейшее развитие идеиПравить

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По первоначальному замыслу чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.

С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти нормы имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Классные чины употребляются и в современной России. В настоящее время действует таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, утверждённая Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в редакции Указа Президента РФ от 30.09.2013 № 744).
Чины и сроки выслугиПравить
Класс Гражданские (статские) чины Военные чины Придворные чины Срок выслуги[10] до получения следующего чина, следующий гражданский чин
1

    Канцлер (Штатс-секретарь)
    Действительный тайный советник 1-го класса
    Генерал-фельдмаршал
    Генерал-адмирал во флоте
    Действительный тайный советник
    Вице-канцлер



    Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
    Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
    Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
    Генерал-аншеф (1763—1796)
    Генерал от артиллерии (с 1796)
    Инженер-генерал (с 1796)
    Адмирал



    Обер-камергер
    Обер-гофмаршал
    Обер-шталмейстер
    Обер-егермейстер
    Обер-гофмейстер
    Обер-шенк
    Обер-церемониймейстер (с 1844)
    Обер-форшнейдер (с 1856)
    Тайный советник (с 1724)



    Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
    Генерал-поручик (1741—1796)
    Генерал-кригскомиссар (до 1868)
    во флоте
        Вице-адмирал
        Генерал-кригскомиссар флота



    Гофмаршал
    Гофмейстер
    Шталмейстер
    Егермейстер
    Обер-церемониймейстер (с 1800)
    Обер-форшнейдер

Не предусмотрен[11]
4[12]

    Тайный советник (1722—1724)
    Действительный статский советник (с 1724)



    Генерал-майор
    Подполковник гвардии (1748—1798)
    Генерал от фортификации (1741—1796)
    Обер-штер-кригскомиссар (до 1868)
    во флоте
        Шаутбенахт (1722—1740)
        Контр-адмирал (с 1740)



    Камергер (с 1737)


5[13]

    Статский советник



    Бригадир (1722—1796)
    Капитан-командор во флоте (1722—1732, 1751—1764, 1798—1827)
    Премьер-майор гвардии (1748—1798)
    Штер-кригскомиссар (до 1868)
    Генерал-провиантмейстер (до 1864)



    Церемониймейстер (с 1800)
    Камер-юнкер (до 1809)

Не предусмотрен[11]
6

    Коллежский советник
    Военный советник



    Полковник в пехоте
    Секунд-майор гвардии (1748—1798)
    Полковник гвардии (с 1798)
    Обер-кригскомиссар (до 1868)
    во флоте
        Капитан 1-го ранга



    Камер-фурьер (до 1884)
    Камергер (до 1737)

4 года;Статский советник
7

    Надворный советник



    Подполковник в пехоте
    Войсковой старшина у казаков (с 1884)
    Капитан гвардии
    Ротмистр гвардии
    Кригскомиссар (до 1868)
    во флоте
        Капитан 2-го ранга

Нет 4 года;Коллежский советник
8[14]

    Коллежский асессор



    Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
    Майор в пехоте (1798—1884)
    Капитан в пехоте (с 1884—1917)
    Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
    Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
    Есаул у казаков (с 1884)
    Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
    Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
    Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
    Штабс-капитан гвардии (с 1798)



    Титулярный камергер

4 года;Надворный советник
9

    Титулярный советник



    Капитан в пехоте (1722—1884)
    Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
    Поручик гвардии (с 1730)
    Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
    Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
    Есаул у казаков (1798—1884)
    Подъесаул у казаков (с 1884)
    во флоте
        Капитан-поручик (1764—1798)
        Капитан-лейтенант (1798—1884)
        Лейтенант (1884—1906, с 1912)
        Старший лейтенант (1907—1911)



    Камер-юнкер (после 1809)
    Гоф-фурьер

3 года;Коллежский асессор
10

    Коллежский секретарь



    Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
    Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
    Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
    Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
    Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
    Поручик (с 1884)
    Подпоручик гвардии (с 1730)
    Подъесаул у казаков (до 1884)
    Сотник у казаков (с 1884)
    во флоте
        Лейтенант (1722—1884)
        Мичман (с 1884)

Нет 3 года;Титулярный советник
11

    Корабельный секретарь (до 1834)



    Корабельный секретарь во флоте (до 1764)

Нет
12

    Губернский секретарь



    Поручик (1730—1884)
    Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
    Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
    Прапорщик гвардии (1730—1884)
    Сотник у казаков (до 1884)
    Хорунжий у казаков (с 1884)
    Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
    Мичман во флоте (1796—1884)



    Камердинер
    Мундшенк
    Тафельдекер
    Кондитер

3 года;Коллежский секретарь
13

    Кабинетский регистратор
    Провинциальный секретарь
    Сенатский регистратор (1764—1834)
    Синодский регистратор (с 1764)



    Подпоручик в пехоте (1730—1884)
    Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
    Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
    Гардемарин во флоте (1860—1882)[источник не указан 27 дней]

Нет
14

    Коллежский регистратор
    Коллежский юнкер (коллегии-юнкер) (1720—1822)



    Фендрик в пехоте (1722—1730)
    Прапорщик в пехоте (1730—1884)
    Корнет в кавалерии (1731—1884)
    Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
    Хорунжий у казаков (до 1884)
    Мичман во флоте (1732—1796)
    Подпрапорщик в гвардии (с 1826)
    Гардемарин во флоте[15][16]

Нет 3 года;Губернский секретарь
Обращения соответственно классуПравить
Уставное обращение соответственно классу I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие
Горные чиныПравить

В 1722—1834 гг. в горном ведомстве Российской империи (Берг-коллегия, Горный департамент) существовали особые горные чины. В 1834 году горное ведомство было военизировано (Корпус горных инженеров), а горные чины заменены на военные.
Чины и звания вне табели о рангахПравить

Военные чины выше табели о рангах

    Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

    Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии), кондукто;р во флоте.
    Фельдфебель, вахмистр в кавалерии, боцман во флоте, (до 1798 сержант).
    Старший строевой унтер-офицер (до 1798 каптенармус, фурьер), боцманмат.
    Младший унтер-офицер (до 1798 капрал), квартирмейстер во флоте.

Прекращение действия
Придворные чиныПравить

Прекратили существование после Февральской революции — с 4 (17) марта 1917 года, в связи с ликвидацией института императорской власти.
Гражданские чины

Прекратили существование с 12 (25) ноября 1917 года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов[17].
Военные

На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 (16) декабря 1917 года на основании приказа по округу[18].

В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 (30) декабря 1917 года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах»[19].

Во флоте прекратили существование с 12 (25) января 1918 года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым[20].

На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.


Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», «порода» потеряли в этом отношении всякое значение. Это привело к увеличению социальной мобильности.

Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

По манифесту 11 (23) июня 1845 года[8] право на потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс) или в чин 5-го класса гражданской службы при условии, что эти чины присвоены не при выходе в отставку. Личное дворянство чиновник получал только с 9-го класса, служащие в более низких чинах имели право на статус личных почетных граждан. В военной службе личное дворянство давали так называемые обер-офицерские чины (не выше 9-го класса).

Александр II указом от 9 (21) декабря 1856 года[9] установил, что право на потомственное дворянство приобреталось получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Эти положения действовали до 1917 года.
Дальнейшее развитие идеи



Реформы правительства Петра I способствовали созданиюособой прослойки общества

чиновников, чье положение средидругих классов-сословий и групп феодальной России стало опре-деляться законами абсолютной монархии. К числу важнейшихзаконодательных актов правительства Петра I, оформлявшихздание дворянско-чиновничьей монархии в России XVIII в., от-носится изданная в 1722 г. Табель о рангах, установившая стро-гую иерархию должностей и чинов гражданского, военного ипридворного ведомств, а также закрепившая принцип продвиже-ния чиновников по служебной лестнице в зависимости от личнойвыслуги. Все последующее законодательство абсолютной монар-хии относительно чиновничества в XVIII в. и в более позднеевремя исходило из принципов, установленных Табелью о рангах.Осуществление норм Табели о рангах влекло за собой чрезвы-чайно Тинные социальные последствия, которых не имело боль-шинство законодательных актов Петра I, регулировавших дея-тельность различных звеньев государственного аппарата: пере-мену социального статуса части чиновников, вышедших из непри-вилегированных сословий, увеличение численности и изменениесостава правящего класса, постепенный отрыв чиновников отпрежней социальной среды и превращение бюрократии в особуюкатегорию общества. Все сказанное заставляет нас самым тща-тельным образом исследовать историю создания Табели о рангах.К этому остается прибавить, что в разработке Табели о рангахглавную роль сыграл Петр I. Поэтому мы получаем возможностьпролить дополнительный свет на такую малоисследованную проб-лему, как правотворческая деятельность Петра I, ибо в этом за-коне нашлп свое воплощение многие идеи царя об организациислужбы чиновничества, которое должно было стать послушныморудием для выполнения воли абсолютного монарха.Общая оценка Табели о рангах дана в ряде работ дореволю-ционных и советских авторов Однако история разработки этоговажнейшего памятника законодательной деятельности абсолютной
Е. Н. Кушева.
Дворянство,—«Очерки истории СССР. Россия в первойчетверти XVIII в.» М., 1954, стр. 193—198.
47
 монархии в России не получила сколько-нибудь полного освеще-ния в литературе. Так, П. П. Пекарский, сообщив о том, что не-которые иностранцы приписывали немецкому философу Г. В. Лейб-ницу мысль о введении Табели о рангах в России, кратко упо-мянул о редактировании Петром 1 этого закона и напечатал трифрагмента текста преамбулы к нему и одной из статей, написан-ных царем
2
. С. М. Соловьев, коснувшись вопроса об утвержденииПетром I Табели о рангах, полагал, что она написана Я. В. Брю-сом, Г. И. Головкиным, Д. И. Дмитриевым-Мамоновым и М. А. Ма-тюшкиным
3
. В действительности эти лица входили в состав ко-миссии, которой Сенат в январе 1722 г. поручал доработать окон-чательный вариант проекта Табели о рангах после обсужденияего в Адмиралтейской и Военной коллегиях и в Сенате. Ошибоч-ность мнения С. М. Соловьева показал В. А. Евреинов, автор не-большой публицистической брошюры, написаниой «на злобу дня»в связи с обсуждением в правительстве в 80-х годах XIX в. про-екта упразднения системы чинопроизводства, введенной в РоссииПетром I. Он составил краткий раздел по истории создания Табе-ли о рангах, отметил роль Петра I и А. И. Остермана в разработ-ке этого закона. В приложениях Евреинов опубликовал некоторыеважные русские и иностранные документы, извлеченные им изфондов Кабинета Петра I и Коллегии иностранных дел
4
. Однако вцелом история этого памятника не стала предметом специальногоизучения ни в дореволюционной, ни в советской историографии.Как можно судить на основании сохранившихся материалов,разработка Табели о рангах продолжалась окола трех лет: онаначалась не ранее копца сентября 1719 г. и была завершена24 января 1722 г., когда Петр I утвердил окончательную редак-цию этого законодательного акта. В истории создания Табелио рангах можно выделить 4 этапа: 1) подготовка первой редак-ции Табели в Коллегии иностранных дел А. И. Остерманом (ко-нец сентября 1719 г.—декабрь 1720 г.); 2) создание второйредакции проекта Петром I (январь 1721 г.); 3) обсуждение вто-рой редакции Табели о рангах в Сенате, Военной и Адмиралтей-ской коллегиях (февраль

октябрь 1721 г.); 4) завершение Сена-том окончательной редакции Табели о рангах (январь 1722 г.).1. Редакция проекта Табели о рангах А. И. ОстерманаРешение Петра I упорядочить «штатский чин» складывалосьпостепенно, по мере проведения преобразований государствен-ного строя в России, в особенности коллежской реформы. Одночинов относится к 1713
г.18 декабря
1713 г. он приказал Сенату «выписать из шведских
п'ротчпх
порядок градусоф всех чинов, кроме воинских»
5
. Од-
нако
это распоряжение не было выполнено, так как 7 июля 1714 г.
сенатор
М. М. Самарин направил канцлеру Г. И. Головкину пись-
мо в котором
просил собрать такие сведения в архиве Посоль-
ского
приказа, чтобы выполпить царский указ
6
.
Однако
и это обращение Самарина, видимо, не дало нужного
результата,
так как 19 марта 1719 г., когда составление Генераль-ного регламента коллегий было в основном завершено, в записной
книжке
Петра I появилась заметка для памяти: «О рангах»
7
.В этот же день обер-секретарь Сената, видимо по поручению царя,
сделал
запись
о
том, чтобы «печатные ведомости
о
швецких ран-гах взять у Фика»
8
.При осуществлении административных реформ правительствоне только учитывало существовавшую в России практику и оте-чественное законодательство, но и широко использовало опытевропейских стран. В его распоряжении были самые разнообраз-ные и многочисленные источники информации об организацииуправления и государственном строе соседних стран. По заданиюцаря дипломаты, торговые агенты и специально командирован-ные за границу лица присылали или привозили в Россию иност-ранные регламенты и инструкции военных, морских, гражданскихи придворных учреждений, трактаты и сочинения о государствен-ном управлении в различных странах, часть которых переводи-лась на русский язык
9
. Такие же сведения поступали к царю отнанимавшихся па русскую службу иноземцев, пленных шведскихофицеров, иностранных дипломатов и купцов. Наконец, Петр I иего сподвижники имели возможность и лично познакомиться с ор-ганизацией государственного управления во Франции, Гол-ландии, Пруссии, Австрии, Англии, Речи Посполитой и другихевропейских государствах во время поездок за границу.Судя по тому, что большая часть материалов по истории со-ставления Табели о рангах сохранилась в архиве Коллегии иност-ранных_дел, Петр I поручил подготовку этого закона дипломати-ческому ведомству. Инострапная коллегия была лучше всегоосведомлена о гражданских, придворных, военных и морских чи-нах и рангах в России и в других европейских государствах.
озникает вопрос: кому мог Петр I поручить составлениепроекта Табели о рангах? Учитывая особую важность этого зако-нодательного акта, призванного ввести в России новую системучинов и рангов во всех звеньях государственного и придворногоаппарата, можно смело утверждать, что такое ответственное за-дание мог получить человек, обладавший значительным полити-ческим опытом и пользовавшийся особым доверием царя. Врядли это был переводчик или даже секретарь Иностранной колле-гии. В состав ее «присутствия» в это время входили всего четыречеловека: канцлер Г. И. Головкин., вице-канцлер П. П. Шафиров,тайный канцелярии советник А. И. Остерман и советник канце-лярии В. В. Степанов. Головкип и Шафиров занимали крупныедолжности и были заняты делами Иностранной коллегии. Остер-мап и Степанов были тоже достаточно опытными дипломатами,они оба были хорошо известны царю.Однако нам представляется, что ^составление проекта Табелио рангах Петр I поручил именно А. И. Остерману, возглавляв-шему Секретную экспедицию Иностранной коллегии. Сын люте-ранского пастора из Вестфалии, Остерман был для- своего време-ни образованным человеком. В юности он учился в Йенском уни-верситете; хорошо знал иностранные языки (латынь, голландский,французский, итальянский, не говоря уже о немецком и русском).Вице-адмирал К. И. Крюйс принял его на службу. Поступивпереводчиком в Посольский приказ, Остерман довольно быстросделал карьеру. В 1711 г. он получил чин тайного секретаря.Петр I заметил способного чиновника и стал его выдвигать, да-вая ему важные дипломатические поручения, брал с собой вовремя поездок за границу. В 1718 г. царь назначил Остерманавторым (после Я. В. Брюса) членом русской делегации па Аланд-ский конгресс. Фактически Остерман играл там первую роль
10
.После неудачи миссии Лефорта Петр I в июле 1719 г. послал вШвецию для ведения переговоров о мире Остермана, как болееавторитетное лицо, пользовавшееся большим доверием царя
и
.В феврале 1720 г. Петр I пожаловал Остерману чин тайногоканцелярии советника Иностранной коллегии. В декабре 1720 г.в покоях Елизаветы Петровны состоялась помолвка Остерманас его невестой М. И. Стрешневой, на помолвке и свадьбе (январь1721 г.) присутствовали царь и царица
12
. О возросшем влиянииОстермана свидетельствовало и то, что в 1721 г. Петр I назначилего членом делегации на Ништадтский конгресс. В то время какофициальный глава делегации Брюс поехал в Ништадт, Остерманеще месяц оставался в России и получал дополнительные инструк-
ни от царя
13
. На выбор Петром I кандидатуры Остермана длясоставления проекта Табели о рангах могло также повлиять и то,что он не только знал иностранные языки, но как иноземец идипломат, часто бывавший за границей и встречавшийся с посла-ми других держав, был хорошо осведомлен о существовавших тамучреждениях и чинах, что «от обычая чинят», «что уже обыкло».Последнему обстоятельству Петр I придавал особое значение,о чем свидетельствуют его письма к К. Н. Зотову, П. И. Ягужин-скому
14
и другим лицам.Наше предположение об участии Остермана в разработкепроекта Табели о рангах подкрепляется следующими данными.Об этом писали биографы Остермана, причем один из них, А. Те-рещенко

служащий Главного Московского архива Министер-ства иностранных дел, в подтверждение этого факта сослался нанеизданную рукопись управляющего архива, крупного знатокадокументов этого хранилища А. Ф. Малиновского «Биографиче-ские сведения о управлявших в России иностранными делами ми-нистрах» О том, что Петр I поручал Остерману составлятьТабель о рангах, писал и В. А. Евреинов

Там же, лл. 1—5 и 6—10 об.Там же, лл. 64—76. Проект Табели и статьи к ней находятся в деле, наобложке которого имеется цифра «5» и заголовок: «1721-го года. Проектпо причине сочиняемой о рангах Табели о учреждении в России при-дворных и статских чинов, сочиненной бароном Остерманом». Почерк,каким написан заголовок, и указание на баронский хитул Остермана,полученный им осенью 1721 г, дают основание предполагать, что про-ект Табели о рангах и черновые материалы (описание придворныхДолжностей) Остерман передал в архив Иностранной коллегии в 20-х го-дах XVIII в. (в 1730 г. он получил титул графа).
51
Государственном и дворцовом управлении. Как следует пониматьсмысл приведенной выше пометы? Нам думается, что она можетрассматриваться как подтверждение участия Остермана в состав-лении проекта Табели о рангах и его авторства первой редакцииэтого документа.Если понимать буквально смысл этой пометы, то получается,что третий по рангу после Головкина и Шафирова чиновникИностранной коллегии выступает всего лишь в роли «передаточ-ной инстанции». Вряд ли Юрьев Большой стал специально отме-чать такой незначительный факт, как передача ему Остерманомчьих-то черновиков.Возникает вопрос: когда Остерман мог составить проектТабели о рангах? Поскольку русская делегация на Аландскийконгресс вернулась в Петербург во второй половине сентября1719 г., то Остерман не мог приступить к выполнению порученияранее этого времени. Не считая кратковременных приездов к царюдля инструкций, он отсутствовал в России более полутора лет(с середины января 1718 г.)
2
°. В середине января 1721 г. Петр Iначал редактировать проект Табели о рангах. Наиболее ранняядата па одном из черновиков царя сделана рукой кабинет-секре-таря А. Д^ Макарова и относится к 19 января 1721 г.
21
Следова-тельно, (Остерман мог работать над проектом Табели о рангахнемногим" более года (с конца 1719 до начала 1721 г.)"УчПоскольку проведение всех реформ государственного управ-ления в России осуществлялось под непосредственным руководст-вом Петра I, то Остерман, по-видимому, получил указания отцаря о том, как составлять проект нового закона. Так не раз бы-вало в подобных случаях
22
.А. И. Остерман основательно изучил сведения о чинах в Авст-рии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Прус-сии, Франции и Швеции, которые имелись в Иностранной колле-гии. Названные страны весьма существенно различались поуровню социально-экономического и политического развития, го-сударственному строю п степени политической централизации.В этой связи представляется чрезвычайно важным попытатьсяопределить, какими реальными сведениями располагал Остерман.Мы можем частично ответить на этот вопрос. Данные о чинахв различных европейских странах содержались в записках, состав-ленных для нужд Посольского приказа по поручению Петра1 . находившимся на русской службе немецким барономГ. Гюиссеном .Некоторые из записок Гюйссена сохранились. Это «Показание
главных
служителей короны и двора аглинского, польского игишпанского» и «Краткая записка о каморных советниках приразных европейских дворах о чинах судей с изъяснением ихдолжности и о канцелярских служителях» на русском языке
24
.На документе есть помета «ранги», свидетельствующая, видимо,о том, что с ним знакомились при подготовке Табели о рангах.Эта записка является, по-видимому, частью какого-то более об-ширного сочинения. Она начинается словами: «Финанцыи

иликамор-советники, о которых чину и надлежащем управлении вы-ше сказано» (начало записки отсутствует). В ней описаны госу-дарственные и придворные финансовые учреждения и обязан-ности отдельных чиновников, главным образом Франции. Крометого, ь ней дан краткий обзор должностей чиновников судебноговедомства в Англии, Австрии, Венеции, Генуе, Голландии, Дании,Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Саксонии, Франции, Шве-ции. В одном деле с «Краткой запиской о каморных советниках»хранится «Описание должностей разных чиновников, служащихпри европейских дворах, также и некоторых судебных мест»1702 г.
25
.1713г

П. П. Пекарский, упомянув о том, что Гюйссен составил попоручению Петра I записку о чинах и коллегиях, не объяснил,почему предложениям Гюйссена не был дан ход. Видимо, в1713—1714 гг. у Петра I еще не сложился окончательно планпреобразований центрального управления, он лишь собирал дан-ные об учреждениях и чинах в европейских государствах. Пред-ставленные Гюйссеном сведения и служили для этой цели. Одна-ко они носили весьма общий характер и не давали конкретногопредставления о системе учреждений и чинов в той или инойстране. Остерман, надо полагать, знакомился с представленнымиГюйссеном материалами, однако в его проекте отсутствуют ка-кие-либо заимствования из законодательства Польши и итальян-ских государств. Это объяснялось тем, что многое в социально-политическом строе этих государств, где крупную роль игралааристократия, было несходно с положением России, в которой вво-дилась строгая иерархия учреждений и должностей, полностьюзависевших от воли неограниченного монарха. По этой же при-чине на выработку Табели о рангах не повлияло законодательствоо чинах Священной Римской империи, для которой была харак-терна раздробленность государственного управления
26
.
23
П. П. Пекарский.
Указ. соч., т. I, стр. 101—102." ЦГАДА, ф. 370, д. 15, лл. 1-13 об.1ам же, лл. 1—7 об. «Описание» имеет свою пагинацию.В архиве Иностранной коллегии сохранилось описание «О чинах цесар-ского двора», в котором перечислены должности придворных, минист-ров, послов, генералов и офицеров армии и гвардии и их оклады.
53
стерман знакомился также с регламентами Франции и Анг-лии. В XVII

начале XVIII в. Франция занимала особое местов Европе. Монархи и дворяне видели во французском абсолютиз-ме «образцовое» государство. Французское дворянство задавалотон своим собратьям по классу на Европейском континенте и счи-талось среди них самым «древним» и благородным, наиболееопытным в военном деле и самым культурным. Многие государистремились подражать во всем королю Людовику XIV, достигшемукрупных успехов в усилении неограниченного характера своейвласти и укреплении могущества Франции. В России второй по-ловины XVII в. опыт французских абсолютных монархов пропа-гандировал в своих сочинениях еще 10. Крижанич. Для неговысшим идеалом были не Англия и Голландия, где уже сверши-лись буржуазные революции, а абсолютистская Франция Людо-вика XIV, в которой безраздельно господствовало дворянство, чтоявлялось образцом для дворян всей Европы
27
.Царь Петр I тоже весьма интересовался Францией и пыталсяпосетить ее еще во время своего первого заграничного путешест-вия в 1697—1698 гг., но Людовик XIV, по словам герцога Сен-Симона, «вежливо отклонил его намерение» из-за политическихсоображений. Петр I совершил поездку во Францию лишь в1717 г.
28
Позже, при создании постоянной регулярной армии ифлота и разработке Воинского и Морского уставов, Петр I крити-чески использовал ордонансы и другие законодательные актыЛюдовика XIV
29
. Влияние французского законодательства отме-чено и при учреждении прокуратуры в России при Петре 1
30
.Опыт абсолютистской Франции, как мы покажем далее, оказалопределенное влияние и на разработку Табели о рангах.Сведения о чинах во Франции Остерман извлек из двух доку-ментов: «Известие рангу или порядку во Французском королев-стве между морских и горных офицеров обретающегося» и «Опи-сание короткое французского двора чинам и рангам или порядкуим, денежных дач годовых, которое выписано есть из диария,учиненного е. ц. в. от посла господина Андрея АртамоновичаМатвеева при его резиденции во Франции в 1705-ом и 1706-омгодах» В их основе лежал регламент Людовика XIV 1689 г.,о чем свидетельствует помета на полях. Оба эти документа являются  извлечениями
чениями из статейного списка, или дневпнка, русскогопосла в Голландии А. А. Матвеева, который он вел в Париже,находясь со специальной миссией при дворе Людовика XIV в1705-1706 гг.
32
Сын крупного политического деятеля, начальника Посоль-ского приказа боярина-«западника» А. С. Матвеева и Е. Г. Га-мильтон, дочери переселившегося в Россию шотландца,А. А. Матвеев был не только высокообразованным (он, в част-ности, хорошо знал латынь, греческий, польский, французский идругие языки), но и чрезвычайно наблюдательным человеком.Матвеев в большинстве случаев правильно разобрался в описы-ваемых им явлениях жизни французского общества, дал меткиеи точные характеристики многим государственным деятелямФранции. Примечательной особенностью его «Записок» являетсяточность и достоверность в изложении фактов и событий, стрем-ление автора опираться на современную ему литературу по исто-рии Франции
33
.«Записки» А. А. Матвеева, крупного государственного деятеляи дипломата, разделявшего взгляды царя Петра I на необходи-мость «прорубить окно в Европу», дают ценный материал дляответа на вопрос, что более всего привлекало внимание наиболееобразованных представителей «птенцов гнезда Петрова» в стра-нах Западной Европы и что они хотели перенести на роднуюночву в тот переломный период, когда в России осуществлялиськрупные реформы в экономике, государственном строе, культуреи быту. Содержание труда Матвеева о Франции начала XVIII в.свидетельствует о том, что его автора интересовали самые разно-образные стороны жизни французского общества времени Людо-вика XIV: двор, армия, дворянство, духовепство, политическийстрой, административная система, центральный и местный аппа-рат, науки и искусство, высшее образование.Сопоставление «Известия рангу...» и «Описания короткогофранцузского двора чинам и рангам...» с «Записками» Матвеевасвидетельствует о том, что в распоряжении Остермана было при-мерно 30% текста его сочинения. Оба документа содержат дан-ные о государственном строе Франции, организации центральногои местного управления страной, армии, системе придворных, воен-ных и гражданских чинов. Именно эти вопросы интересовалиПетра I при проведении преобразований в России. И Матвеев,надо полагать по запросу царя, присылал интересующие Петрасведения в Посольский приказ. Копии обоих документов сохра-нились в фонде Кабинета Петра I, обращавшегося к ним во времяработы над проектом Табели о рангах.
«Русский дипломат во Франции (Записки Андрея Матвеева)». Публика-зз Т

 В «Описании» были подробно перечислены все чины придвор-ного и государственного управления Франции, в том числе мест-ного (губернаторы), охарактеризованы их обязанности, составКоролевского совета и распорядок его заседаний, указаны разме-ры годового жалованья чиновников, названы имепа членов коро-левской семьи, а также представителей родовитой аристократии,занимавших различные посты в управлении государством и придворе. Повышенный интерес Матвеева к составу и компетенцииКоролевского совета и к обязанностям министров и государствен-ных секретарей, чьи функции он определил весьма точно, вполнеобъяснимы. В России в эти годы происходила перестройка адми-нистративной системы. Старые центральные учреждения

при-казы и Боярская дума не годились для осуществления новыхзадач во внутренней и внешней политике и проведения дальней-шей централизации управления. У Петра I не было «регулярного»совета. Опыт абсолютистской Франции, где весь государственныйаппарат был подчинен воле абсолютного монарха, мог быть в чем-то использован и в России
34
.А. А. Матвеев специально отметил, что французские королиявлялись неограниченными монархами. Ранее во Французскомкоролевстве была должность коннетабля, ныне она ликвидиро-вана, «понеже конетабль, который во всех воинских делах наи-вяпццую власть имел, отставлен». Войсками командуют маршалы,которые подчиняются королю. Матвеев включил в «Описание»раздел «О парламенте», который возник в 1302 г. «от короляФилиппа Беля и был в силе равной, как ныне Великобританскойпарламент, права свои содержать». Однако в правление Людо-вика XIII и его сына Людовика XIV парламент «всех своих силотпал» и «никаких дел ныне без власти королевской собою и безвеликого капцлера не может вершить, разве самых звычайныхи бесспорных»; теперь он является высшим судебным учрежде-нием Франции
35
. В «Описании» были приведены сведения о функ-циях парламентов в Париже и провинциях. Выдержки из «диа-рия» Матвеева содержали описание судебно-административных ифинансовых учреждений Франции (Счетная палата, Палата кос-венных сборов и др.).Специальный раздел «Описания» был посвящен подробнойхарактеристике французской армии, в особенности организациии численности полков гвардии, являвшихся опорой неограничен-ной королевской власти
36
. Матвеев отметил дворянский составгвардии и монополию дворян на замещение офицерских долж-ностей. Большой интерес русского дипломата к французской ар-мии понятен, ибо в это время Россия вела тяжелую Севернуювойну за выход к Балтийскому морю, и Петр I принимал энергич-
ые меры по созданию регулярной армии и военно-морского фло-та, жадно интересуясь опытом соседних государств.Во втором документе, характеризуя систему военных и мор-ских чинов во Франции, Матвеев обращал особое внимание наотсутствие местничества и строгое соблюдение иерархии должно-стей, т. е. на те же самые принципы, которые Петр I стремилсявнедрить в армии, флоте и гражданском управлении. Он такжеотметил отсутствие местничества при дворе Людовика XV:«В доме королевском всегда... приезд и отъезд свободной без вся-ких мест и чинов, как самых менших офицеров, так и шляхтыфранцузской». Если на придворных приемах офицеров и дворянприглашают за королевский стол, «и всех, высокого и меншегочину людей, места никоим образом не остерегаются, разве по ста-рости, без всяких споров, кто где займет место тем и доволь-ствуется» .Замечания Матвеева о государственном строе абсолютистскойФранции весьма любопытны. Они дают наглядное представлениео том, что интересовало русских деятелей за границей. В то жевремя Матвеев несколько переоценил степень исчезновения мест-нических нравов во Франции. Историк А. Н. Савин показал, чтоне только в 80—90-х годах XVII в., но и в первые два десятиле-тия XVIII в. родовитая французская аристократия, хотя и незанимала влиятельных постов в армии и государственном управ-лении, продолжала вести длительные споры из-за мест на при-дворных церемониях и в общественных местах
38
.При работе над проектом Табели о рангах Остерман отказалсяот заимствования каких-либо должностей и чинов из француз-ского законодательства. Обе записки Матвеева были использова-ны для составления сводного документа

«Описание фран-цузского двора чинам и рангам», который после сокращения(опущены имена некоторых чиновников и описание полков фран-цузской гвардии, парламента и финансовых учреждений; пере-чень чинов и должностей придворного, гражданского, военногои морского управления дан в виде таблицы) стал называться«Краткое описание французского двора чинам и рангам»
39
.Остерман обращался также к данным по истории государст-венного управления Англии. В его распоряжении были два источ-ника сведений по этому вопросу: «Стат или состояние новое Анг-лии под государствованием короля Вильема 1692 г.» (т. е. Виль-гельма III)
оду» Оба документа были посланы 11 июля 1707 г. посломв Лондоне Матвеевым.В первом документе, являющемся кратким изложением «Ста-та» 1692 г., перечислены 9 важнейших должностей в государст-венном и дворцовом управлении Англии, которые замещаютпринцы крови или «главнейшие афицеры», входящие в ТайныйСовет короля (канцлер, казначей, «хранитель приватной королев-ской печати», «верховной комнатной», «великий маршал, иликонюший», «великий адмирал» и др.). Матвеев отметил, что ранеев Англии существовал чин «великого наместника», который нынеупразднен, «понеже власть его безмерно велика была». По этойже причине еще в первой половине XVI в. уничтожена долж-ность великого коннетабля«Известие чинов» королевы Анны содержало более полное из-ложение должностей государственного управления и придворноговедомства. Помимо уже упоминавшихся в «Стате» 1692 г. долж-ностей чинов королевского Тайного Совета, председателем кото-рого был архиепископ Кентерберийский, названы государствен-ные секретари, епископы, члены английского парламента, «слу-жители города Лондона», «цивилисты и юристы, то есть ученыев гражданских делах и в правах». Матвеев специально отметил,что в Англии отсутствует местничество: при дворе, в армии, фло-те и гражданских учреждениях «никаких рангов ни в чем не бы-вает». Такие же нравы Матвеев заметил и в быту английскихдворян. «В домех же вельможных или партикулярных, как воФранции, так сходной тому поведению и в Англии,— подытожи-вал он свои наблюдения,— ряд обходится, кто прежде придет исидит, хотя бы меньшей дворянин, а в то же время случилосявысокому короны той войтить министру, повинен он без всякогобольшему предосуждения или умаления части его держать преж-нее свое место, где он его до того занял, и тот вельможа свое надним начнет иметь со всякою люцкостыо без малейшей о том зло-бы или рвения, что уже в твердой обычай здесь вошло»
43
.Повышенный интерес Матвеева к взаимоотношениям «вель-мож» и «меньших дворян» во Франции и Англии объяснялся тем,что в России первой четверти XVIII в. пережитки местничествавсе еще давали о себе знать.«Известие чинов» королевы Анны Остерман сократил, оставивлишь перечень должностей членов королевского Тайного Совета,который включил в «Описание рангам четырех европейских дво-ров»: Англии, Дании, Пруссии и Швеции
44
.При знакомстве с содержанием обоих регламентов о чинахв Англии обращает на себя внимание тот факт, что в них не было
 строго проведено разделения обязанностей между чиновникамигосударственного управления и придворного ведомства: и те идругие входили в королевский Тайный Совет. По регламенту ко-ролевы Анны, первым председателем Тайного Совета был неканцлер, а духовное лицо (архиепископ Кентерберийский).Регламенты о чинах Англии и Франции (как правильно отме-тил В. А. Евреинов), были использованы при составлении Табелио рангах в России, но главное влияние оказало законодательствоПруссии, Дании и Швеции, где имелась более детально разрабо-танная система чинов придворного и государственного управле-ния-
45
.|Наиболыпее влияние на разработку Табели о рангах оказалозаконодательство Шведского и Датско-Норвежского государств?Обращение русского правительства к их опыту было вызвано тбМ;что в социально-экономическом и политическом развитии Скан-динавских стран и России имелось много сходного. Если по уров-ню социально-экономического развития Швеция занимала проме-жуточное положение между феодально-крепостнической Россиейи такими передовыми буржуазными странами, как Англия иГолландия, то в политическом отношении она была сравнительномолодым абсолютистским государством, где самодержавная фор-ма правления установилась в последней четверти XVII в., т. е. втот период, когда в России вполне отчетливо определился пере-ход к абсолютизму. Это привлекало внимание Петра I к опытусвоего ближайшего соседа, сумевшего достичь крупных успеховв укреплении государства. Могущество королевской власти вШвеции поддерживалось регулярной национальной армией, ком-плектуемой на основе рекрутских наборов, чего не было в боль-шинстве европейских стран; разветвленной сетью бюрократиче-ских учреждений, коллегиальных по форме. Уже в XVII в. Шве-ция считалась образцовым коллегиальным государством. Такимиже чертами характеризовалось развитие хозяйства, социальныхотношений и государственного строя в соседнем с Швецией Дат-ско-Норвежском королевстве, где имелась особенно детально раз-работанная система бюрократических учреждений и чиновЗОбращение Петра I и его ближайшего окружения к опытуСкандинавских государств объяснялось во многом также и тем,что в ^тих странах существовала сильная королевская власть.Это отвечало интересам сторонников абсолютной власти монархав самой России. В начале XVIII в. среди части русских дворянраспространялись рукописные историко-географические компиля-ции, в которых приводились данные о государственном устрой-
 стве ряда европейских стран. Особым вниманием образованныхдворян пользовалось «Краткое описание государств Европейских».Его автор с симпатией описывал историю тех стран, где прежниесословно-представительные учреждения уступили место самодер-жавию (например, в Дании в 1662 г., в Швеции в 1680 г.). Затогосударственный строй Речи Посполитой в этом трактате под-вергался сильным нападкам со стороны автора, а положение анг-лийского короля, чья власть была ограничена парламентом, вы-зывало у него состраданиеВ этой связи уместно напомнить,что и некоторые сподвижники Петра 1 отрицательно относилиськ государственному строю тех стран, где ущемлялась самодержав-ная власть монарха. Так, П. А. Толстой, посетив в 1697 г. РечьПосполитую, с осуждением писал о магнатах и шляхте, которые«не могут никакого государственного дела сделать без боя и бездраки»
48
. Другой сторонник реформ, известный «прожектёр»Ф. С. Салтыков, советовал Петру I заимствовать из опыта евро-пейских государств лишь то, что «приличествует токмо самодер-жавствию, а не так, как республикам или парламенту»
49
.При проведении реформ центрального и местного управленияв России, а также преобразований в системе права правительствоПетра I критически использовало опыт Швеции. По поручениюПетра I в Россию присылали также датские указы, регламенты,инструкции и другие законодательные материалы.
50
В распоряжении А. И. Остермана имелись копии уставово чинах, изданных в 1696 и 1705 гг. королем Карлом XII для Шве-ции, а также отдельно для Лифляндии, Эстляндии и Ингерман-ландии.
51
В регламенте 1696 г. дан перечень военных, морских,гражданских чинов, содержащий 40 рангов, или разрядов. В не-'которых случаях под одним номером указано несколько должно-стей. Внутри каждого ранга чиновники размещались в зависи-мости от выслуги

«кто старше пожалованы». Вслед за перечис-лением рангов и должностей чиновников в регламенте 1696 г.помещались 5 статей.
52
Согласно 1-й статье, чиновникам, под угро-зой штрафа, запрещалось требовать себе более высокий ранг, чемтот, на который они имели патенты от короля. До утверждениякоролем патентов чиновники и офицеры не могли пользоватьсятеми правами и привилегиями, которые им дает более высокийчин (2-я ст.). Лица, получившие чины и ранги на службе у иност-ранных государей, должны были подтвердить их у шведского

ороля (3-я ст.). Получение нового ранга при отставке зависелоот короля. Лица, совершившие преступления, лишались своихчинов и рангов (ст. 4—5-я). Регламент о рангах 1705 г. по срав-нению с уставом 1696 г. претерпел незначительные изменения:в него включены должности президента Висмарского трибунала(3-й ранг) и названа «вдовствующая королева», мать Карла XII.Правительство Петра I, внимательно следившее за ходомвнутриполитической борьбы в Швеции
53
, старалось учитыватьвсе изменения в политической структуре своего соседа при прове-ден»и реформ управления в России.^ведения о датской системе чинов Остерман извлек из регла-мента короля Христиана V от И февраля 1699 г. и регламентаего сына Фредерика I
V
от 1717 г.
54
^Регламент короля Христиа-на V перечислял 103 чина дворцовМю, военного и государствен-ного управления, которые были разбиты на 9 классов, или степе-ней. |В отличие от уставов других европейских государств, в нембыли перечислены «женские ранги» (всего 21)
вЦ1
Т. е. те лица, ко-торые допускались на приемы ко двору короля. ЗОни соответство-вали рангам верхушки чинов дворцового, военного и государствен-ного управления. В датском регламенте было 5 статей. Корольв законодательном порядке закрепил за членами своей семьиправо получать высшие ранги «по их высокому урождению». Вто-рая статья регламента содержала очень важное постановление:лица, дослужившиеся до должностей трех первых степеней,и члены их семей, пезависимо от происхождения, становились по-томственными дворянамй*.-ч В этих классах была верхушкапридворных сановников

*члены
королевского Тайного Совета,генералитет, адмиралы, графы, бароны, тайные советники, обер-маршал, обер-гофмейстеры и др.
55-56
Далее шли две статьи: о соб-людении рангов в общественных местах и на публичных церемо-ниях, а такя{е о порядке получения рангов при отставке со служ-бы. Регламент 1717 г. незначительно отличался от регламента1699 г.: несколько иное распределение должностей по классам приувеличении количества
МУЖСКИХ
рангов со 103 до 110, а женскихс 21 до 23.Пруссия была третьей страной, чье законодательство о чинахи рангах оказало значительное влияние на проект Табели о ран-гах А. И. Остерманар Политические взгляды последнего изученынедостаточно. М. А. Полиевктов, специально касавшийся этоговопроса, отметил, что Остерман прошел хорошую школу под ру-ководством Петра I. Занимая крупные посты в дипломатическом,а позже и в государственном Ваппарате, он выступал защитником«государственного интереса», добивался укрепления могуществаабсолютной монархии Сохранившиеся в процессе составления проекта Табели о ран-гах документы свидетельствуют о том, что Остерман был сторон-ником той политической системы, которая сложилась в Пруссиии других немецких государствах во второй половине XVII

на-чале XVIII в. Ее важнейшей составной частью было строгое раз-деление функций между отдельными звеньями государственногоуправления, мелочная регламентация деятельности чиновникови всех подданных. При закрепощении основной массы сельскогонаселения, слабости городов и бюргерства вся политическаявласть была в руках дворянства, являвшегося опорой короля вборьбе за политическую централизацию. Наиболее сильным не-мецким государем был курфюрст Бранденбурга (Пруссия), су-мевший найти прочную опору у прусских дворян-крепостников.В 1701 г. бранденбургский кур&юрст Фридрих I (1688—1713 гг.)принял титул короля Пруссии. Дереход к абсолютной монархиив Пруссии сопровождался созданием постоянной армии, центра-лизованного разветвленного аппарата управления, полиции иустановлением крайне мелочной полицейской опеки над деятель-ностью чиновников. Подражая абсолютным монархам Франции,прусские короли стремились создать пышный двор. Обязанностипридворных и слуг были тщательно регламентированы.В незавершенной записке под названием «Предложение, изиных ранг регламентов сочиненное»
58
, которая сохранилась в од-ном деле вместе с проектом Табели о рангах Остермана и други-ми подготовительными материалами, развивается мысль о необ-ходимости точно определить круг обязанностей каждого чинов-ника, ибо от их числа зависит порядок в государстве. «Где многиесоветники, суть тут и изрядно поступается». Автор записки счи-тал необходимым, чтобы монархи «всегда угодных людей имели,хотя оные не всегда яко работники употребляютца, один другомувспомогает, и что один не ведает или не разумеет, другой объявити общими советами учинить могут, понеже редко один так к мно-гим делом искусство имеет». Заметим, что эта же мысль разви-валась в указах и регламентах Петра I о введении коллегий вРоссии.Нарушение принципа разделения обязанностей между совет-никами, говорилось в записке, пагубно отражается на судьбахгосударств: «Гишпания многие земли, флоты и войска имела, нопонеже регулярного разделения и учрежденного управления в со-ветах не было, и для того оная великая махина и сила по временив умаление и не в какое разсуждепие пришла». Желанный идеалавтор записки видел в государстве прусского типа. «А противого,— продолжал он свою мысль,— другие князья средней силычрез порядочные советы и жестокие розыскивания всех дел, на
которые
предстоящим конъюнктурам временем разсуждение име-ли и после время свое усмотрели и от всех разумных пользовалисясилу и слабость по состоянию разсуждая, свое государство по-тому нутренно и снаружи благо учредили, добрые советы слу-шали и приняли и протчее к вящщей славе, силе и к достоинствудостигли»
59
.Однако было бы неверно объяснять обращение к опыту прус-ской монархии при составлении проекта Табели о рангах толькопозицией Остермана. Гораздо большее значение имело то обстоя-тельство, что сам царь Петр I испытал определенное влияниеидеологов прусской абсолютной монархии. Сочинения Пуффен-дорфа он рекомендовал в качестве учебного пособия по историицаревичу Алексею, а позже приказал издать их на русскомязыке
60
.В бумагах А. И. Остермана сохранились переводы «Королев-ского прусского учреждения о степени 1705 году» и нового«Устава о рангах» 1713 г. Фридриха 1
6
\ а также немецкие текстыи русские переводы «Дворцового регламента курфюрста бранден-бургского Фридриха» от 16 сентября 1699 г. и регламентов, опре-деляющих обязанности чиновников различных отраслей дворцо-вого управления (обер-маршал, обер-шталмейстер, обер-шенк,гофмаршал и др.)
62
. Королевский регламент о рангах, изданныйв апреле 1713 г., не вносил принципиальных изменений в устав1705 г., установивший строгую иерархию чинов в государстве.Главная мысль, которая пронизывала «Королевское прусское уч-реждение о степени 1705 году»,— это беспрекословное подчинениенизших чиновников высшим, которые в свою очередь зависели откоролевской власти.А. И. Остерман внимательно изучал прусские регламенты. Из«Королевского прусского учреждения о степени 1705 году» онвыписал все придворные и гражданские чины, которые отсутст-вовали в шведских регламентах
63
, и использовал эти данные дляраспределения существовавших в России должностей по классам.Перечень чинов, содержащихся в прусском «Учреждении» 1705 г.,после некоторого сокращения изложения обязанностей чиновни-ков был включен Остерманом в «Описание рангам четырех евро-пейских дворов»
Ших системах чинов в большинстве европейских стран, в томчисле и самые поздниеДПреимущественное внимание Остерманак законодательству о чинах Швеции, Дании и Пруссии объясня-лось наличием черт сходства в социально-экономическом и поли-тическом строе этих стран и России, что и обусловило исполь-зование их опыта русушм правительством при проведении адми-нистративных реформ/),
И
то же время регламенты о чинахФранции и особенноАнглии, в государственном строе которойзначительную роль играла буржуазия, имевшая свои сословныеорганы, меньше повлияли на составление Табели о рангах.В этой связи будет уместно сказать, что инициатором такогоподхода к использованию законодательства европейских страно чинах был Петр I, а не А. И. Остерман, которому отводиласьроль аккуратного и послушного исполнителя распоряжений царя.В фонде Кабинета сохранились регламенты о чинах Англии, Да-нии, Пруссии, Франции и Швеции, которые царь изучал во времяработы над проектом Табели о рангах
65
. Надо думать, что по егоуказанию Остерман составил уже упоминавшиеся экстракты изрегламентов о чинах различных европейских стран. Изучив со-держание регламентов о чинах основных европейских страп, ко-торыми располагала в то время Коллегия иностранных дел, Петр Iи рекомендовал Остерману взять за основу при составлении про-екта Табели о рангах уставы Швеции, Дании и Пруссии.Чтобы дать ответ на вопрос об источниках Табели о рангах,необходимо изучить все сохранившиеся редакции проекта этогозакона и подготовительные материалы к ним. Помимо иностран-ных уставов в распоряжении Остермана были русские законода-тельные материалы. О соотношении русских и иностранныхисточников дает представление изучение текста остермановскойредакции проекта Табели о рангах. Остерман составил проектТабели о рангах, который состоял из двух частей: «Объявлениео рангах»
66
и пояснительный текст к нему, насчитывавший14 статей, или, как его называли современники, «Пункты». Онибыли составлены в форме проекта царского указа и кончалисьсловами: «Дан за подписанием нашей собственной руки и госу-дарственною нашею печатью в резиденции нашей в Санкт Петер-бурге»
67
.Обратимся к содержанию «Объявления о рангах». Оно вклю-чало 44 должности придворного и 103

«цивильного» штата,итого 147 названий. В «Пунктах» Остерман специально оговорил,что он не включил в проект воинские и морские чины, духовенст-во и кавалеров ордена Андрея Первозванного
в8
, но не мотивиро-вал это. Отсутствие воинских и морских чинов в проекте можно Объяснить тем, что Остерман не считал себя подготовленным дляраспределения по рангам офицеров армии и флота.Интересно примечание о «духовном чине». По-видимому, онопоявилось после знакомства Остермана с законодательством Да-нии. В датском регламенте о чипах (1699 г.) были названыпредставители верхушки духовенства: епископы в Зеландии ив столице Норвегии Христиании, королевский духовник (3-й
ранг);
епископы провинций (4-й ранг), «приходские и дворцовые попыв
Копенгагене»
(8-й
ранг)
69
. Зная о недовольстве Петра I
оппо-зицией
части иерархов его преобразованиям, а также отношениирусской церкви к делу царевича Алексея, Остерман не решилсявключить в проект Табели о рангах «духовный чин» и тольконапомпил о нем царю.Все должности в «Объявлении о рангах» были разбиты на13 степеней, или классов. За основу классификации были взятыранги придворного штата, которым отдавалось предпочтение пе-ред должностями государственного аппарата. В этом отношенииОстерман следовал обычной в средние века практике, ибо слуя^бадворян при дворе всегда считалась боле& важной и почетной,нежели в государственных учреждениях._Цринцип распределениядоляшостей по степеням, или классам, был им заимствован издатского законодательства, но количество степеней установленок зависимости от той номенклатуры должностей, которая склады-валась к этому времени в России^Остерман полагал, что могу-ществу абсолютного монарха должен соответствовать пышныйдвор с многочисленными служителями. Поэтому он рекомендовалввести в России многое из того, что уже было при дворах другихевропейских монархов, отдав предпочтение датской и, особенно,прусской системам придворных чинов, которым была свойственнадетальная регламентация обязанностей каждого служителя.Остерман предложил включить в придворный штат не тольковысшие слои придворных чинов (обер-маршал, обер-камергер,обер-шталмейстер, обер-гофмейстер, камергеры и т. п.), но и низ-шее звено служителей, ведавшее дворцовым хозяйством и обслу-живанием членов царской семьи, включая камердинеров, берейто-ров, поваров, кондитеров, музыкантов, курьеров и т. д.
70
«Евро-пеизация» государственного строя России затронула и бытцарского двора: в придворный штат включались должности капель-мейстера, экзерцициймейстера, библиотекаря, антиквариуса и др.В данном случае он не только следовал примеру западноевро-пейских дворов, но учитывал и широту кругозора Петра I, кото-рого интересовали различные отрасли науки, техники, культуры.Включая в Табель о рангах некоторые придворные должности,
Там же, д. 56, лл. 29 и об., 31.В «Предложении» обязанности антиквариуса объяснялись так: «Анти-квариус оной есть, которой пад манетами, штатутами и над комороюстаринных вещей иадзирание имеет» (там же, д. 16, л. 54 об.). Остерман стремился подчеркнуть их дворянский характер. Так,поясняя обязанности обер-кухенмейстера, чья должность былатакже в прусском п датском регламентах, он писал, что это «нынепочитай всюда дворянская шаржа есть»Большинство названий должностей придворного штата в«Объявлении о рангах» было заимствовано из прусских регламен-тов. Однако на самом деле 34 должности из 44 существовали прирусском дворе в XVII

начале XVIII в., но под другими наиме-нованиями. В этом легко убедиться, сравнив «Объявление о ран-гах» с «Показанием древних российских чинов гражданских ипридворных с изъяснением каждого», составленным в Иностран-ной коллегии в 1721 г. Ознакомившись с «Объявлением о рангах»,Петр I не во всех случаях сразу нашел им русские эквивалентысреди должностей дворцового управления. Сохранилась черноваяроспись придворных чинов, написанная рукой А. Б. Макарова,в которой было 13 классов. Против некоторых названий в скобкахдано русское толкование, которое сделал Макаров или записал сослов Петра I; например: «гран метре де ла робе — казначей илибоярин большой казны», «мунт-шенк

ямской прикащик», «на-дворный цейхмейстер

купчина ис купечества», «шлосфохт

товарыщи губных старост», «антиквариус

головы ларечные»,«обер-шенк

Ямского приказа судья»
72
.Во время редактирования проекта Табели о рангах в январе1721 г. Петр I приказал Иностранной коллегии составить «Пока-зание древних российских чинов гражданских и придворныхс изъяснением каждого»^содержащее описание обязанностей дум-ных чинов, дьяков, гостей, подьячих трех статей, а также придвор-ных должностей, причем в ряде случаев указаны их немецкиеэквиваленты (ловчий

обер-егермейстер, стряпчий

гофмей-стер, стольдак

титулярный камергер, чарошник

мунт-шенки т. д.)
73
. |Этот документ интересен в нескольких отношениях.Во-первых, Эй свидетельствует о том, что в России XVI—XVII вв.существовала своя система чинов в дворцовом и государственномуправлении. Во-вторых, многие из чинов русского придворногоштата вошли под новыми, преимущественно немецкими, назва-ниями сперва в редакцию проекта Табели о рангах Остермана,а затем и Петра I.Гораздо
ролъШт
интерес в проекте Остермана представляет«цивильный» штат, чКогда он приступил к составлению «Объяв-ления о рангах», номенклатура новых гражданских должностейв России в основном уже сложилась. Она во многом была заим-ствована из Швеции, чьи учреждения Петр I неоднократно реко-мендовал брать за образец при разработке регламентов и инструкций вносяЯ
в них необходимые коррективы применительно к рус-
Ц
"ой действительности. Так, в указе Сенату от И декабря 1717 г.одержался составленный Петром 1 «Реестр людем в коллегиях»,котором перечислены должности советников, асессоров, секре-тарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, пе-реводчиков
74
. Должность переводчика существовала в Посольскомприказе еще в XVII в. Спустя четыре дня в новом указе царябыли названы президенты и вице-президенты коллегий Долж-ности канцлера и подканцлера
76
, а также действительных тайныхи надворных советников существовали уже в начале XVIII в.3 ноября 1718 г. сенаторам и президентам коллегий были розда-ны копии «приговору сенатцкого» и подготовке к реформе мест-ного управления, в которой были названы должности губернато-ров, ландсгевдингов, ландрихтеров, земских секретарей, камери-ров, ландмейстеров, кирхеншпильфохтов. 26 ноября 1718 г.Петр I собственноручно составил перечень органов губернскогоуправления и дал русское толкование 14 шведским терминам(ландсгевдинг, обер-ландрихтер, ланд-секретарь, бухгалтер, ланд-рентмейстер, ланд-фискал, ландмейстер и др.)
17
. В связи с соз-данием Юстиц-коллегии и сети местных судов в официальныхдокументах были указаны основные должности судебных чинов-ников Швеции
78
. В январе 1719 г. были изданы инструкции воево-дам, земским комиссарам, земским камерирам, в феврале

регла-мент Штатс-контор-коллегии, в марте

Камер-коллегии, содер-жавшие подробный перечень учреждений и должностей местногоуправления
7
". 19 февраля 1719 г. был подписан указ об устрой-стве канцелярии Сената, в котором дано определение обязанностейотдельных чиновников
80
, и т. д. Наконец, после того как Петр Iисправил 12-й вариант Генерального регламента коллегий, еготекст 30 апреля 1719 г. был разослан всем коллегиям для внесе-ния дополнений и изменений
8!
. В этом документе были такженазваны основные должности центрального и местного управ-ления.Таким образом, свыше 90% названий должностей государст-венного управления, включенных в «Объявление о рангах», к вес-не 1719 г. уже можно было найти в русских официальных доку-ментах. В отдельных случаях Остерман использовал русскоезаконодательство при составлении номенклатуры должностей,сославшись на Генеральный регламент Кроме того, Остерман привлекал и иностранные уставы, заим-ствуя наименования должностей, которых еще не было в России.Так, из шведского регламента 1696 г. были взяты названиядолжностей обер- и унтер-штатгальтеров в столице, экономииштатгальтера, губернаторов пограничных провинций
83
; из дат-ского устава 1699 г.— обер-директора над пошлинами, директорапровинциальных пошлинных сборов, титулярных государствен-ных^советников и камергеров
84
.^Знакомство с «цивильным» штатом свидетельствует о том, чтов
нЗЯГ
количественно преобладали должности низшего и среднегозвена чиновничества, что отражало рост бюрократизации государ-ственного управления при абсолютизме. На долю высшегочиновничества (1—6-й ранги) приходилось всего 23 должностииз 102(ЛВ «Объявлении о рангах» были подробно перечислены должно-сти секретарей, переводчиков, актуариусов, архивариусов, нотариу-сов, камериров, имевшихся в центральных (Сенат и коллегии), гу-бернских, провинциальных и уездных учреждениях, а также ворганах городского самоуправления, возглавлявшихся бургомист-рами. В нем были названы должности почтмейстеров и межевщи-ков в городах, а также канцеляристов, копиистов и вахмистровколлегий, которые имелись в шведском регламенте 1696 г.|При размещении должностей по классам в «Объявлении о ран-гах») Остерман следовал иерархии должностей, которая была на-мечена в Генеральном регламенте коллегии^ Иностранное зако-нодательство, особенно датское и прусское, оказало большоевлияние на размещение должностей по рангам
85
. Однако букваль-ного совпадения не было: Остерман использовал идею разделениядолжностей по классам, но предложил свою группировку; внутрирангов должности следовало размещать в зависимости от временивыслуги их обладателей. «Цивильный» штат государства, по егопроекту, должен был возглавлять канцлер «как первый министр».Вместе с ним входили в 1-й ранг президенты коллегий и действи-тельные тайные советники. Во 2-м ранге находились генерал-губернаторы, обер-штатгальтер в столице, вице-канцлер, а такжетайные советники. Последней должности, как видно из «Объяв-ления о рангах», Остерман придавал большое значение. Помимоних еще были тайные советники канцелярий и тайные военныесоветники (4-й ранг), имевшиеся в рангах Дании и Пруссии,а также советники коллегий (4-й ранг), надворные и титулярныесоветники, асессоры коллегий (8-й ранг) и асессоры надворныхсудов.В пояснениях к «Объявлению о рангах» Остерман мотивиро-вал целесообразность включения должностей действительных
айных советников в 1-й ранг, а также предложенную им раз-бивку придворных и государственных должностей по рангамссылками на пример европейских, особенно немецких, государств,важную роль в управлении играли тайные советы. И хотясвоем проекте Табели о рангах Остерман должен был исходитьиз отсутствия в России Тайного совета, все его симпатии былина стороне последнего

.В проекте Остермана отсутствует чин «сенатора», хотя в офи-
циальных
документах того времени Сенат именовался «Прави-тельствующим» и «Высокоправительствующим». Когда он началработу над своим проектом Табели о рангах, русское правитель-ство уже располагало сведениями о тех изменениях, которыекороль Карл XII произвел в системе высших оргапов Швеции.Находившийся на русской службе немец Г. Фик, которому Петр Iпоручил помогать Я. В. Брюсу составлять регламенты и инструк-ции коллегий и других учреждений, представил в Иностраннуюколлегию 25 апреля 1718 г. записку по этому вопросу. В ней со-держались данные об организации высшего управления странойпосле утверждения абсолютизма в правление Карла XI и его сынаКарла XII. Став самодержавным монархом, Карл XI стремилсяправить единолично с помощью своих советников. Для усиленияцентрализации и улучшения работы учреждений он провел болеечеткое распределение обязанностей между ними, снабдил их рег-ламентами и инструкциями, которые все были обязаны неуклон-но выполнять. Фик отметил, что, добиваясь укрепления неогра-ниченной власти, «в определении служителей смотрел корольбольше на достоинство, нежели на породу», мало считаясь с «Се-натом», т. е. риксродом. В результате в правление Карла XI«французскому и всенародным максимам самодержавства после-довали»
87
.Карл XII, ведя Северную войну, на время частых и длитель-ных отлучек опять стал использовать «Сенат» как высший органдля управления Швецией, «однако ж он принцессе, своей сестре,президиум во оном отдал». В 1714 г. король реорганизовал управ-ление, и чтобы ослабить влияние риксрода, подражая «от боль-шей части французским порядком», учредил должности 6 ми-нистров («стацратов»

государственных советников) во главес «вышним омбуцманом». После этой реформы «Сенат иного дела,окроме судебного, не имеет», его члены фактически стали превра-щаться в обычных советников короля, каждый из них имел дру-
86
Мысль о необходимости абсолютному монарху иметь Тайный совет, вкотором сосредоточено решение важнейших дел и члены которого по-ставлены над всеми государственными учреждениями, подчиняясь толь-ко королю, подробно развивалась в «Предложении» (ЦГАДА, ф. 370,Д. 16, лл. 50—50 об., 77—79 об.). Позже, в 1724 г., Остерман составил про-ект регламента Иностранной коллегии, которую он называл Тайным со-
 гой чин (обер-штатгальтер, генерал-губернатор, обер-гофмаршали т. д.). «И ныне,—писал Фик,— есть, почитай, такой вид, чтосей король титул сенаторской весьма отставить хощет», и «ни-кому больше не дает»
88
.Доставленную им информацию внимательно изучали в России.По запросу Иностранной коллегии Фик представил 20 марта1719 г. справку «Ранг швецкому гражданскому стату», в которойбыли отражены изменения, произведенные Карлом XII в 1714 г.в управлении Швецией
89
. Следует подчеркнуть, что Остерман ибез записок Фика хорошо знал состояние государственного управ-ления в Швеции после смерти Карла XII: находясь на Аландскомконгрессе, он постоянно посылал за такой информацией агентовв Стокгольм, а в июле 1717 г. сам посетил столицу Швеции
90
.С учетом приведенных данных можно полагать, что опытШвеции также повлиял на решение Остермана не включать долж-ность сенатора в Табель о рангах, чтобы подчеркнуть зависимоеположение Сената от власти абсолютного монарха и предупре-дить образование такого органа, который мог бы как-то ущемлятьсамодержавие. Подобная позиция Остермана соответствовалатой линии, которой держался в отношении Сената Петр I, давав-ший сенаторам чин тайного советника и не включавший их долж-в Табель чипов.|В целом при составлении «цивильного» штата и размещенииего должностей по рангам в проекте Остермана чувствуется боль-шая, чем в придворном штате, зависимость от иностранного, осо-бенно шведского и датского, законодательства. Однако при этомследует отметить «вторичный характер» использования иностран-ных наименований должностей государственного управления:сперва их заимствовало правительство, затем эти названия бралОстерман и дополнял их перечень некоторым количеством иовых«чипо?,», еще не встречавшихся в официальных русских доку-ментахГ>Рассмотрим содержание «Пунктов» к Табели о рангах. Ониначинались словами: «По примеру других учреждений ранговследующие пункты к вышеписанному (т. е. к «Объявлению о ран-гах»,—
С. Т.)
прибавлены, дабы сие дело в совершенный порядоки ясность привести» Из 14 статей «Пунктов» Остерман взял5 статей из регламента 1696 г. Карла XII, не меняя их располо-жения. Статья 1-я шведского регламента определяла размерынаказаний чиновникам, если они будут требовать более высокиеранги, чем те, на которые имели право. Остерман указал, когдачиновникам не следует придерживаться имеющихся у них рангов.






3 С. М. Троицкий65